В велобоксе нельзя, в подъезде опасно, а дома негде. Где хранить велосипед зимой?

14 849
09 декабря 2022 в 15:50
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

В велобоксе нельзя, в подъезде опасно, а дома негде. Где хранить велосипед зимой?

Для велосипедиста год делится на две части: сезон или несезон. Сезон — это быстрые километры, чудные пейзажи, новые маршруты. Несезон — это время затишья, альтернативных развлечений и способов поддержания формы. Но и время привести свой транспорт в порядок тоже. Поленились, забили — и одна-единственная зима может убить самый крутой велик. Что нужно сделать прямо сейчас и куда поставить велосипед на зимовку, если дома совсем нет места?

Оставите в открытом велобоксе — попадете на деньги

Открытые дворовые велобоксы — то, что казалось такой хорошей идеей летом, — совершенно не подходят для хранения велосипедов зимой. Загляните в любой из них, чтобы убедиться в этом. Кровля не спасает: и снег, и дождь все равно задувает внутрь через сетчатые стенки. Велосипед, по сути, зимует на улице, а это минусовая температура, влажность и все прочие неблагоприятные факторы.

Можно сказать, что велики, оставленные на полгода в таких условиях, — просто брошены на волю случая. Им точно не пойдет это на пользу, а размер ущерба будет зависеть от того, насколько хорошо велосипед был законсервирован (и занимались ли этим вообще), насколько качественные материалы использовал производитель, насколько повезло с погодой.

— Главная проблема — перепад температур. Если велобокс открытый, туда все равно попадает дождь, снег, грязь и соль с дороги. Стандартная проблема — начинают ржаветь механизмы. Можно попытаться законсервировать велик, использовав подходящую смазку на основных узлах. Полностью это вопрос не решит, но облегчит симптомы, — отмечают специалисты.

Что произойдет с велосипедом за зиму? Давайте мы покажем наглядно, тем более что примеров в любом велобоксе достаточно — сразу видно, что некоторые модели провели здесь не одно межсезонье.

Ржавеет привод: цепь, передние и задние звезды. Ржа съедает металл, он истончается. Цепь закоревает. Механизм выходит из строя.

— Сколько будет стоить замена? Цепи сейчас стоят от 30 рублей, трещотки — где-то от 40 и выше, — говорят нам в веломагазине.

8 звезд, зубьев в звездах кассеты: 12-32
10 звезд, зубьев в звездах кассеты: 11-36
8 звезд, зубьев в звездах кассеты: 11-34, 370 г

Важно отметить, что это нижний порог цен. Все же выбирали велик покруче, когда покупали, в итоге замена компонентов может обойтись в весьма солидную сумму. Если вообще удастся найти комплектующие: по нынешним временам это очень непростая задача.

— Кто-то скажет: да и ладно, будет нужно — займусь, куплю, поменяю. Но есть нюансы: цены очень меняются, с качественными запчастями на рынке тоже все очень непросто. Нужно беречь велосипеды, которые покупались раньше в хорошей комплектации: они могут долго отъездить при должном обслуживании. Или можно ушатать их просто от неряшливости за год или два, а потом что-то выдумывать и вешать то, что просто удалось найти. Оно вам надо? — справедливый вопрос от веломастеров.

В этом отношении закрытые велобоксы — более удачный вариант. Но и они моментально промерзают со всеми вытекающими последствиями.

Будете хранить в подъезде — нарветесь на скандалы

Так уж повелось, что велосипеды, детские коляски, тюбинги и санки многие по привычке оставляют на хранение в подъезде: в тамбуре, на лестничной клетке и прямо на лестнице, пристегнув замком к перилам. Идея заведомо неудачная и влекущая проблемы.

Во-первых, могут быть против соседи, и понять людей можно. Подъезд — это не склад, не кладовая, а место общего пользования. И существуют Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, закрепленные аж постановлением Совмина.

Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, п. 16.6:

гражданам и организациям в жилом доме запрещаются загромождение коридоров, лестничных маршей и площадок, проходов, запасных выходов и других вспомогательных помещений.

Так что претензии могут быть не только у соседей, но и у работников ЖКХ, МЧС, а аргументов для защиты вы не найдете. Лучше вовсе не создавать проблему себе и другим.

 Во-вторых, такой способ хранения совершенно точно не является безопасным, причем примеров, когда из подъезда похищали велосипеды, множество. Не спасают ни велозамки, которые, как мы уже выясняли, не так-то сложно вскрыть, ни установленные камеры видеонаблюдения.

тросовый, запирание на ключ, длина: 1.8 м, толщина: 10 мм
тросовый, запирание на ключ, длина: 0.9 м, толщина: 12 мм
тросовый, запирание на ключ, длина: 1.2 м, толщина: 6 мм

Дома — хорошо, но хватит ли места?

Ваше жилище идеально подходит для хранения велосипеда. Благоприятная температура, умеренная влажность, доступ к велосипеду для очистки и обслуживания — все хорошо. Одна проблема: велик занимает место. А если в семье не один велосипед, а несколько, то впору превращать какую-то комнату в импровизированный велогараж на зиму. Есть у вас лишняя комната?

Балкон — скорее нет, чем да

Решая проблему загромождения пространства, некоторые отправляют велосипеды зимовать на балкон. Чтобы они занимали меньше места, можно использовать специальные подвесы: за раму или переднее колесо велосипед крепится к стене. Такой способ используют часто, достаточно взглянуть на окна любой многоэтажки.

Этот способ, кстати, не всегда подходит для велосипедов с амортизационными вилками.

— В вертикальном положении из вилки может начать подтекать масло — есть такая болезнь, особенно если вилка вовремя не обслуживалась, — предупреждают специалисты. — Поэтому самое правильное — естественное положение для велосипеда: горизонтально на колесах.

Но и в этом случае балкон — это весьма компромиссное решение.

— Если он остеклен, а еще и утеплен, если велосипед дополнительно подготовить, укрыть, а затем периодически проверять давление в покрышках — ну это какой-то приемлемый, хоть и неоднозначный вариант, — отмечают в веломагазинах.

Но чаще всего балкон тоже подвержен перепадам температур и повышенной влажности. Помимо уже перечисленных последствий, это грозит тем, что у велосипеда закисают тросы, растрескивается резина.

— Такие покрышки затем рвутся, лопаются в процессе эксплуатации: так можно и здоровье потерять, если на ходу у велосипеда взорвется колесо, — предупреждают специалисты.

внедорожная, бескамерная, 29"x2.25", 57 мм-622 мм, 26-54 psi
20"x1 1/4"/1.25"/1.35"/1.4"/1.5"/1.6"/1.625"/1.75", 32 мм/35 мм/37 мм/38 мм/40 мм/42 мм/43 мм/44 мм/45 мм/46 мм/47 мм-406 мм/451 мм, ниппель Schrader (AV), 130 г

От прямых солнечных лучей выцветает краска, выгорают грипсы или обмотка, сиденье. Не слишком ли много всего придется менять из-за ненадлежащего хранения? Или через пару зимовок будем выбирать новый велосипед?

— Обычно как происходит: сезон откатал, поставил велосипед на балкон с мыслью о том, что будет время — займется. Обычно до весны это время так и не появляется. И, казалось бы, можно ехать, погода позволяет, а у нас велосипед не готов. Что-то не крутится, что-то где-то скрипит, что-то вообще нужно менять, — констатируют в веломагазине.

Гараж, подвал. Что такое консервация?

Гараж или просторный, теплый и не сырой подвал подойдут для зимнего хранения велосипедов. Но предварительно необходимо провести обслуживание своего транспорта и, для подстраховки, законсервировать его.

Но перво-наперво велик нужно очистить — грязь в механизмах не способствует долговечной работе.

— Элемент должен быть вымыт, высушен, если требуется — смазан, — объясняют в веломагазине. — Помыл велосипед — просуши, не нужно его сразу тянуть на балкон. Влага, которая где-то осталась, быстро не исчезнет, она промерзает, наносит вред, провоцирует коррозию. Все, что вращается, нужно прокрутить, чтобы избавиться от воды. Особенно это касается планетарных втулок.

— Также нужно накачать колеса. Почему важно это делать? Стравливать будет в любом случае, но по чуть-чуть. Поэтому лучше проверять в течение зимы. Или колесо спустит в ноль — и будет так и стоять. От этого поведет покрышку, потом ее накачивают. Может появиться бугор, может появиться трещина, шишка — это грозит даже новым покрышкам, — констатируют специалисты.

Переключатели передач ставятся в определенное положение с максимально расслабленными тросами. Цепь, подшипники, подвижные механизмы должны быть смазаны.

— Как часто нужно обслуживать велосипед?

— Следить за ним нужно постоянно. Может, раньше условному «взрослику» хватало обслуживания время от времени. Сейчас велосипеды — это достаточно сложное в техническом плане устройство, есть свой регламент, которого нужно придерживаться. Если за сезон проезжаете 600—800—1000 — это одни условия. Если 3000—5000 — это совсем другое. К примеру, амортизаторы требовательны к правильному уходу, о чем многие забывают. У вилки предусмотрено лишь 80 часов эксплуатации, затем нужно техобслуживание, — рассказали в веломагазине.

Отдать на хранение — это по-взрослому

Если лишней комнаты в квартире все же нет, а велосипед хочется сберечь для летних покатушек, можно подумать над вариантом хранения. Такую услугу в последнее время предлагают все больше крупных веломагазинов. Основных подходов, насколько мы можем судить, два.

Первый применяется, к примеру, в Viva Rovar.

— У нас не просто веломагазин. Он организован велосипедным клубом «Минск», к нам люди приходят за профессиональным советом, чтобы получить настоящее профессиональное обслуживание, к примеру, от техников, которые обслуживают велосипеды на высшем международном уровне. Кто знает — тот знает. И мы предлагаем такую услугу: клиент заказывает у нас полный сервис для своего велосипеда — и бесплатное хранение сроком на 5 месяцев мы предоставляем в подарок, — рассказали в веломагазине.

Это возможность закрыть сразу два вопроса: пристроить велосипед на зиму и качественно обслужить его.

— Мы официально оформляем документы, договор хранения. Велосипед осматривается, чтобы не возникло вопросов. Что включает в себя предсезонная подготовка: велосипед полностью перебирается, все узлы очищаются и смазываются, колеса протягиваются, настраиваются передачи, обслуживаются тормоза. В результате человек к началу сезона получает полностью готовый велосипед, ему не нужно ждать, потому что по весне очереди на обслуживание бывают по две, по три недели, — отметили в Viva Rovar.

Велосипеды хранятся непосредственно в магазине, расположенном в ТЦ «Тивали». Всегда можно будет навестить двухколесного друга.

Это не значит, что, если вы предпочитаете обслуживать свой велосипед самостоятельно, вас кто-то лишит этого удовольствия. Для сравнения, магазин Veloman предлагает абонементы на хранение велосипедов, стоимость зависит от фактического размера.

— Мы предлагаем доставку велосипеда: можем забрать велосипед с адреса, а весной привезти его обратно. Стоимость хранения детского велика — от 16 рублей в месяц, взрослого — от 24 рублей. Принимаем также тандемы и грузовые велосипеды — от 40 рублей в месяц, — рассказали в веломагазине.

Велосипеды хранятся на складе, расположенном в цокольном этаже того же здания. Места там более чем достаточно.

—  У нас много лет работает мастерская, разумеется, мы можем обслужить те велосипеды, которые у нас хранятся. Но зимнее обслуживание — это опция. Можно провести базовый объем работ: регулировка передач и тормозов, перетяжка резьбовых соединений, смазка. А можно полностью перебрать велосипед, заменить расходники, где это необходимо, заложить смазку там, где нужно, в общем, чисто технически довести до отличного состояния. А кто-то сам все знает и умеет, у таких людей запрос именно на хранение велосипеда, — говорят в Veloman.

В обоих магазинах констатируют, что пока многие не знают о такой услуге, как хранение, но, узнав, живо ей интересуются. В конце концов, проблема у всех одна и та же с наступлением зимы, а чем отдавать любимый велосипед на растерзание погоде, не лучше ли заранее позаботиться о его сохранности и весной получить друга, готового к бесконечным путешествиям?

Благодарим сеть магазинов Viva Rovar и магазин Veloman за помощь в организации репортажа.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский