Грузоперевозки в декабре: очереди в ЕС, договоренности с Казахстаном и Россией

 
4765
29 декабря 2022 в 13:10
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер

В декабре не отметилось улучшений в ситуации с очередями на границе с Евросоюзом. Количество грузовиков «в режиме ожидания» исчисляется тысячами, причем очередь на въезд в Беларусь, как правило, в два раза длиннее, чем на выезд. В неопределенном состоянии войдут в новый год компании, чьи маршруты построены через Казахстан. А Беларусь и Россия вновь заговорили об отмене разрешительной системы перевозок.

На границе с ЕС ничего нового

По словам Белорусского государственного таможенного комитета, власти сопредельных стран ЕС намеренно не предпринимают действенных мер по ускорению пропуска автотранспорта.

«Количество заявок на перевозки практически во все страны Европы снижалось весь год. Это вполне логично с учетом действующих ограничений: под запрет не попали только отдельные виды грузов. А с такой обстановкой на границах маршруты становятся все менее привлекательными и для водителей. Многие из них получают зарплату в зависимости от пройденного километража. Деньги за простой в очередях не начисляются. Помимо неудобств, дальнобойщики еще и тратят средства на питание», — комментирует директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

С транзитом через Казахстан непонятно

Раньше в Казахстане, если путь перевозчика пролегал через эту страну, он должен был либо сам везти груз от пункта А до пункта Б, либо перегрузить или перецепить его на машину в Казахстане, зарегистрированную в стране первоначального перевозчика.

В марте по межправительственным договоренностям действие этих правил приостановили до 1 января 2023 года. Это дало белорусским компаниям широкие возможности для работы на этом направлении. Но информации о том, будет ли соглашение продлено, от казахстанских компетентных органов пока не поступало.

«Сейчас действует такая схема: европейский перевозчик довозит груз до границы с Беларусью, а оттуда белорусская фура везет его дальше в Казахстан или транзитом через эту страну. И если Казахстан не продлит разрешение на такие действия и на 2023 год, то для белорусов это будет означать серьезное снижение объемов работы и поиск новых вариантов в выстраивании логистических цепочек. А после закрытия границ с ЕС и переориентации перевозчиков на восток казахстанское направление стало одним из основных для белорусских компаний», — говорит Татьяна Солдатенко.

На российских маршрутах скоро станет проще

Эта тема была в повестке декабрьской встречи глав двух стран. Поднимался вопрос и о разрешении белорусским компаниям выполнять каботажные перевозки на территории России.

«Решения этих вопросов белорусские перевозчики ожидают уже не первый год. Безразрешительная система перевозок и отмена запрета на каботаж (морскую торговлю между портами одного и того же государства) существенно упростила бы работу с Россией и сделала бы это направление привлекательнее для транспортных компаний. Но здесь нужно понимать, что это не тот случай, когда все зависит от того, пришли к соглашению политики или нет. Нельзя просто взять и отменить действующие правила. Эти изменения требуют тщательной подготовки — нужно пересмотреть и унифицировать все требования в работе перевозчиков двух стран и создать для них равные условия. А это подразумевает внесение изменений в законодательные акты, регулирующие сферу грузоперевозок, преобразования в системе налогообложения и таможенных процедур», — резюмирует Татьяна Солдатенко.

скребок/сгон, для очистки снега, пластик

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро