UPD
13 января 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Разметку не нанесли, а крайний все равно водитель? Разбор перекрестка, на который вы много жаловались

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Что может быть сильнее, чем сила привычки? И как же быстро все ломается, когда то, к чему мы привыкли, более не является правильным. Представьте хорошо известный вам маршрут, по которому вы много лет ездите изо дня в день. Внезапно на одном из участков кардинально меняют схему движения, причем работа выполнена наполовину: как минимум не хватает актуальной разметки. Как быстро вы научитесь ориентироваться в новых условиях и сколько раз до этого попадете в конфликтную ситуацию? Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, отправился как раз на такой перекресток, зачастую ставящий в тупик опытных водителей. Это перекресток, на который вы много жаловались.

Партизанский проспект — улица Варвашени

На этот столичный перекресток нам жаловались так часто, что обойти проблему вниманием было никак нельзя.

«Хочу поделиться видео, хорошо описывающим проблему с новой разметкой на перекрестке Партизанского проспекта с улицами Социалистической и Варвашени по направлению на выезд из города. С новой разметкой не все знакомы, и при каждом проезде возникают аварийные ситуации: машины из второго ряда „вырезают“ третий. На записи видно, как „вырезали“ машину передо мной и меня», — рассказал один из наших читателей.

«Там изменили количество полос на перекрестке. На Партизанском проспекте (если ехать в сторону МКАД) раньше было три полосы прямо, четвертая — налево, при этом после перекрестка первая полоса расширялась в две, а остальные полосы смещались влево. Сейчас там четыре полосы прямо, пятая — налево. Старую разметку кое-как „погрызли“, новую не нанесли. В плохую погоду со снежной кашей, особенно в темное время суток, видны остатки старой разметки, которая направляет полосы со смещением влево, хотя по факту они теперь идут прямо. И люди, кто по привычке, кто по следам старой разметки, пытаются уходить влево, „присаживаясь“ на капот тех, кто едет прямо, и гневно сигналя», — подробнее описал ситуацию другой водитель.

«Старая разметка практически стерлась, а новую, видимо из-за поры года и погоды, не нанесли. Нюанс в том, что все полосы во время проезда перекрестка смещались на одну влево. В итоге те, кто годами ездил по-старому, тем же образом и пробуют проехать перекресток. А те, кто ориентируется по новым знакам, едут иначе. Разметки там нет. В итоге во всех полосах возникают серьезные конфликты. Я опытный водитель с постоянным стажем в 21 год. И до сих пор удивляюсь, как еще там не случались ДТП? Поверьте, почти каждый день проезжаю там и каждый раз еду интуитивно, а не по правилам. Смотрю в зеркала, а не перед собой, и в зависимости от ситуации то прибавляю резко скорость, то притормаживаю, чтобы ни с кем не столкнуться», — рассказал еще один читатель.

«Если меняете — меняйте все сразу»

И поверили, и проверили — проблема действительно серьезная.

— Раньше там была двойная сплошная, левая полоса уходила только налево, а остальные, соответственно, смещались левее. Что теперь сделали: количество полос увеличили, сделали островок, полоса налево при этом сохранена, — Краснов схематично изображает перекресток на доске.

На спутниковые снимки ориентироваться не получается — на них еще все по-старому.

— Проблема в том, что разметки нет. Непосредственно перед перекрестком она пропадает. И на самом перекрестке она отсутствует. Причем ситуация двоякая: старую разметку вроде бы содрали, но она все равно бывает видна, особенно на мокрой дороге и в темное время суток, — продолжает преподаватель. — Те, кто едет через перекресток, путаются. Многие действуют по привычке, из-за чего и возникают конфликты. Полосы смещаются влево. В результате один пытается попасть в полосу, которая ему нужна, а другой пытается ехать по старой разметке или по привычке и его „вырезает“. То есть двое водителей пытаются приехать в одну полосу.

Важно: полос на входе и на выходе с перекрестка достаточно, разметка за перекрестком хорошо видна, просто у водителей нет понимания, кто и в какой ряд должен попадать.

— Основная проблема, что многие едут по памяти, а разметки, которая бы помогла, нет. Погода, возможно, мешает нанести нормально разметку. С другой стороны, где-то в Малиновке я совсем недавно видел свежую разметку. В общем, не понятно, — разводит руками инструктор.

— Если уж что-то меняется, пусть сразу меняется все. Новая организация движения? Хорошо: сразу появился островок, установлены все правильные знаки, старую разметку стерли, новую нанесли. На практике бывает иначе — знаки поменяли, а разметку нанесли через месяц. Это только сильнее путает водителей в и так непростой ситуации. Мало того что нужно переучиваться, менять привычку, так еще и не понятно, чего же на самом деле от них хотят, чего на дороге понаделывали, — любой водитель в этот момент начнет возмущенно махать руками.

Выезд на место и сразу же конфликтная ситуация

Мы не любим долго заниматься теорией, поэтому выезжаем на место, чтобы увидеть все своими глазами. Пока отложим беседу о том, что перекресток Партизанского проспекта с улицей Варвашени — далеко не единственный в Минске, где полосы имеют смещение, а с разметкой не все в порядке. Нам жаловались именно на него, поэтому говорим пока только о нем.

— Когда на участке дорог много лет действует одна схема организации движения, а затем ее меняют, требуется время для привыкания. Наступает момент, когда половина едет как привыкла, а другая половина уже перестроилась на новый лад, в результате случаются конфликты. Если при этом есть недочеты в информировании: что-то не так со знаками, либо новая разметка не нанесена, либо старая не до конца стерта — все сильно усугубляется, — рассуждает Краснов.

Едва мы доехали до места, как сразу же увидели очередной конфликт на этом перекрестке. Водитель черного Ford пытался загнать на островок машину слева от себя — Audi. Причем человек не осознанно шел на конфликт, а ехал так, как считал правильным. Ну и человек на Audi до последнего держался на траектории, не уступал.

— Есть общее правило: не важно, что вокруг тебя, нужно видеть машины слева и справа и во время движения взаимодействовать, понимать, кто и куда едет, и помогать друг другу. Я вижу, что машина справа смещается, — ну хорошо, я чуть-чуть притормозил, дал ему проехать и сам двигаюсь следом. Без всяких претензий. Даже если я в той ситуации был прав, а он — нет. Ну значит, я понимаю, как нужно ехать, а он — пока еще нет, потому что, возможно, есть недостатки в организации дорожного движения. Тем более нужно помочь человеку, а не стараться подловить его на ошибке, — говорит ведущий рубрики.

О недостатках: участок действительно очень сложный, в определенном смысле сырой, на нем явно требуется завершить все необходимые работы, чтобы схема движения стала понятной.

— Подъезжаешь к перекрестку, разметка есть. Потом — о-па! — вся разметка пропала. Видно, что ее сдирали, хотя следы остались, и в темноте на мокром асфальте они отсвечивают так, будто это нормальная разметка. И как водителю разобраться? До перекрестка старую разметку содрали, на перекрестке старую разметку содрали, но она видна, а за перекрестком старая разметка осталась, — даже Краснов кажется возмущенным ситуацией.

Все держится на том, что многие водители, очевидно, уже не раз проезжали этот перекресток и знают о его особенности.

— Даже при подъезде к перекрестку сложно понять, какое положение на проезжей части занять — разметки же нет. И хорошо видно, как водители испытывают замешательство: вот все едут нормально, а перед тем, как выехать на перекресток, сбрасывают скорость — думают, как же им лучше проехать, — подмечает инструктор.

Другие перекрестки

Пока мы ехали по маршруту до Партизанского проспекта, не раз оказывались на перекрестках, где происходило смещение или изгиб полос. Вывод простой: там необходима разметка 1.7, обозначающая полосы движения в пределах перекрестка.

— Перекресток Сурганова — Якуба Коласа: здесь все классно видно, несмотря даже на то, что там проходят трамвайные пути. На Академической здорово размечены перекрестки. А на Запорожском кольце разметка стерлась — и приходится ехать по памяти, — констатирует ведущий рубрики.

Показательная ситуация на пересечении улиц Радиальной и Переходной.

— Число полос увеличили, выделили полосу для поворота налево. До перекрестка нанесена новая разметка, а на самом перекрестке нанесена старая разметка 1.7, которая для данной схемы движения уже не подходит. Правая полоса попадает в остановку общественного транспорта, вторая полоса попадает по этой старой разметке в среднюю полосу. В общем, сплошная путаница, которая может приводить к конфликтам. Как вышло, что до перекрестка разметку поменяли, а на перекрестке и за ним — нет? — таким вопросом наверняка задается любой водитель.

Ситуация здесь проще, чем на перекрестке Партизанский проспект — Варвашени, по единственной причине: трафик не столь интенсивный, водители лучше привыкли к ситуации.

Еще один пример: пересечение Партизанского проспекта и улицы Молодежной в районе овощной фабрики.

— Раньше там, чтобы попасть на внешнее кольцо МКАД, нужно было ехать в первую полосу, а чтобы попасть на внутреннее кольцо — во вторую полосу. Потом все поменяли: крайняя правая — направо, плюс автобусы по ней подъезжают на остановку. Вторая полоса теперь ведет на внешнее кольцо, а третья — на внутреннее. Я постоянно там езжу и около двух месяцев наблюдал, как водители толпами пытались перестроиться в крайний правый ряд просто по привычке, думая, что выедут на внешнее кольцо. Перед перекрестком наступало озарение, и все той же толпой начинали щемиться левее, а там уже все заняли те, кто едет по-новому, — рассказал наш эксперт.

И это при том, что к средствам организации дорожного движения вопросов не было: знаки установили, разметку поменяли. Но сила привычки, выработанной годами, так легко не ломается.

— Даже месяца мало на то, чтобы перестроиться. Я вижу, что ситуация улучшается, только месяца через полтора-два. До сих пор в этом месте то и дело кто-то попадает впросак. По моим наблюдениям, чаще это не минские водители, которые, возможно, ездят здесь нерегулярно, но помнят, как было раньше, — добавляет Краснов.

А можно ли было предупредить заранее?

Возможно, водителям помогла бы система раннего информирования.

— Повесить, например, огромный плакат над дорогой: «Внимание! На перекрестке изменена схема движения». Но у нас такой практики нет. Впрочем, наверное, не всегда такой прием сработает. То же пересечение Партизанского проспекта и улицы Молодежной: водитель въезжает в город по скоростной трассе — двигался на скорости 120 км/ч, потом снизился до 90 км/ч, затем — до 70 км/ч. О чем его можно на такой скорости предупредить, что он увидит? Да и привычки у нас нет: никто не читает, что написано на двери, — все сразу открывают. Я, например, точно ничего на дверях не читаю — сразу захожу. А там, допустим, тигр! Я выпрыгиваю, смотрю, а на дверях написано: «Осторожно, тигр!» — иронизирует ведущий рубрики.

Но внезапные изменения в организации дорожного движения, недоделанная разметка, прочие вопросы — все это действительно создает трудности нам с вами.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— С точки зрения водителей это часто выглядит так: кто-то ночью пришел, по-тихому что-то поменял, никому ничего не сказал — все! Ты всю жизнь там ездил, потом все поменяли, и ты оказываешься в неприятной ситуации. И случись что, спросят с водителя, дескать, он что, ничего не видит? А он именно что не видит: он там 10 лет ездил и ко всему привык.

Что делать?

Что посоветовать в такой ситуации? Нужно уметь считать полосы. Допустим, у нас есть три полосы до перекрестка и только две за ним. И таких перекрестков в городе много. Следует научиться, даже если не видно разметки, логически понимать, куда вы должны ехать. Если одна полоса уходит направо, а две другие — прямо, то они должны выливаться в две полосы за перекрестком и сохранять свое положение относительно друг друга.

— Если я еду и вижу, что справа от меня полоса закончилась, а слева продолжается, то я должен оставить место слева, — подтверждает преподаватель. — У нас на дороге многие водители этого не понимают. Кого-то не научили в автошколе, кого-то учили, но он уже забыл, у кого-то не хватает опыта. Ведь нет возможности остановиться, рассмотреть перекресток со всех ракурсов, чтобы разобраться. Нет, решать приходится сразу, в движении, в динамике. Поэтому так важно взаимодействие, взаимопомощь на дороге. Ну видишь ты, что кто-то не разобрался, — не надо ему истошно сигналить. Помоги!

Другой совет — не расслабляться, особенно если едете по хорошо знакомому маршруту. Смотрите на знаки, перепроверяйте разметку. Вы же видите, как внезапно и не вполне удачно все могут поменять — будьте к этому готовы. А сколько раз на давно знакомых перекрестках менялось направление главной дороги — наверняка вы вспомните такие случаи. И в ДТП из-за этого попадают как раз местные водители — у них сформирована привычка, они ехали по памяти.

— Конечно, хотелось бы, чтобы организация дорожного движения с точки зрения водителя была максимально понятной, чтобы человек мог заранее избежать конфликтных ситуаций, когда две машины стремятся попасть в одну полосу. В этом явно прослеживается недоработка в организации дорожного движения: одно поменяли, а другое нет, — отмечает Краснов. — С другой стороны, ситуации бывают разные, разметку может быть не видно из-за снега. Поэтому водителям нужно учиться взаимодействовать на дороге. Любой перекресток, где идет смещение полос, — это сложный перекресток, где могут возникать конфликтные ситуации. Действуем аккуратно, помогаем друг другу. Надо понимать: это человек не внаглую так поехал, у него просто сформировалась привычка, и он еще не перестроился на новую схему. Понять и простить.

Дополнено. Что говорят в ГАИ?

Ситуацию прокомментировали в Госавтоинспекции Минска:

— В ГАИ ГУВД Мингорисполкома совместно с администрацией Заводского района в целях увеличения пропускной способности и повышения безопасности дорожного движения на пересечении Партизанского проспекта и улицы Варвашени разработаны и реализованы мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения на указанном пересечении, которые предусматривают увеличение количества полос для движения с выделением левооборотной полосы по проспекту Партизанскому со стороны улицы Кабушкина, — отметили там. — На данном участке уличной дорожной сети горизонтальная дорожная разметка нанесена эмалью. В связи с тем, что проспект Партизанский является магистралью с высокой интенсивностью движения транспортных средств более 3500 единиц в час в каждом направлении, в настоящее время видимость дорожной разметки на указанном участке улично-дорожной сети обеспечена частично.

— Обновление горизонтальной дорожной разметки будет выполнено при благоприятных погодных условиях в марте-апреле 2023 года.

— При необходимости с использованием более долговечных материалов, таких как пластик холодного или горячего нанесения, которые ранее использовались на других участках уличной дорожной сети, например на пересечении улицы Якуба Коласа и улицы Сурганова, и показали свою эффективность при интенсивном движении транспортных средств, — подчеркнули в Госавтоинспекции.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by