Что может быть сильнее, чем сила привычки? И как же быстро все ломается, когда то, к чему мы привыкли, более не является правильным. Представьте хорошо известный вам маршрут, по которому вы много лет ездите изо дня в день. Внезапно на одном из участков кардинально меняют схему движения, причем работа выполнена наполовину: как минимум не хватает актуальной разметки. Как быстро вы научитесь ориентироваться в новых условиях и сколько раз до этого попадете в конфликтную ситуацию? Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, отправился как раз на такой перекресток, зачастую ставящий в тупик опытных водителей. Это перекресток, на который вы много жаловались.
На этот столичный перекресток нам жаловались так часто, что обойти проблему вниманием было никак нельзя.
«Хочу поделиться видео, хорошо описывающим проблему с новой разметкой на перекрестке Партизанского проспекта с улицами Социалистической и Варвашени по направлению на выезд из города. С новой разметкой не все знакомы, и при каждом проезде возникают аварийные ситуации: машины из второго ряда „вырезают“ третий. На записи видно, как „вырезали“ машину передо мной и меня», — рассказал один из наших читателей.
«Там изменили количество полос на перекрестке. На Партизанском проспекте (если ехать в сторону МКАД) раньше было три полосы прямо, четвертая — налево, при этом после перекрестка первая полоса расширялась в две, а остальные полосы смещались влево. Сейчас там четыре полосы прямо, пятая — налево. Старую разметку кое-как „погрызли“, новую не нанесли. В плохую погоду со снежной кашей, особенно в темное время суток, видны остатки старой разметки, которая направляет полосы со смещением влево, хотя по факту они теперь идут прямо. И люди, кто по привычке, кто по следам старой разметки, пытаются уходить влево, „присаживаясь“ на капот тех, кто едет прямо, и гневно сигналя», — подробнее описал ситуацию другой водитель.
«Старая разметка практически стерлась, а новую, видимо из-за поры года и погоды, не нанесли. Нюанс в том, что все полосы во время проезда перекрестка смещались на одну влево. В итоге те, кто годами ездил по-старому, тем же образом и пробуют проехать перекресток. А те, кто ориентируется по новым знакам, едут иначе. Разметки там нет. В итоге во всех полосах возникают серьезные конфликты. Я опытный водитель с постоянным стажем в 21 год. И до сих пор удивляюсь, как еще там не случались ДТП? Поверьте, почти каждый день проезжаю там и каждый раз еду интуитивно, а не по правилам. Смотрю в зеркала, а не перед собой, и в зависимости от ситуации то прибавляю резко скорость, то притормаживаю, чтобы ни с кем не столкнуться», — рассказал еще один читатель.
И поверили, и проверили — проблема действительно серьезная.
— Раньше там была двойная сплошная, левая полоса уходила только налево, а остальные, соответственно, смещались левее. Что теперь сделали: количество полос увеличили, сделали островок, полоса налево при этом сохранена, — Краснов схематично изображает перекресток на доске.
На спутниковые снимки ориентироваться не получается — на них еще все по-старому.
— Проблема в том, что разметки нет. Непосредственно перед перекрестком она пропадает. И на самом перекрестке она отсутствует. Причем ситуация двоякая: старую разметку вроде бы содрали, но она все равно бывает видна, особенно на мокрой дороге и в темное время суток, — продолжает преподаватель. — Те, кто едет через перекресток, путаются. Многие действуют по привычке, из-за чего и возникают конфликты. Полосы смещаются влево. В результате один пытается попасть в полосу, которая ему нужна, а другой пытается ехать по старой разметке или по привычке и его „вырезает“. То есть двое водителей пытаются приехать в одну полосу.
Важно: полос на входе и на выходе с перекрестка достаточно, разметка за перекрестком хорошо видна, просто у водителей нет понимания, кто и в какой ряд должен попадать.
— Основная проблема, что многие едут по памяти, а разметки, которая бы помогла, нет. Погода, возможно, мешает нанести нормально разметку. С другой стороны, где-то в Малиновке я совсем недавно видел свежую разметку. В общем, не понятно, — разводит руками инструктор.
— Если уж что-то меняется, пусть сразу меняется все. Новая организация движения? Хорошо: сразу появился островок, установлены все правильные знаки, старую разметку стерли, новую нанесли. На практике бывает иначе — знаки поменяли, а разметку нанесли через месяц. Это только сильнее путает водителей в и так непростой ситуации. Мало того что нужно переучиваться, менять привычку, так еще и не понятно, чего же на самом деле от них хотят, чего на дороге понаделывали, — любой водитель в этот момент начнет возмущенно махать руками.
Мы не любим долго заниматься теорией, поэтому выезжаем на место, чтобы увидеть все своими глазами. Пока отложим беседу о том, что перекресток Партизанского проспекта с улицей Варвашени — далеко не единственный в Минске, где полосы имеют смещение, а с разметкой не все в порядке. Нам жаловались именно на него, поэтому говорим пока только о нем.
— Когда на участке дорог много лет действует одна схема организации движения, а затем ее меняют, требуется время для привыкания. Наступает момент, когда половина едет как привыкла, а другая половина уже перестроилась на новый лад, в результате случаются конфликты. Если при этом есть недочеты в информировании: что-то не так со знаками, либо новая разметка не нанесена, либо старая не до конца стерта — все сильно усугубляется, — рассуждает Краснов.
Едва мы доехали до места, как сразу же увидели очередной конфликт на этом перекрестке. Водитель черного Ford пытался загнать на островок машину слева от себя — Audi. Причем человек не осознанно шел на конфликт, а ехал так, как считал правильным. Ну и человек на Audi до последнего держался на траектории, не уступал.
— Есть общее правило: не важно, что вокруг тебя, нужно видеть машины слева и справа и во время движения взаимодействовать, понимать, кто и куда едет, и помогать друг другу. Я вижу, что машина справа смещается, — ну хорошо, я чуть-чуть притормозил, дал ему проехать и сам двигаюсь следом. Без всяких претензий. Даже если я в той ситуации был прав, а он — нет. Ну значит, я понимаю, как нужно ехать, а он — пока еще нет, потому что, возможно, есть недостатки в организации дорожного движения. Тем более нужно помочь человеку, а не стараться подловить его на ошибке, — говорит ведущий рубрики.
О недостатках: участок действительно очень сложный, в определенном смысле сырой, на нем явно требуется завершить все необходимые работы, чтобы схема движения стала понятной.
— Подъезжаешь к перекрестку, разметка есть. Потом — о-па! — вся разметка пропала. Видно, что ее сдирали, хотя следы остались, и в темноте на мокром асфальте они отсвечивают так, будто это нормальная разметка. И как водителю разобраться? До перекрестка старую разметку содрали, на перекрестке старую разметку содрали, но она видна, а за перекрестком старая разметка осталась, — даже Краснов кажется возмущенным ситуацией.
Все держится на том, что многие водители, очевидно, уже не раз проезжали этот перекресток и знают о его особенности.
— Даже при подъезде к перекрестку сложно понять, какое положение на проезжей части занять — разметки же нет. И хорошо видно, как водители испытывают замешательство: вот все едут нормально, а перед тем, как выехать на перекресток, сбрасывают скорость — думают, как же им лучше проехать, — подмечает инструктор.
Пока мы ехали по маршруту до Партизанского проспекта, не раз оказывались на перекрестках, где происходило смещение или изгиб полос. Вывод простой: там необходима разметка 1.7, обозначающая полосы движения в пределах перекрестка.
— Перекресток Сурганова — Якуба Коласа: здесь все классно видно, несмотря даже на то, что там проходят трамвайные пути. На Академической здорово размечены перекрестки. А на Запорожском кольце разметка стерлась — и приходится ехать по памяти, — констатирует ведущий рубрики.
Показательная ситуация на пересечении улиц Радиальной и Переходной.
— Число полос увеличили, выделили полосу для поворота налево. До перекрестка нанесена новая разметка, а на самом перекрестке нанесена старая разметка 1.7, которая для данной схемы движения уже не подходит. Правая полоса попадает в остановку общественного транспорта, вторая полоса попадает по этой старой разметке в среднюю полосу. В общем, сплошная путаница, которая может приводить к конфликтам. Как вышло, что до перекрестка разметку поменяли, а на перекрестке и за ним — нет? — таким вопросом наверняка задается любой водитель.
Ситуация здесь проще, чем на перекрестке Партизанский проспект — Варвашени, по единственной причине: трафик не столь интенсивный, водители лучше привыкли к ситуации.
Еще один пример: пересечение Партизанского проспекта и улицы Молодежной в районе овощной фабрики.
— Раньше там, чтобы попасть на внешнее кольцо МКАД, нужно было ехать в первую полосу, а чтобы попасть на внутреннее кольцо — во вторую полосу. Потом все поменяли: крайняя правая — направо, плюс автобусы по ней подъезжают на остановку. Вторая полоса теперь ведет на внешнее кольцо, а третья — на внутреннее. Я постоянно там езжу и около двух месяцев наблюдал, как водители толпами пытались перестроиться в крайний правый ряд просто по привычке, думая, что выедут на внешнее кольцо. Перед перекрестком наступало озарение, и все той же толпой начинали щемиться левее, а там уже все заняли те, кто едет по-новому, — рассказал наш эксперт.
И это при том, что к средствам организации дорожного движения вопросов не было: знаки установили, разметку поменяли. Но сила привычки, выработанной годами, так легко не ломается.
— Даже месяца мало на то, чтобы перестроиться. Я вижу, что ситуация улучшается, только месяца через полтора-два. До сих пор в этом месте то и дело кто-то попадает впросак. По моим наблюдениям, чаще это не минские водители, которые, возможно, ездят здесь нерегулярно, но помнят, как было раньше, — добавляет Краснов.
Возможно, водителям помогла бы система раннего информирования.
— Повесить, например, огромный плакат над дорогой: «Внимание! На перекрестке изменена схема движения». Но у нас такой практики нет. Впрочем, наверное, не всегда такой прием сработает. То же пересечение Партизанского проспекта и улицы Молодежной: водитель въезжает в город по скоростной трассе — двигался на скорости 120 км/ч, потом снизился до 90 км/ч, затем — до 70 км/ч. О чем его можно на такой скорости предупредить, что он увидит? Да и привычки у нас нет: никто не читает, что написано на двери, — все сразу открывают. Я, например, точно ничего на дверях не читаю — сразу захожу. А там, допустим, тигр! Я выпрыгиваю, смотрю, а на дверях написано: «Осторожно, тигр!» — иронизирует ведущий рубрики.
Но внезапные изменения в организации дорожного движения, недоделанная разметка, прочие вопросы — все это действительно создает трудности нам с вами.
Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:
— С точки зрения водителей это часто выглядит так: кто-то ночью пришел, по-тихому что-то поменял, никому ничего не сказал — все! Ты всю жизнь там ездил, потом все поменяли, и ты оказываешься в неприятной ситуации. И случись что, спросят с водителя, дескать, он что, ничего не видит? А он именно что не видит: он там 10 лет ездил и ко всему привык.
Что посоветовать в такой ситуации? Нужно уметь считать полосы. Допустим, у нас есть три полосы до перекрестка и только две за ним. И таких перекрестков в городе много. Следует научиться, даже если не видно разметки, логически понимать, куда вы должны ехать. Если одна полоса уходит направо, а две другие — прямо, то они должны выливаться в две полосы за перекрестком и сохранять свое положение относительно друг друга.
— Если я еду и вижу, что справа от меня полоса закончилась, а слева продолжается, то я должен оставить место слева, — подтверждает преподаватель. — У нас на дороге многие водители этого не понимают. Кого-то не научили в автошколе, кого-то учили, но он уже забыл, у кого-то не хватает опыта. Ведь нет возможности остановиться, рассмотреть перекресток со всех ракурсов, чтобы разобраться. Нет, решать приходится сразу, в движении, в динамике. Поэтому так важно взаимодействие, взаимопомощь на дороге. Ну видишь ты, что кто-то не разобрался, — не надо ему истошно сигналить. Помоги!
Другой совет — не расслабляться, особенно если едете по хорошо знакомому маршруту. Смотрите на знаки, перепроверяйте разметку. Вы же видите, как внезапно и не вполне удачно все могут поменять — будьте к этому готовы. А сколько раз на давно знакомых перекрестках менялось направление главной дороги — наверняка вы вспомните такие случаи. И в ДТП из-за этого попадают как раз местные водители — у них сформирована привычка, они ехали по памяти.
— Конечно, хотелось бы, чтобы организация дорожного движения с точки зрения водителя была максимально понятной, чтобы человек мог заранее избежать конфликтных ситуаций, когда две машины стремятся попасть в одну полосу. В этом явно прослеживается недоработка в организации дорожного движения: одно поменяли, а другое нет, — отмечает Краснов. — С другой стороны, ситуации бывают разные, разметку может быть не видно из-за снега. Поэтому водителям нужно учиться взаимодействовать на дороге. Любой перекресток, где идет смещение полос, — это сложный перекресток, где могут возникать конфликтные ситуации. Действуем аккуратно, помогаем друг другу. Надо понимать: это человек не внаглую так поехал, у него просто сформировалась привычка, и он еще не перестроился на новую схему. Понять и простить.
Ситуацию прокомментировали в Госавтоинспекции Минска:
— В ГАИ ГУВД Мингорисполкома совместно с администрацией Заводского района в целях увеличения пропускной способности и повышения безопасности дорожного движения на пересечении Партизанского проспекта и улицы Варвашени разработаны и реализованы мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения на указанном пересечении, которые предусматривают увеличение количества полос для движения с выделением левооборотной полосы по проспекту Партизанскому со стороны улицы Кабушкина, — отметили там. — На данном участке уличной дорожной сети горизонтальная дорожная разметка нанесена эмалью. В связи с тем, что проспект Партизанский является магистралью с высокой интенсивностью движения транспортных средств более 3500 единиц в час в каждом направлении, в настоящее время видимость дорожной разметки на указанном участке улично-дорожной сети обеспечена частично.
— Обновление горизонтальной дорожной разметки будет выполнено при благоприятных погодных условиях в марте-апреле 2023 года.
— При необходимости с использованием более долговечных материалов, таких как пластик холодного или горячего нанесения, которые ранее использовались на других участках уличной дорожной сети, например на пересечении улицы Якуба Коласа и улицы Сурганова, и показали свою эффективность при интенсивном движении транспортных средств, — подчеркнули в Госавтоинспекции.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by