Отмена счета-справки и другие новые правила купли-продажи б/у авто. Что-то поменяется в лучшую сторону?

19 января 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Отмена счета-справки и другие новые правила купли-продажи б/у авто. Что-то поменяется в лучшую сторону?

Как кажется, сколько в стране существует авторынок бэушек, столько лет и профессии перекупщика. Профессии, которая во время нынешнего дефицита на новые машины стала не то что сверхприбыльной, а скорее суперприбыльной. Шутка ли, за трехлетний «премиум», привезенный из Европы, нынче можно выручить половину стоимости квартиры в современном столичном ЖК. Раньше перекупы были скромнее: добавляли к стоимости 5—10% для себя. Сейчас к закупочной цене смело плюсуют 30—40% на карман, размещают объявление как в Беларуси, так и на российских сайтах. И — что удивительно — все равно находят покупателя. Именно во времена этой золотой лихорадки — уже в конце текущей недели — вступает в силу указ №246, который меняет правила продажи подержанных авто в РБ. Попробуем спрогнозировать, справится ли он с задачей вывода перекупщиков из тени? А заодно напомним все основные изменения, которые коснутся в том числе простых, «непрофессиональных» покупателей и продавцов.

Краткое содержание

Хотят сделать рынок безопаснее. Это возможно?

Проблемам с перекупщиками около 15 лет. Именно столько не меняли правила торговли на рынке бэушных авто. С того времени успели случиться удорожание растаможки, обвал российского рубля и паломничество белорусов в РФ за машинами, а совсем недавно — массовый выкуп россиянами всего, что движется, в Беларуси. Практически неизменной была и работа посредников в сделках. Перекупы просили продавца разрезать техпаспорт, снять авто с учета, предоставить копию паспорта, передать машину и ключи. Взамен давали деньги. Потом перекупщик находил покупателя и оформлял авто на него по копии паспорта от имени продавца и по счету-справке. Изначально счета-справки предназначались для переоформления при покупке в комиссионке. Но по факту вышло, что основные покупатели бланков не занимались комиссионной деятельностью, а просто переоформляли ТС других людей. То есть посредник всегда выпадал из цепочки сделки.

Как итог — с 2018-го в Беларуси совершено 207 мошенничеств, связанных с завладением автомобилями, обнаружено более 440 машин, похищенных в России, и 170, разыскиваемых по линии Интерпола. Такова официальная статистика МВД. Уже 22 января начнут действовать новые правила, которые, по замыслу законодателей, должны нарушить прежний порядок, сделать рынок бэушки более безопасным и прозрачным. Удастся ли? Наиболее корректным ответом будет фраза «не сразу и не во всем».

Полный текст указа можно найти здесь. Мы приведем основные и самые важные изменения с комментариями игроков рынка.

Отмена счетов-справок

Раньше купить б/у авто можно было несколькими способами: по доверенности, по счету-справке, с оформлением договора купли-продажи (ДКП). Первый способ — наиболее рискованный, особенно с учетом приходящих на имя владельца ТС «писем счастья». Как кажется, сознательные продавцы перестали пользоваться этим вариантом. Счета-справки в теории могли упростить процесс — «чтобы обойтись без лишнего документооборота», как говорят перекупщики. Возможно, это утверждение было бы справедливым, если бы не нередкие обманы: залоговые машины, авто в розыске, поддельные документы, измененный VIN. После таких историй приходится собирать в десятки раз больше бумаг, но предъявить претензии некому — при оформлении по копии паспорта и счету-справке данных перекупщика нигде не остается. Договор же купли-продажи во все годы называли способом с наименьшим риском.

Запрет счетов-справок, по замыслу законодателей, должен больно ударить по перекупам, сделать их работу невозможной. Вернее будет сказать, они не смогут работать как раньше. Профессия, как уже было отмечено, слишком прибыльная, чтобы исчезнуть сейчас, на пике заработков.

В Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) не скрывают: «серый» рынок составляет конкуренцию рынку дилерскому. По мнению председателя правления ассоциации Сергея Вариводы, новые правила положительно скажутся на работе официальных дилеров: «Введение требования о регистрации договора купли-продажи в МРЭО в присутствии продавца и покупателя сильно усложнит жизнь перекупу, который, очевидно, становится третьим лишним».

Можно предположить, что сразу после 22 января счета-справки не исчезнут. Счет-справку (бланк) может приобрести любой ИП, обычно их закупали про запас. О введении новых правил стало известно за полгода, поэтому, вполне возможно, перекупщики все эти шесть месяцев закупались по максимуму.

Игроки рынка б/у авто уверены: «До тех пор пока незаполненные счета-справки будут лежать в запасах, оформлять продажи будут именно по ним. Как? Просто задним числом. Вероятно, будут указывать в счете-справке „21 января“, даже если сделка будет заключена следующей весной. Ответственности за позднюю постановку на учет нет, лишь бы эта самая справка была. Сейчас в стране немало пригнанных из Европы автомобилей, оформленных по 140-му указу на льготников (для 50-процентной скидки на растаможку), но не успевших найти своих настоящих покупателей. На все эти машины выписывают счета-справки с пустыми строками, держат их до момента отклика реального покупателя».

Конечно, когда-нибудь счета-справки закончатся. Тогда перекупщикам придется выдумывать что-то другое.

Только безнал при сделке «юрлицо (или ИП) и физлицо»

При купле-продаже между физлицами сохраняется право выбора формы расчета. Но если продает юрлицо или ИП, возможен только безнал. Это касается и автохаусов. До недавнего времени комиссионки работали и «через выкуп»: отдавали продавцу деньги и по ксерокопии его паспорта со счетом-справкой перепродавали авто покупателю. Сейчас в качестве легальной деятельности останется только продажа по договору комиссии и только за безнал. Рассчитаться с собственником смогут и так, и так.

Зачем это все? Безналичные переводы денег легче отследить. То есть это еще один способ борьбы с «неустановленными лицами». В МВД указывают прямо: «Это новшество — для большей прозрачности расчетов; чтобы в договоре не указывалась стоимость автомобиля, отличающаяся от реально переданной за него суммы».

На самом деле требование довольно легко обойти — можно занизить цену в договоре (ее и будут переводить по безналу), а остальное попросить заплатить наличными. По бумагам могут даже начать продавать себе в минус. На все вопросы смогут ответить, мол, «внезапно обнаружился критический дефект». Если понадобится, приложат и справки из «проверенных» СТО. Хотя очевидно, что спорить с МНС — дело слишком непредсказуемое.

Да, когда-нибудь не станет счетов-справок, но и продавать авто от своего имени (с регистрацией на себя и безналичными переводами) перекупы тоже вряд ли побегут — чтобы не попасть в поле зрения налоговиков. И тут видится два основных сценария поведения. Первый — легализоваться, открыв ИП, и играть на разнице сумм между той, что указана в ДКП, и реальной. Второй — искать «вешалок», то есть физлиц, готовых оформить на себя авто за небольшое вознаграждение.

Наивно предполагать, что перекупщики станут массово регистрировать ИП в скорейший срок и ситуация с бэушкой моментально «обелится». А вот «серый» рынок услуг «вешалок» уже практически сформирован. Сегодня найти льготника для оформления авто по 140-му указу о растаможке в группах в соцсетях не представляет никакого труда. Круг тех, кто может оформить ДКП, значительно шире: нет требования по поводу инвалидности и многодетности. Желающих может быть еще больше. Ранее за «оформление по 140-му» просили 200 долларов, сейчас суммы доходят до 750 при привозе премиальных моделей. Можно ориентироваться на эти цифры — скорее всего, перекупы будут закладывать траты на «вешалок» в конечную цену машины. Конечно, если сохранится нынешний повышенный спрос.

ДКП между физлицами можно будет регистрировать или в ГАИ, или у нотариуса

По идее, обращение к нотариусу должно стать альтернативой госрегистрации в ГАИ. «Право собственности на ТС возникает у приобретателя и прекращается у продавца (дарителя) с момента госрегистрации, фактической передачи ТС, оформленной актом приема-передачи (при договоре между физлицом и юрлицом), или нотариального удостоверения договора» — так указано в новом законе.

В МВД дополняют: «У нотариуса можно заверить ДКП между физлицами. Не нужно заверять ДКП, когда одним из участников сделки выступает юрлицо или ИП. Для этого указом введена безналичная форма расчета, что исключает необходимость дополнительного контроля». С точки зрения дилеров это упрощает им работу. «Для торгующих организаций (ИП) отпадает эта административная процедура, которая требовала отвлечения сотрудника автодилера на поездки в МРЭО», — прокомментировали в БАА.

Но при визите в МРО по факту происходит две процедуры: регистрация договора и регистрация транспортного средства. Нотариусы смогут осуществлять только первую, а за второй (за снятием/постановкой с/на учет) в любом случае придется ехать в ГАИ. Возникает вопрос: а не проще ли сразу все сделать в одном месте, то есть в МРО? Кто будет тратить время на разъезды по маршруту ГАИ — нотариус — ГАИ?

Постановление Минюста, корректирующее Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий, — по ссылке.

Что должно быть в ДКП? Обязательный пункт об отсутствии ограничений

В указе перечислена информация, которую отныне должны будут содержать договоры:

  • сведения о сторонах договора;
  • права и обязанности сторон;
  • сведения о марке, модели, годе выпуска, VIN;
  • сведения о серии, номере и дате выдачи техпаспорта;
  • стоимость (разница в стоимости при договоре мены);
  • сроки и форма расчетов;
  • ответственность сторон;
  • отсутствие ограничений (обременений).

Пожалуй, последнее — самое главное нововведение в содержании договоров. Это защита от продажи арестованных или залоговых машин. Если покупателя обманут, то такую сделку можно будет аннулировать, признав договор недействительным.

Параллельно с указом №246 приняли новые правила торговли в автохаусах. Теперь запрещено принимать на продажу ТС с явными признаками изменения, уничтожения VIN, а также ТС с отсутствующим VIN или VIN, не соответствующим документам. Комиссионер обязан незамедлительно сообщить об этом факте по телефону в ОВД. Продублировано требование указать информацию об отсутствии ограничения (ТС не подарено, не продано, не заложено, не в аренде, не под арестом, не является объектом судебного спора, свободно от любых притязаний со стороны третьих лиц). Слово «выплаты» дополнили словом «перечисления» — это отсылка к переходу на безнал.

На сайте МВД размещены примерные формы договоров купли-продажи, мены, дарения ТС.

Полный текст постановления Совмина №964 «По вопросам продажи товаров», фиксирующего новые правила торговли в автохаусах, можно найти тут.


зимняя, готова к применению, температура применения -25°C, производитель: Беларусь, 4 л
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
зимняя, готова к применению, температура применения -30°C, не содержит метанол, производитель: Россия, 5 л
зимняя, готова к применению, температура применения -20°C, производитель: Беларусь, 4 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев