КРАСНОВ

Для чего нужны красное кольцо или белый щит? Вы уверены, что понимаете сигналы светофора?

27 января 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Для чего нужны красное кольцо или белый щит? Вы уверены, что понимаете сигналы светофора?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Как у вас отношения со светофорами: понимаете, о чем они вам подмигивают? Конфликтных ситуаций на перекрестках не возникает? Может быть, бывают споры с другими водителями о значении всех этих кружков и стрелочек? А может, вы даже вспомните, что по ПДД обозначает красное кольцо на светофоре? Разбору этих вопросов сегодня и посвятит себя Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

Дополнительная секция есть, но чего-то не хватает

— У светофора три основных сигнала: красный, желтый и зеленый. Плюс есть дополнительные секции: для поворота налево и для поворота направо. Также встречаются светофоры с секцией для движения прямо, — начинает лекторским тоном ведущий рубрики. — Но есть то, о чем многие не помнят: если у светофора имеются дополнительные секции, то на основном сигнале должны быть нанесены контурные стрелки, которые показывают направление движения, отличное от того, что указано на допсекциях.

Ну как, не припоминаете? Про контурные стрелки сказано в пункте 41 Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения (п. 41):

если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные, чем сигнал дополнительной секции, разрешенные направления движения.

Почему это вообще важно?

— У нас уже довольно давно стали устанавливать светофоры, где дополнительная секция есть, а контурных стрелок на основном сигнале нет. Возникает вопрос: как водителю понять, что у светофора есть допсекция? Днем все просто: подъехал — увидел. А ночью? Подъезжаешь к светофору, видишь основной сигнал, он тебя слепит. Сам светофор ты не видишь, догадаться, что есть дополнительная секция, не можешь. Загорелся разрешающий сигнал — можно ехать во всех направлениях, верно? — преподаватель хочет подловить на ошибке, но мы ведь понимаем, что вопрос с подвохом.

Действительно, от того, есть ли на светофоре дополнительная секция, напрямую зависят действия водителя. Мы хорошо знаем обустройство перекрестков на тех маршрутах, по которым ездим день ото дня. Но в любой момент привычные нам вещи могут измениться. К тому же организация дорожного движения вообще и указания светофора в частности — это то, что должно быть понятно всем водителям вне зависимости от того, в какое время суток они едут и знакомы ли с маршрутом.

Но и водитель должен хорошо знать правила. Еще один вопрос для проверки: можно ли ехать на основной зеленый сигнал, если контурных стрелок на нем нет, а дополнительная секция не горит?

Ответ содержится в п. 40 ПДД — ехать нельзя. Но для этого нужно, во-первых, закрыть глаза на то, есть контурная стрелка на основном сигнале или нет, а во-вторых, в принципе увидеть, что у светофора имеется дополнительная секция, то есть мы возвращаемся к изначальной проблеме.

Правила дорожного движения:

светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала (п. 38);

круглый зеленый сигнал разрешает движение (п. 39.1);

сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета. Движение осуществляется при включении разрешающего сигнала светофора только по направлениям, указываемым стрелками. Вместо красных, желтых и зеленых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные, желтые и зеленые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками, при этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком. Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией (п. 40).

Про красные кольца и белые щиты

— Поскольку у нас уже много светофоров, на которых контурной стрелки нет, а дополнительная секция есть, специалисты стали задаваться вопросом, как же сделать ее заметной для водителя? Так появилось красное кольцо — оно горит на дополнительной секции тогда, когда не горит стрелка, — продолжает лектор Краснов. — Вопросы есть. В правилах дорожного движения ни о каких красных кольцах не сказано, и в автошколах о них зачастую не говорят ни слова — там вообще стараются не отходить далеко от книжки с ПДД. В результате едет водитель, видит красное кольцо и тормозит — у него ступор. Ему горит зеленый по прямой, а он стоит и думает, что это за красный круг — может, светофор сломался? Он основной сигнал уже не видит, у него все внимание направлено на это кольцо.

В Минске к красным кольцам уже все привыкли — времени было достаточно. Но как быть водителю, который приехал из небольшого населенного пункта, где, может, всего пару светофоров и никаких допсекций и колец нет?

— На дороге все должно быть единообразно, все должно соответствовать правилам дорожного движения. Если бы на всех светофорах с допсекциями были контурные стрелки, предусмотренные п. 41 ПДД, то никакие красные кольца не были бы нужны. Они, конечно, симпатично смотрятся с точки зрения восприятия (можно согласиться с тем, что, как дополнительная мера привлечения внимания, это работает), но почему тогда такое новшество никак не отражено в правилах? — задается вопросом эксперт.

Кстати, еще до красных колец появились белые щиты: подложка под светофор, которая по задумке должна помочь водителю увидеть, что у светофора есть допсекция.

— Плюс возникла еще одна проблема: на светодиодных светофорах зачастую плохо видны контурные стрелки. Я замечал светофоры, где контурную стрелку даже явно старались нанести более жирными линиями, и все равно, когда загорается сигнал, ее очень плохо видно. Значит, нужно сделать так, чтобы они были видны хорошо. Может быть, делать не контурные стрелки, а сплошные? И никаких колец тогда не нужно, — предлагает Краснов.

Вопрос в том, смогут ли водители ориентироваться в стрелках: что основной сигнал, а что дополнительная секция?

— У нас по правилам основной зеленый сигнал светофора может быть выполнен в трех вариантах: просто сплошной сигнал, сигнал с контурной стрелкой и наподобие допсекции — зеленая стрелка на черном фоне. Большой вопрос, насколько это верно. Потому что можно встретить светофоры, где на основном сигнале как бы допсекция, плюс рядом есть еще одна допсекция — водителя это может запутать: горят две стрелки на черном фоне, — рассуждает инструктор.

Практика показывает, что некоторые водители действительно путают сигнал дополнительной секции светофора с основным. Может быть, поэтому не так уж и стремятся наносить контурные или сплошные стрелки на основной сигнал — чтобы не запутать участников дорожного движения еще больше.

Случай из жизни

Краснов сам на днях попал в неловкую ситуацию за рулем.

— Мне нужно было повернуть налево. Загорелась дополнительная секция для поворота налево вместе с основным зеленым. Внезапно водитель Polo остановился на перекрестке. Наверное, растерялся. Может быть, увидел, что стрелка замигала — испугался. Или думал, что должен встречным уступать. А может, автобуса сбоку испугался понапрасну, так как решил, что заденет его задней частью, — предположил ведущий рубрики.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Автоинструктор Краснов Минск (@yurykrasnov)

— Я знаю правила, знаю, что машина должна уехать с перекрестка. В той ситуации, когда загорелась стрелка, успели проехать всего два автомобиля, хотя в нормальной ситуации там их шесть успеет проскочить. То есть водители сами тормозят и тормозят остальных. В процессе мне стало понятно, что этот водитель не поворачивал, а разворачивался. Но куда мне деваться? Он развернулся и уехал, а я остаюсь поперек дороги и остальным машинам загорается зеленый свет, — продолжает Краснов.

Смотреть нужно не только на стрелку

— Не нужно путать основной сигнал и сигнал дополнительной секции. Так, если горит допсекция, важно смотреть на то, с каким основным сигналом она горит, — объясняет преподаватель. — Если стрелка горит с основным зеленым, то уступать никому не нужно. Если с основным красным, то по ПДД необходимо уступить тем, кто едет с других направлений.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Фокус в том, что даже если на светофоре горит стрелка налево с основным красным, то остальным машинам все равно будет гореть основной красный, иначе в этой стрелке бы не было никакого смысла. Однако водитель, четко зная правила и пытаясь их выполнять, ищет, кому же он должен уступить, медлит и мешает при проезде перекрестка, из-за чего может попасть в опасную ситуацию. Отсюда делаем вывод: стрелку налево лучше всегда делать с основным зеленым, ведь смысл левой стрелки в том, чтобы человек имел возможность спокойно уехать с перекрестка.

Но в каждом правиле есть свои исключения — это мы об утверждении, что если у вас горит стрелка для поворота налево с основным красным, то и у всех остальных непременно будет гореть основной красный.

— Улица Короля, пересечение с Немигой. Там стрелка с красным, а с перпендикулярного направления в это время горит основной зеленый, но движение разрешено только направо. В результате налево можно повернуть без опаски, а вот уже при развороте нужно уступать дорогу тем, кто едет на основной зеленый, — рассказал Краснов.

Правила дорожного движения:

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю (п. 103).

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений (п. 104).

Еще одна история про стрелку и основной красный. Запорожская площадь. Приехал человек из маленького города. Остановился перед кругом: горит основной красный и допсекция со стрелкой направо. «Мне сигналят, а я стою: мне же направо не надо, мне надо на круг — жду основной сигнал», — думает водитель. Основной зеленый там вообще никогда не загорается, если что.

— Выезд на круг — это всегда поворот направо. На некоторых перекрестках с точки зрения конфигурации это не всегда так, но типовые решения никто не отменял. Иногда со стрелкой пробуют экспериментировать, чуть поворачивают ее для визуальной наглядности. Но есть риск и запутать водителей: некоторые могут подумать, что куда стрелка указывает, туда, значит, и можно ехать, а чтобы на круг — жди основной сигнал, который все равно не загорится. В общем, сложно, — констатирует инструктор.

Кто мы? Водители. Чего мы хотим?

— Мы выступаем за то, чтобы водители досконально знали и соблюдали правила дорожного движения. Но, к сожалению, не все знают, как устроен светофор и какие схемы работы светофоров применяют на перекрестках. Некоторые путают контурную стрелку на основном сигнале с дополнительной секцией. Не все знают, как вести себя, если дополнительная стрелка горит с основным красным сигналом, так же как не знают, что если горит секция налево с основным зеленым, то нужно просто беспрепятственно покидать перекресток, не уступая никому дорогу, — говорит Краснов.

— Всем станет только лучше, если светофоры будут иметь правильный вид, соответствующий ПДД, а режимы работы светофоров станут безопасными для участников дорожного движения. Чтобы и в темное время суток водители могли узнать по виду основного сигнала, что у светофора есть дополнительная секция для поворота направо или налево, — поясняет эксперт.

— Нам бы очень хотелось, чтобы схемы работы светофора соответствовали принципам, заложенным в правилах дорожного движения, и чтобы не было ситуаций, когда двое водителей, двигаясь по перекрестку, не знают, кто и кому должен уступить, если им обоим горит стрелка дополнительной секции с основным красный сигналом (как, к примеру, на пересечении улиц Володько и Аранской). Или когда водитель выехал на перекресток на основной зеленый сигнал светофора и не может спокойно закончить поворот из-за того, что со встречного направления продолжает гореть стрелка направо с основным красным и оттуда едут машины, которые не дают спокойно покинуть перекресток, — добавил преподаватель.

Что скажете? Вы тоже этого хотите?

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by