30 января 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

«На внедорожники деньги есть, а два рубля на паркинг — нет?» Дворовые войны напротив «Галилео»

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Два рубля за каждые четыре часа — столько придется заплатить тому, кто захочет оставить свой автомобиль на паркинге ТЦ «Галилео» в Минске. Что в наше время есть два рубля? Кажется, уже даже кофе за эти деньги не попьешь. Тем не менее находятся водители, которые решают сэкономить. И вместо того чтобы использовать паркинг, штурмуют двор напротив — в этом местные жители видят основную причину своих бед со стоянкой. Мы заглянули в проблемный двор и заодно узнали, что (или кто) мешает жителям установить шлагбаум на въезде.

«120 машин на 110 парковочных мест». Кто виноват в таком соотношении?

Обозначим границы двора, о котором идет речь: он расположился внутри домов под номерами 17, 19, 21, 23 по ул. Бобруйской и 39, 41 по ул. Ульяновской. Часть студенческого городка и гимназию №75 с прилегающей территорией в расчет не берем.

Во двор есть два заезда со стороны ул. Ульяновской. Встречают нас знаки «Движение запрещено» и «Жилая зона». Первый призван ограничить жителей двора от незваных гостей. Но все мы понимаем: чтобы этот знак работал эффективно, под ним должен дежурить экипаж ГАИ.

Схема движения во дворе не самая удобная. Насквозь его не проедешь, и в оживленные утренние часы можно легко попасть в мини-пробку. «Станут четыре машины на въезд и пять на выезд — и меряются, у кого тачка круче и кто должен уступить», — рассказывает Светлана, активная жительница 19-го дома по Бобруйской. Наша собеседница сама предложила стать нашим «проводником» и ввести в курс дела после выхода материала о проблемном дворе на пр. Независимости.

Минуем знаки на въезде и возле 41-го дома замечаем самодельный шлагбаум: два столбика и что-то вроде цепочки или троса между ними. Как нам объяснили, самострой нужен, чтобы те, кто припарковался возле дома, могли беспрепятственно выехать, не сдавая при этом назад. Однако находятся водители, которые и этот самовольный «шлагбаум» без зазрения совести могут перекрыть.

Двор мы посещаем в типичный для Беларуси зимний день: на проезжей части тает грязный снег и превращается в не менее грязные лужи. Приходится все это дело аккуратно перепрыгивать: тротуар узкий, идти с кем-то бок о бок неудобно.

— Недавний случай: одна женщина припарковалась прямо на тротуаре, перегородив пешеходам весь путь (хотя тротуаром я это назвать не могу — скорее плинтусом), — жалуется Светлана. — Как девушка оправдалась? Сказала, мол, надо было в цветочный — розочки купить.

Да, местные магазины и кафе ситуацию с парковкой обостряют: на первых этажах жилых домов — косметический магазин, шаурмичная и известная сеть фастфуда. Про «Галилео» я вообще молчу: во время их распродаж у нас во дворе не протолкнуться. Недавно в торговом центре открыли фуд-молл — и снова машин во дворе стало больше. Люди приезжают на шикарных внедорожниках, но два рубля на паркинг, видимо, жалеют.

Сколько во дворе парковочных мест и машин? Полагаемся на статистику Светланы: женщина утверждает, что 110 против 120.

— Водители паркуются как хотят. Я не могу сосчитать, какое количество раз сюда вызывали ГАИ с эвакуатором. Я даже специально заезжала в районный отдел и писала заявления на «паркунов», — отмечает собеседница.

Заметим: почти во всем дворе на местах, оборудованных для парковки авто, нанесена разметка. А желтые полусферы присутствуют там, где оставлять машины нежелательно (в узком проезде, например). Поэтому ошибиться и поставить машину криво, перегородив дорогу другим, довольно трудно.

— Есть отдельная категория водителей, которые паркуются на зеленой зоне. Они даже пытаются спорить, мол, какая зеленая зона зимой? Но ведь если постоянно оставлять там машину — летом точно травы не жди.

Мусорные баки (контейнеры у нас расположены в двух местах) — это отдельная тема для разговора. Сколько раз коммунальщикам перекрывали проезд к ним — не сосчитать, — добавляет Светлана.


Реклама
Выгодные условия приемки в переработку автокатализаторов в УП «Унидрагмет БГУ»


- Электронная очередь с SMS-оповещением.

- Точный анализ.

- Быстрый расчет.

- Оплата до 77% от рыночной цены драгоценных металлов.

Больше информации на сайте.

Шлагбаум — панацея?

От домов на Бобруйской переходим к Ульяновской. Детский сад на первом этаже жилого дома — честно говоря, мы такого давно не встречали. Для дошколят дневное пребывание организовано в доме под номером 39. Игровая площадка при этом — возле здания №39А.

То есть чтобы добраться до нее, ребятам в сопровождении воспитателя нужно выйти из «подъезда», перейти проезжую часть и пройти с десяток метров. Раньше этот маршрут преграждали припаркованные вдоль тротуара машины, но потом здесь установили столбики со световозвращающими элементами. Минус два, а то и три парковочных места, зато родителям и воспитателям детишек наверняка спокойнее.

— А вон то угловое здание — это Минское отделение Белорусской железной дороги, — Светлана указывает на дом под номером 37 по Ульяновской. — Организация взяла себе довольно большую площадь двора под парковку — как минимум на 12 мест. Ее огородили забором и шлагбаумом. Но при этом посетители БЖД продолжают парковаться где хотят.

К слову, заглядывают во двор и те, кому нужно на вокзал, но они не нашли мест на платной стоянке напротив.

— У нас во дворе регулярно бросают машины те, кто с «Дружной» на выходные отправляется за границу. Как-то на протяжении недели здесь стоял чей-то автомобиль, мешал нормально парковаться на стоянке между 19-м и 21-м домами по Бобруйской. Я позвонила в ГАИ, там выяснили — водитель в Вильнюсе, уберет машину, как только приедет, — вспоминает собеседница.

Для чистоты эксперимента мы прошлись к 75-й гимназии и «копейке» — общежитию №1, то есть свернули на ул. Свердлова. Вечером там довольно пусто — пять свободных мест точно есть. Но по сути это уже другой двор — заехать в него со стороны Ульяновской нельзя. Конечно, можно оставить машину там и пройтись пешком. Но жители Бобруйской — Ульяновской так не поступают: мол, почему они, уставшие после работы, должны прогуливаться, пока кто-то «чужой» закупается в ТЦ?

Светлана нам долго рассуждать не дает — ведет в соседний двор и, не скрывая белой зависти, демонстрирует: между 32-м и 34-м домами на Ульяновской красуется шлагбаум. Мечта!

— Мы дважды организовывали инициативную группу, собирали подписи (из 230 жильцов 180 — за) и обращались в администрацию Октябрьского района, но в ответ — отказы. А ведь шлагбаум полностью решил бы наши проблемы, скинуться на него готовы даже работники местных кафешек в наших домах, — утверждает Светлана.

Оглядываемся. Во дворе за «воротами Минска» (точнее, за одной из башен) действительно дышится свободнее, чем у дома Светланы. Паркуйся — не хочу, мест достаточно. Но сразу оговоримся: здесь тоже не все гладко. В 2019 году обслуживающая шлагбаум организация получила от администрации района предписание «установить стрелу в открытое положение».

Так в чем же разница между этими двумя соседними дворами? Мы адресовали этот вопрос представителям администрации Октябрьского района, но нас перенаправили на сайт телеканала СТВ. Мол, уже не раз отвечали на вопросы недовольных местных жителей в эфире, печати и не только. Цитируем Юрия Каркозова, начальника районного управления по архитектуре и строительству.

— Порядок установки устройств, ограничивающих движение ТС на придомовых и внутриквартальных территориях в Минске, ранее был утвержден решением Мингорисполкома от 22 сентября 2016 года №2786. В этот период обращались организации для получения решения и установки ограничивающих устройств. Однако решением Мингорисполкома уже 2019 года решение 2016 года утратило силу. В связи с этим гражданам по данному решению невозможно установить ограждающие конструкции, — объясняет чиновник.

Проще говоря, жители одного двора успели заскочить в вагон под названием «решение Мингорисполкома №2786», а жители другого — нет. Поезд ушел, и ничего сделать нельзя? А вот и нет, все в силах жильцов. Они должны создать товарищество собственников и обратиться за выделением земельного участка с последующим его благоустройством.

— Если жильцы создадут ТС, им нужно обратиться в службу «Одно окно» администрации Октябрьского района по административной процедуре 3.16.1 пункта 3 Единого перечня административных процедур с последующим предоставлением пакета документов: документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица, декларация о намерениях, обзорная схема объекта строительства на выделенном земельном участке и другие документы, — перечисляет Юрий Каркозов. — Далее выносится проект решения о разрешении проведения проектно-изыскательных работ и благоустройства территории, в дальнейшем — с разработкой проектной документации. Она согласовывается с необходимыми службами, выполняются работы.

В теории звучит как четкая инструкция, но на деле товарищество собственников и шлагбаум — это дополнительная финансовая нагрузка для местных жителей, а еще и ответственность за обслуживание «недвижимого имущества и придомовой территории». Вот и придется совместными усилиями решать, какое из зол меньшее.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by