Россиянам разрешили покупать авто в Беларуси: у нас дешевле

 
19 061
31 января 2023 в 17:39
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

В ЕЭК отреагировали на жалобы российских автомобилистов в связи с покупкой машин в Беларуси: сговора не нашли, но машины стали продавать без проблем. Возобновление продаж началось после нескольких материалов в СМИ. Последний — про то, как в минском салоне Geely отказались продавать автомобили россиянину. В 2021 году соседям не удавалось приобрести новые Lada, Renault, Volkswagen и Kia белорусских дилеров.

После нескольких неудач журналисты Autonews.ru направили запрос в ЕЭК. Там ответили, что отказ дилера может расцениваться как злоупотребление доминирующим положением, а это, в свою очередь, является нарушением договора о Евразийском экономическом союзе. Впрочем, тут есть один важный нюанс. Как объяснили в организации, нарушением действия продавца будут являться только в случае его «доминирующего положение на соответствующем товарном рынке, а также если данный отказ не является технологически, экономически или каким-либо иным образом обоснован».

Также в ЕЭК предположили, что нежелание дилеров продавать машины россиянам гипотетически может быть результатом антиконкурентных соглашений. То есть автомобили из одних стран, которые могут предлагаться по более низким ценам, не должны конкурировать с предложениями в других странах, где такие машины могут быть дороже. Такие действия также находятся под запретом. На похожие договоренности в 2021 году как раз и ссылались дилеры, отказываясь продать машину человеку с российским паспортом. Согласно ответу от комиссии, такие отказы со стороны автодилеров могут считаться нарушением договора о Евразийском экономическом союзе.


Реклама
Выгодные условия приемки в переработку автокатализаторов в УП «Унидрагмет БГУ»


— Электронная очередь с SMS-оповещением.

— Точный анализ.

— Быстрый расчет.

— Оплата до 77% от рыночной цены драгоценных металлов.

Больше информации на сайте.

Как заявили в ЕЭК, рассматриваемый рынок характеризуется низким уровнем концентрации, является конкурентным, доли участников рынка в подавляющем большинстве не превышают 20%. При этом в ЕЭК в марте 2022 года провели соответствующее расследование, но не смогли установить какие-либо договоренности между производителями, дистрибьюторами, дилерами новых легковых автомобилей об отказе осуществлять реализацию новых легковых автомобилей определенному составу покупателей, попадающие под запреты. На отдельный запрос 2023 года, связанный с проблемами купить китайские автомобили в Беларуси в ЕЭК на момент выхода публикации не ответили.

Тем не менее ситуация в дилерских центрах Белоруссии серьезно изменилась.

Geely

Менеджер дилера Geely ответил на вопрос российских журналистов так: «Купить машину теоретически вы, конечно, можете, но с поставкой на учет в дальнейшем могут возникнуть сложности и проблемы. Тут мы вам помочь уже ничем не сможем, придется пытаться все решать самостоятельно. Поэтому лучше сначала серьезно подумать перед покупкой. В наличии кроссоверов Coolray у нас сейчас нет. Машины, представленные в автосалоне, уже ждут владельцев. Поэтому только предзаказ. Окончательно цена на машину устанавливается заводом-изготовителем на день отгрузки».

В Минске Geely Coolray в начальной комплектации Standart стоит 62 815 белорусских рублей (1 647 637 российских по курсу ЦБ). В России начальной комплектацией Coolray является Comfort, цены на нее стартуют от 2 299 990 рос. руб.

Lada

С покупкой автомобилей Lada, напротив, никаких проблем в Беларуси не возникло. Машины от АвтоВАЗа в наличии есть, и их продают по российскому паспорту. В первом же дилерском центре Минска нашелся искомый внедорожник Lada Niva Travel в комплектации Comfort за 59 300 руб. (1 555 439 рос. руб.). В российских дилерских центрах удалось найти только «упрощенную» версию Lada Niva Travel (без ABS и подушки безопасности). Цены на такую модель в автосалонах стартуют от 1 млн руб. В Минске есть Lada Niva Legend в докризисной модификации Classic за 45 600 руб. (1 196 088 российских рублей по текущему курсу). В Москве — только упрощенная Lada Niva Travel за 900 000 рос. руб. Седанов Lada Granta в белорусском дилерском центре не оказалось, был только лифтбэк за 38 750 руб. (1 016 412,5 рос. руб.). В России Lada Granta сейчас доступна для покупки в антикризисной версии, без ABS и с механической кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС. Цена — около 700 000 руб.

Представитель минского дилера заметил: «Все машины мы продаем в так называемых докризисных версиях с полным набором опций. И, что важно, без дилерских накруток. Машину можно без проблем купить на российский паспорт. После покупки выдадим специальный бумажный белорусский ПТС».

Kia

Корейская Kia стала третьей по популярности автомобильной маркой в Беларуси в минувшем году. Популярные седан и хетчбэк уже давно исчезли из автосалонов РБ, а локомотивами продаж стали кроссоверы Seltos и Sorento. В первом же дилерском центре, куда российские журналисты обратились по вопросу покупки машины, оба этих автомобиля оказались в наличии и их можно было без проблем купить по российскому паспорту. В 2021 году от такой операции дилеры Kia наотрез отказывались.

Теперь же самый доступный Sorento продавец оценил в 179 900 руб. (кстати, именно такая же стоимость указана и на официальном сайте компании). В переводе на российскую валюту это составляет 4 718 777 рос. руб. В России кроссовер в версии Active не продается. Базовой версией полноприводного Sorento с 2,5-литровым агрегатом на нашем рынке является Comfort, и стоит она минимум 3 949 900 рос. руб. (данные официального сайта). Впрочем, у дилеров найти такую машину дешевле 4,5 млн рос. руб. будет проблематично.

Seltos в Минске предложили только в версии Luxe c 2,0-литровым бензиновым мотором. Цена — 109 900 руб. (2 882 677 рос. руб.). В России автомобиль стоит 2 254 900 рос. руб., судя по данным официального сайта. Однако в наличии в салонах РФ его нет. Удалось найти авто в старших комплектациях, ценники на которые серьезно превышают 3 млн рос. руб.

«Автомобиль можно купить по российскому паспорту, — рассказал сотрудник автосалона в Минске. — ЭПТС пришлем через пару дней после покупки. Как видите, мы продаем машины без так называемой дилерской наценки, чем нередко грешат продавцы в России. Обслуживаться можете у вас, а вот в случае гарантийного ремонта придется приезжать в Беларусь».

Hyundai

Также не лучшим образом обстоят дела у белорусских дилеров с наличием машин Hyundai. Так, в автосалонах не удалось найти популярных кроссоверов Creta и седанов Solaris. Зато при желании можно приобрести Tucson (сейчас это одна из самых популярных моделей корейского бренда в России). Однако в автосалоне оказался автомобиль только в комплектации Elegance за 109 900 руб. (2 882 677 рос. руб). Кроссовер оборудован 2,0-литровым бензиновым двигателем мощностью 150 л. с. и шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Его можно купить по российскому паспорту и дешевле, чем в российских автосалонах: в дилерских центрах РФ так и не удалось найти машин дешевле 3 млн рос. руб.

Тем россиянам, которые столкнутся с проблемой покупки машины в РБ, в ЕЭК советуют жаловаться. Сообщается, потребитель имеет право обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы в зависимости от местонахождения продавца.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро