КРАСНОВ

На этом перекрестке пока не принято соблюдать ПДД. Краснов разбирает вопросы читателей

UPD
33 798
10 февраля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

На этом перекрестке пока не принято соблюдать ПДД. Краснов разбирает вопросы читателей

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Сегодня мы с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, отвечаем на вопросы наших читателей. Люди сразу подмечают места, где организация движения им непонятна или применены такие решения, которые многие водители по какой-то причине игнорируют. В этом разборе мы отправимся туда, где пока не принято соблюдать ПДД, изучим странный островок в центре города, а также попробуем разъехаться на «кривом» перекрестке.

Новая проблема перекрестка Машерова — Красная

На пересечение проспекта Машерова и улицы Красной мы с Красновым собирались с осени. Проблема была в том, что светофор на проспекте не имел дополнительной секции для поворота налево, в результате автомобили, которым нужно было повернуть, оказывались в опасной ситуации: при основном зеленом сначала нужно пропускать трамваи, а потом начинал двигаться встречный поток.

Но еще до Нового года схема движения на перекрестке была изменена. Появилась дополнительная секция светофора, повернуть стало проще, проблема исчезла.

Вернуться к тому же перекрестку нас заставило письмо читателя. «Прочитал вашу статью о дорожной ситуации на улице Красной. Мне кажется странным решение, которое приводит к пробкам на дороге», — отметил он.

Дело в том, что допсекция со стрелкой налево — не единственное изменение на этом участке. Вопросы у водителей вызывает запрет проезда по улице Красной по прямой. Приходится сворачивать вправо и искать место для разворота.

Что изменилось на перекрестке проспекта Машерова и улицы Красной:

• изменен режим работы светофорного объекта с установкой трамвайных светофоров;

• внесено изменение пофазного движения транспортных средств;

• установлена дополнительная секция светофора налево с проспекта Машерова на улицу Красную при движении со стороны улицы Куйбышева;

• запрещено движение прямо по улице Красной со стороны улицы Киселева;

• по улице Красной со стороны улицы Киселева для участников дорожного движения установлен дорожный знак 4.1.6 «Движение налево и направо». 


В ГАИ Минска отмечают, что это сделано с учетом интенсивности движения и для исключения конфликтных точек при движении транспортных средств и трамваев через перекресток.

— Я и сам частенько тут езжу. До того как на проспекте Машерова установили допсекцию для поворота налево, по улице Красной действительно можно было проехать быстрее в этом направлении, — рассказывает ведущий рубрики. — Теперь с Красной можно только повернуть налево или направо. Впрочем, была ли реальная проблема в том, что люди могли проехать прямо?

Ну нельзя, так нельзя. С Красной мы сворачиваем направо, на проспект Машерова, и там пытаемся развернуться, чтобы вернуться на Красную и продолжить движение в направлении площади Якуба Коласа.

— Все равно нам должны уступать здесь дорогу, — отмечает Краснов, выворачивая на проспект. — Так, теперь нужно развернуться. Место для этого довольно близко, но мы заняли левую полосу, а на рельсы я выехать не могу — сзади трамвай. Ну все, приехали... Извините, люди, мне развернуться надо.

Даже не в пиковое время автомобиль, остановившийся на проспекте на разворот, создает много проблем окружающим. За нами мгновенно вырастает очередь из тех, кто намерен двигаться прямо. Водители не сигналят и терпеливо ждут, кто-то пытается перестроиться правее, но сделать это сложно — там идет поток. На рельсах трамваи. Навстречу тоже движение интенсивное. Сколько времени понадобится, чтобы развернуться тут в час пик — отдельный вопрос.

— Даже если трамвая нет — он все равно может появиться. Если много транспорта едет со стороны проспекта Независимости — его придется пропускать. А мы, допустим, на рельсах стоим, ждем. Сзади подъезжает трамвай, который ждать не собирается — он будет звенеть. И назад в свой ряд не вернешься — там поток, и никто тебя впускать не будет. Все — ничего не сделаешь, испаряйся, — инструктор нервничает, он явно не привык создавать другим проблемы на дороге.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Конечно, с точки зрения ПДД можно все объяснить. А в реальной ситуации встречным на тебя пофиг — они не дадут развернуться, трамваю на тебя пофиг, попутным пофиг. Всем пофиг, а ты езжай по правилам!

Потеряли в итоге кучу времени и зареклись ехать сюда снова: лучше по проспекту Машерова, по улице Куйбышева — как угодно, но только не по Красной с разворотом.

Возвращаемся на перекресток Красная — Машерова уже пешком, чтобы оценить происходящее там со стороны.

— Я понимаю, почему они запретили движение по прямой. Посмотрите, как изменилась схема движения трамваев: теперь когда на Красной загорается зеленый, трамваи тоже могут ехать. Раньше они стояли на красный. Трамваям просто облегчили жизнь, а чтобы избежать опасных ситуаций, запретили движение прямо по улице Красной. Но был ли смысл городить огород? Трамваи и так нормально поворачивали, пропускали пешеходов и ехали дальше. Теперь же им стало чуть проще, зато многим водителям стало намного сложнее, — рассуждает преподаватель.

И самое интересное: пока многие автомобилисты реагируют на проблему по-своему — едут по прямой, по старинке, будто не видят знака, определяющего возможные направления для движения. Мы видели, как из восьми машин, стоявших на светофоре на Красной, шесть лихо проезжали по прямой. Причем заметно, что водители понимают ситуацию и, если нужно, аккуратно пропускают поворачивающий трамвай. Кто-то рискует и летит вперед не глядя. Сомнительное удовольствие.

— А вы заметили, что вблизи перекрестка между рельсов убрали полотно? Наверное, ремонт, наверное, так совпало. То есть те, кто летит по прямой, — привет подвеске, — отмечает Краснов.

Еще одно наблюдение: мы не заметили тех, кто, как и мы, сворачивал бы с улицы Красной на проспект, а затем разворачивался и возвращался на Красную. Видимо, те, кому нужно ехать в направлении площади Якуба Коласа, либо уже приспособились и поменяли маршрут, либо едут по прямой, нарушая ПДД.

— Если все поедут здесь по правилам, то на проспекте быстро возникнет очередь на разворот, что может привести к затору. А где им еще развернуться? Ну может быть, кто-то поедет до площади Змитрока Бядули, там кольцо, там проще. Но это неудобный маршрут, плюс еще сильнее загрузится перекресток с проспектом Независимости. И это то, что нужно учитывать: если где-то мы запрещаем проезд, то все машины оттуда распределятся на других участках, и там могут возникнуть непредвиденные трудности. Раньше мне было удобно ехать по улице Красной. Теперь я буду искать другие варианты, и, наверное, не я один такой, — говорит инструктор.

Странная разметка на площади Якуба Коласа

Еще один читательский вопрос отправил нас по улице Красной к площади Якуба Коласа. Там, сразу за пересечением с выездом к проспекту Независимости, появилась разметка, которую водители называют странной.

— Вот смотрите, передо мной двое водителей, они оба поедут неправильно, — Краснов заруливает по улице Красной. Направо выезд на проспект Независимости, по прямой — улица Якуба Коласа.

Два автомобиля перед нами едут вдоль трамвайных путей. Дорога довольно круто забирает влево, мы тоже сворачиваем. Но инструктор движется совсем по другой траектории, жмется к правому краю дороги и в результате выезжает в правую полосу за перекрестком.

И в этом был смысл. За изгибом дороги в левой полосе аппендиксом торчит островок, обозначенный разметкой. По такой разметке ехать нельзя — помнят ли об этом водители, которые ехали перед нами?

— Вероятно, задумка здесь такая. До перекрестка на улице Красной предусмотрены две полосы для движения в эту сторону. Одна на пересечении с улицей Веры Хоружей уводит только налево — соответственно, по прямой машины едут из одного ряда. И будет лучше, если за перекрестком они попадут в крайнюю правую полосу, а те, кому надо, затем перестроятся левее. С рациональной точки зрения это правильнее, чем выезжать в левый ряд, а потом искать возможность сдвинуться правее, — рассуждает ведущий рубрики.

Судя по всему, остальных водителей эти рассуждения мало волнуют: все, абсолютно все автомобили, которые мы видели, пока находились вблизи этого места, ехали по разметке.

— Водителям так удобнее. Во-первых, островок резко появляется за изгибом дороги. Не все про него знают, а когда видят перед собой, то боятся уходить вправо — вдруг там уже кто-то есть? Возможно, имело бы смысл делать разметку от самого перекрестка, чтобы человек видел, куда ему нужно попасть. Во-вторых, для автомобилиста это лишние движения, люди просто не понимают, зачем так делать, — продолжает инструктор.

— Они думают: «Как вы тут понаделывали, так мы тут и ездим».

Еще и старая разметка ясности не добавляет, так как ведет прямиком в дорисованный островок.

— Знаете, как бывает иногда: появятся в один прекрасный день на этом островке красивые бордюры или полусферы — тогда у водителей просто не останется выбора, как им ехать, — говорит собеседник.

Машина за машиной проезжают мимо нас по белой разметке. У одних водителей видно замешательство, но в последний момент дергаться никто не хочет, другие равнодушно смотрят на островок перед собой и спокойно едут по нему.

— Когда мы так выполняем организацию движения, что люди не боятся наезжать на разметку, то мы тем самым нивелируем значение разметки. Человек в одном месте решил, что кто-то что-то намудрил с разметкой и можно ехать по ней, и в другом месте он тоже решит, что разметка — это что-то необязательное. А ведь чаще всего она действительно важна, — размышляет Краснов.

«Кривой» перекресток Руссиянова — Шугаева — Купревича

Третий читатель отправил нас в Уручье, на пересечение улиц Руссиянова, Шугаева и Академика Купревича.

«Транспорт, движущийся по улице Руссиянова со стороны улицы Никифорова, при повороте налево выезжает на траекторию поворота встречного транспорта, который едет по улице Академика Купревича и которому нужно повернуть на улицу Шугаева, — рассказал водитель. — Постоянно происходят конфликты: кто кому должен уступить и как кто должен правильно останавливаться для поворота. Транспорт, который едет по улице Академика Купревича, вынужден либо поворачивать по траектории, ведущей на встречную полосу улицы Шугаева, либо объезжать поворачивающих на встречке сзади, с выездом на обочину. Или же приходится стоять и ждать, пока все повернут, но там много общественного транспорта едет в депо и ждать можно долго».

— Водителям проще, когда две дороги пересекаются под прямым углом. А здесь сложность в том, что перекресток Х-образный и, пытаясь разъехаться, автомобили друг другу мешают, — объясняет Краснов. — Это не единственное такое место в городе. То же самое происходит, к примеру, на пересечении улиц Восточной и Широкой и много где еще.

Было у нас, к слову, одно видео с упомянутого перекрестка улиц Восточной и Широкой. Как напоминание тем, кто позволяет себе резкие высказывания.

Мы подъезжаем по улице Руссиянова и с ходу попадаем в ситуацию, описанную нашим читателем. Нам нужно повернуть налево, но в этот момент по улице Академика Купревича подъезжает другой автомобиль, который тоже будет поворачивать налево, на улицу Шугаева. Оба водителя в этой ситуации хотят проехать на перекрестке чуть дальше, и оба в результате друг другу мешают — перекрывают траекторию. К тому же все вспоминают, что разъезжаться вроде как нужно правыми бортами.

Правила дорожного движения (п. 65.1):

при повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками (горизонтальной дорожной разметкой) не предписан иной порядок движения, при этом поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа.

— В ПДД есть еще один пункт, о котором многие забывают, — 66-й, — замечает преподаватель.

Он спокойно разъезжается на перекрестке со встречным автомобилем и поворачивает налево, другой водитель тоже выполняет свой маневр по сути у нас за спиной.

Правила дорожного движения (п. 66):

если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения.

— На этом перекрестке водителям трудно разъехаться правыми бортами. Но они могут проехать так, как удобнее — 66-й пункт это разрешает. Нюанс в том, что большинство автомобилистов к такому не привыкли. В результате один едет и рассчитывает повернуть так, как он задумал, и встречный тоже едет по своей траектории. Они друг другу мешают, при этом оба считают, что все делают правильно. Это самая благодатная почва для дорожного конфликта, — говорит инструктор.

Сглаживающим фактором является относительно низкая интенсивность трафика на перекрестке. С другой стороны, здесь много общественного транспорта: рядом расположен крупный транспортный узел, улица Руссиянова загружена автобусами и троллейбусами, которые поворачивают к диспетчерской станции.

— Нужно понимать, что у каждого транспортного средства свои габариты. Троллейбусы, которые никуда не денутся от своей линии, автобусы-гармошки, которым нужно больше пространства, — это важно учитывать. Лучше всего уступать друг другу: увидел ты встречного — дай ему проехать и спокойно поедешь сам. Но у нас все хотят быстрее, как это кому-то дать проехать? — посмеивается наш водитель.

Проезжаем этот перекресток снова и снова. Всякий раз нам удается разъехаться со встречным авто без заминки, но мы заметили, что Краснов как бы помогает другому водителю принять решение: он сознательно проезжает вперед, освобождая траекторию и как бы предлагая объехать себя сзади.

Такие же уверенные действия у водителей троллейбусов: они хорошо знают особенности этого перекрестка. Кроме того, транспорт у них специфичный — приходится ехать на низкой скорости, чтобы не соскочить с проводов или не застрять на обесточенном участке. Поэтому троллейбус или пропустит, или проедет немного вперед, чтобы дать повернуть у себя за спиной.

— Совершенствование организации дорожного движения на перекрестке — сложный процесс. Можно нанести разметку, а через год она сотрется или зимой снег выпадет — и схема уже не работает. Короче, проблема при левых поворотах возникает, и сам перекресток большой. Светофор? Ну вариант, если со стрелками налево, — рассуждает ведущий рубрики.

— Пока же водителям нужно проявлять гибкость и уметь быстро разбираться в ситуации. Подъехали, друг на друга посмотрели и поняли, как разъезжаться.

Кстати, катаясь через перекресток, мы обнаружили еще одну проблему. Едем по улице Академика Купревича, сворачиваем направо, на улицу Руссиянова. Для этого даже есть специальный проезд, но на выезде нет знака приоритета, никакого «Уступить дорогу», хотя он напрашивается.

— Выходит, люди, которые едут по улице Руссиянова, обязаны нам уступить по помехе справа, — удивляется Краснов. — Разумеется, никто здесь этого не делает. Хотя в случае ДТП трактовка ситуации наверняка будет однозначной: перекресток есть, знаков приоритета нет, а на перекрестке равнозначных дорог водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это 110-й пункт ПДД.

Дополнено

Читатели обратили внимание на то, что на перекрестке улиц Академика Купревича и Шугаева по знакам можно ехать только прямо. И хотя логично было бы предположить, что этим знаком акцентируется внимание водителей на запрете поворота направо (для этого же есть специальный проезд), все же факт остается фактом: знак действительно есть, его действие распространяется на весь перекресток, значит и налево, на улицу Шугаева, поворачивать с улицы Академика Купревича нельзя.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by