30 307
17 февраля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Сложный перекресток у старого аэропорта и работа над ошибками в Уручье. Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем, мы продолжаем разбирать письма читателей и отвечать на вопросы, которые ставят в тупик многих минских водителей. Сегодня рассмотрим сложный перекресток возле старого аэропорта, где сначала все тормозят, а потом ускоряются, изучим незаметный выезд, где машины имеют приоритет над остальными, а также проведем работу над ошибками в Уручье и таки увидим тот знак, который не заметили неделю назад.

Чкалова — Аэродромная. Красивая S перед перекрестком

Наш читатель рассказал о проблеме на перекрестке улиц Чкалова и Аэродромной, что у старого аэропорта в Минске. Трудность, по его словам, в том, чтобы с улицы Чкалова повернуть налево. Причем особенно много вопросов возникает у тех, кто едет там в первый раз.

«Сам недавно так ехал и чуть не попал в ДТП. Потом стал разбираться, что же пошло не так, — говорит водитель и начинает перечислять: — Разметка на перекрестке идет под сильным углом (потом я понял почему). Я вижу три полосы: в третьей машин нет, во второй авто стоит без включенных указателей поворота, в первой машина приближается к перекрестку, но снижает скорость. Я решаю, что им горит красный, — значит, могу ехать (при этом на перекрестке я стоял долго, другие водители даже сигналили уже). Я еду, а водитель на встречной начинает ускоряться и чуть не влетает мне в бок! И я был бы виноват, как оказалось».

В общем, очевидно, что перекресток непростой, нужно разбираться.

С Красновым мы подъезжаем к нему тоже по улице Чкалова. Обращаем внимание на то, что зеленый сигнал светофора горит (по крайней мере, не в пиковые часы) недолго, секунд 20. Водителей это часто нервирует: ты долго стоял на красный, вроде движение пошло, а ты снова можешь не успеть — раздражаешься, торопишься, плюс сзади подгоняют.

— И вот представим ситуацию: такой водитель выезжает на перекресток. Он видит встречную машину, которая еле едет, и решает, что она остановится. Другие же стоят в левых полосах (на самом деле им должна загореться стрелка, вот они и ждут). Тот, кто едет здесь в первый раз, этого точно не знает, поэтому едет, как и задумал, налево. И в этот момент встречное авто ускоряется — вот именно так, как сейчас, — говорит инструктор и указывает на перекресток.

Действительно, таких ситуаций будто под копирку мы здесь увидели немало. Аварий не было, все как-то разъезжались, но в целом обстановка нервозная. С выездом с улицы Чкалова все понятно, он стандартный. А вот подъезд от аэропорта по кругу — нестандартный, и в этом кроется проблема.

— Когда мы выезжаем со стороны улицы Николы Теслы и движемся в направлении Аэродромной, мы подсознательно хотим занять вторую полосу. Правая же наверняка уведет направо, на поворот, а из второй можно будет ехать прямо — правильно? Не правильно! Здесь логика нарушена. На перекрестке по прямой поведет правая полоса, для поворота направо появится карман, а вторая полоса раздвоится, но из обоих этих рядов можно будет ехать только налево, — объясняет ведущий рубрики.

Это приводит к тому, что водители, которые еще не привыкли к такой организации движения в этом месте, вынуждены быстро ориентироваться в ситуации и нередко в последний момент перестраиваться, чтобы занять нужное положение перед перекрестком. Так вот расстояние для принятия решение здесь совсем небольшое, плюс осложняют ситуацию два сложных изгиба дороги — в виде буквы S, как будто на гоночном треке. Выглядит красиво, но с точки зрения понимания — черт ногу сломит.

— И люди, которые едут здесь в первый раз, проезжают участок очень медленно: им кажется, что они что-то делают не так, что надо по-другому, а они чего-то не понимают. Приезжаешь такой, а здесь изгибы, островки, пешеходы — куда я попал вообще?! — хватается за голову Краснов.

А когда человек наконец во всем разобрался, нашел свой ряд, то он начинает ускоряться, компенсируя свое же замешательство и стремясь проскочить перекресток, пока не сменился сигнал светофора. Этим и объясняется то, что для встречных кажется форменным издевательством: к перекрестку машина подъезжает снижая скорость, а затем вдруг ускоряется.

— Я сам ехал здесь буквально вчера, передо мной водитель попал не в ту полосу, перестраивался потом в последний момент. Ну я-то пропущу, конечно, а кто-то не пропустит. В результате лишние нервы, лишние движения, лишняя опасность на дороге. Мое предложение: пусть правая полоса остается для движения направо на перекрестке, а по прямой ведет второй ряд, — говорит инструктор.

Есть еще один нюанс с распределением потока по полосам. Вот этот карманчик для поворота, который вырастает из правого ряда, создает массу проблем при относительно плотном трафике. Когда много машин поворачивают направо, они перегораживают полосу для проезда прямо. Если же очередь выстроилась для проезда по прямой, то она перекрывает въезд в карман для поворота, и все равно в итоге все стоят в одной колонне.

— Здесь очень заметно, что организаторы движения старались облегчить жизнь тем, кто едет налево. Но при этом сильно усложнили жизнь всем остальным, — отмечает ведущий рубрики.

Вот и получается, что на перекрестке все торопятся и все уже нервничают.

— К тому же встречные могут не знать, что здесь есть карманчик для поворота направо. Что они видят? Водитель включает указатель поворота (он перестраивается вправо, потому что занял не тот ряд, но остальным это неизвестно). Встречные видят поворотник и решают, что автомобиль будет поворачивать направо — значит, его не надо пропускать, можно ехать. А тот ускоряется по прямой в этот момент. То есть появляются предпосылки для возникновения опасных ситуаций как минимум, — продолжает преподаватель.

Кстати, светофоры и здесь, и на Чкалова переключаются на красный синхронно. Есть риск, что кто-то захочет проскочить в последний момент. Если и с противоположной стороны найдется другой такой же горячий — ну вы поняли.

— Что посоветовать? Проезжую часть уже не расширят, поэтому всем нужно помнить: не важно, как едет встречный автомобиль, ты все равно должен при повороте налево его пропустить. И даже если он едет еле-еле, он в любой момент может начать ускоряться — будь готов. С другой стороны, да, участок короткий, сложный, многие только в последний момент видят, что им нужно перестроиться. Давайте друг другу помогать в такой ситуации, от этого все только выиграют, — призвал Краснов.

Ну и наконец, еще одно наблюдение. Со стороны аэропорта машины подъезжают к перекрестку пачками. Вот несколько штук столпились, уехали — никого нет. Спустя какое-то время подъезжает новая пачка. Это тоже сбивает с толку встречных водителей, которые собираются поворачивать налево.

— У тебя впечатление, что никого уже нет, а потом снова появляются автомобили. Может быть, им стоило бы выключить зеленый? Он загорается раньше, чем на противоположной стороне, и горит гораздо дольше. Возможно, это сделано на перспективу или в утренний час пик перекресток действительно загружен, но в дневное время это выглядит избыточным, нет никакого смысла в долгом зеленом. Пусть он будет покороче, пусть люди с улицы Чкалова спокойно повернут, — предложил ведущий рубрики.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Автоинструктор Краснов Минск (@yurykrasnov)

Яна Чечота — Каролинская. Это только кажется Т-образным перекрестком

Одно из читательских писем касалось пересечения улиц Яна Чечота и Каролинской в Минске.

«Повернуть налево с улицы Каролинской на улицу Яна Чечота можно из двух полос. При этом из средней полосы по знакам можно проехать и прямо. Особенность ситуации расскажу на примере. Человек подъезжает к перекрестку, хочет повернуть налево. Он видит, что знаки разрешают ему поворот из двух полос. Смотрит на дорогу, и создается ощущение, что он на Т-образном перекрестке, так как дороги прямо как бы нет. Та самая дорога прямо — это заезд во двор, который смещен относительно основной широкой дороги. Фактически любой водитель, поворачивающий налево, должен уступать дорогу водителям, выезжающим из двора и едущим прямо, на улицу Каролинскую. Но из-за того что таких выезжающих из двора довольно мало, а у поворачивающего водителя создается впечатление, что прямо дороги нет, почти никто из поворачивающих не пропускает встречного, которому горит основной зеленый. Более того, налево всегда поворачивает достаточно большой поток сразу из двух полос. Люди могут даже не увидеть, что есть кто-то, кому нужно уступать», — рассказал наш читатель.

Выезжаем.

— Проблема именно в том, что машины со стороны парковки (а здесь расположена поликлиника) выезжают очень редко. И тот, кто часто поворачивает на перекрестке, привык к обстановке и не готов к тому, что придется уступать. Автоматизм действий трудно перебороть — человек так устроен, — рассуждает Краснов.

Перекресток действительно не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Пересекаются две улицы — Яна Чечота и Каролинская, плюс сюда интегрирован выезд с парковки.

— Обычно в таких местах из выезда разрешают только поворот направо. Так сделано, к примеру, на перекрестке Матусевича — Пушкина: в основное время там по прямой ехать нельзя. А здесь можно. И навстречу поворачивают два ряда, которые друг другу еще и обзор закрывают, — говорит инструктор. — У них горит основной зеленый, хотя поворот из двух полос налево безопаснее, когда люди едут на стрелку. Когда нужно уступать встречным — это всегда трудности, всегда риски. Мы же поворачиваем, следим друг за другом — это тоже отвлекающий фактор, а нужно еще за встречкой смотреть. В общем, не самое удобное решение для водителей.

Ситуацию спасает то, что машины с парковки действительно выезжают редко: мы никого не увидели, пока изучали этот участок. Чтобы воссоздать ситуацию, пришлось ехать самим.

— Смотрите, встречные водители действительно до последнего не обращают на нас внимания, они просто не ожидают, что кто-то будет ехать в этом направлении. А тут мы — приходится уступать. В этой ситуации все зависит от водителя, от стиля его поведения. Если ты видишь, что водитель перед тобой не разобрался в ситуации, не уступил, можно ему помочь, дать проехать. Но кто-то, наоборот, станет газовать, сигналить, вести себя агрессивно. Это неправильное поведение на дороге, — отмечает преподаватель.

Еще одна особенность перекрестка становится заметна тогда, когда подъезжаешь по улице Каролинской. Там есть дублирующий светофор, но установлен он в стороне от встречного выезда с парковки, метров на 15 вправо. В результате перекресток действительно кажется Т-образным до того момента, пока, уже выполняя поворот, не увидишь машину, которая едет навстречу и которой нужно уступить.

— Кто нечасто здесь ездит, может и не разобраться, — подтверждает ведущий рубрики. — Конструкция перекрестка сложная — это правда. Что можно предпринять? Например, переместить дублирующий светофор ближе к выезду с парковки — тогда водителям будет легче сфокусировать внимание на этом выезде. Либо разрешить только поворот направо для тех, кто выезжает с этой стоянки.

Перекресток в Уручье. Работа над ошибками

На пересечение улиц Руссиянова, Шугаева и Академика Купревича мы приезжали неделю назад. И допустили неточность, не заметив дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо»: поворот налево с улицы Академика Купревича на улицу Шугаева, таким образом, запрещен. Вот только вопросов от этого становится не меньше, а больше. Поэтому мы и вернулись в Уручье.

— В 1998 году я начинал службу именно в ГАИ Первомайского района, поэтому хорошо знаю этот перекресток. Никто и никогда не думал, что здесь нельзя поворачивать налево. Какой в этом смысл? Здесь весьма небольшая интенсивность движения, многие выполняют поворот, не замечая этот знак, никто особо не впечатляется, — констатирует Краснов.

Мы еще раз проехали по улице Академика Купревича в направлении перекрестка с улицей Шугаева. Знак действительно есть, хоть заметить его не так просто: установлен он высоковато, к тому же до последнего скрывается за другим столбом. Но главное даже не это, а то, что трудно ожидать, что на перекрестке действует такое отграничение. Вместе с тем для поворота направо, на улицу Руссиянова, создан отдельный проезд, а знак «Движение прямо» расположен прямо за ним.

— Логично предположить, что поворот направо в этом месте запрещен для того, чтобы водители пользовались специальным проездом. Но этот же знак запрещает и поворот налево. На мой взгляд, логичнее было бы установить знак 4.1.5 «Движение прямо или налево» или же знак 5.8.1 «Направления движения по полосам», — рассуждает ведущий рубрики.

Ладно, согласимся с тем, что общий замысел реализован верно и знак установлен на своем месте. Выходит, чтобы повернуть с улицы Академика Купревича на улицу Шугаева, нам нужно проехать перекресток по прямой, затем найти место для разворота, развернуться там и вернуться назад, чтобы свернуть направо.

— Имеет ли это смысл при такой слабой загруженности участка? — снова ворчит Краснов, но все делает в соответствии с требованиями ПДД.

Теперь мы подъезжаем к тому же перекрестку по улице Руссиянова. Все то же самое: есть отдельный проезд направо, есть перекресток той же конфигурации, но нет знака. Значит, поворачивать налево с этой стороны можно — раз. Более того, направо можно поворачивать как заблагорассудится: хоть через отдельный проезд, хоть на самом перекрестке по неудобной траектории — два.

— Мы ведь понимаем, что какой-то знак здесь все же должен быть: тот же «Движение прямо или налево», например. Ветром его унесло или какая-то иная неприятность приключилась — это неизвестно, — говорит преподаватель.

И здесь наталкиваемся на ту же проблему, которую заметили еще в прошлый раз на противоположной стороне: на выезде из проезда для поворота направо нет знака «Уступить дорогу». Выходит, автомобили, которые здесь поворачивают, имеют преимущество над всеми остальными? Опять же водители всё понимают, и никто тут не летит наперерез остальным. Но правила есть правила: как будут разбираться в случае ДТП?

— Согласитесь, есть ощущение, что этот перекресток какой-то забытый. Должны быть знаки «Уступить дорогу» — их нет. С одной стороны перекрестка поворот налево запрещен, хотя логика такого решения не вполне понятна. С другой стороны перекрестка вообще никакого знака нет — как хочешь, так и поезжай, — подытоживает Краснов.

Он ходит вдоль перекрестка из стороны в сторону, вглядывается в знаки, пожимает плечами. Автомобили проезжают мимо: кто-то не видит знака, который есть, кто-то замечает знаки, которых нет. Пешеходы идут там, где им удобно, потому что обозначенного перехода нет и в сотне метров. Сонная рутина спального района.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by