КРАСНОВ

Странный знак, с разметкой беда, а отвечать водителю. Разбор ДТП на улице Кижеватова

32 427
24 февраля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Странный знак, с разметкой беда, а отвечать водителю. Разбор ДТП на улице Кижеватова

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

На широкой улице в большом городе мы ездим ориентируясь по знакам и дорожной разметке. Когда ведутся строительные работы и схема движения меняется — это чревато определенными трудностями. Если актуальная разметка при этом исчезает, а знаки не добавляют ясности, водителям приходится догадываться, как ехать, а игра в угадайку на дороге не сулит ничего хорошего. Сегодня с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираемся в обстоятельствах ДТП на улице Кижеватова в Минске. Наша читательница попала там в аварию.

Видео с регистратора

Виктория предоставила нам видео со своего регистратора. Авария произошла 2 января на улице Кижеватова, в районе больницы скорой помощи.

— Разметка — никакая. При движении отчетливо видно направление, а на самом перекрестке оказываешься будто в тупике. Желтой временной разметки нет, есть остатки старой разметки и есть знак «Сужение дороги слева», — рассказала она.

— ГАИ вынесла постановление о моей виновности. Я собираюсь обжаловать его, запросила мотивировочную часть, — сообщила нам девушка.

Разбор на месте

Мы изменим порядок нашего разбора и сразу отправимся на место происшествия, чтобы увидеть все беспристрастным взглядом. А уже затем вернемся для анализа в класс и поговорим с Викторией.

— Здесь идут ремонтные работы — строят метро. Причем строят давно: схема движения то и дело меняется, — отмечает Краснов. — При этом машины здесь едут о-го-го — все пытаются друг друга опередить.

На улице Кижеватова разметка есть, но по мере приближения к месту происшествия она начинает пропадать.

— Вот тот самый знак — «Сужение дороги слева». Так вот, он здесь уже не нужен, так как никакого сужения нет, есть только смещение, а полоса как шла, так и идет, — говорит ведущий рубрики.

— Опасные ситуации на этом участке возникают часто, — констатирует он. — Водитель увидела этот знак, которого здесь быть не должно, и все: поехала чуть не туда, остановилась, затем поехала левее, и в этот момент столкнулась с другим автомобилем.

С разметкой здесь и правда беда. Виднеются белые полосы и стрелки: похоже, это остатки старой разметки, иначе при чем здесь стрелки? Они, конечно, в каком-то смысле могут помочь сориентироваться, но решение, скажем так, нестандартное. Плюс есть места с подтертой разметкой. Когда дорога мокрая и на них попадает влага, то такие полосы становятся похожи на еще одну разметку — это заметно на видео нашей читательницы. Как тут разобраться?

— И так место сложное, а еще и разметка вводит в заблуждение, и знак висит с двух сторон, который всех путает и по сути ничего не значит. А за ДТП отвечает водитель, — ворчит Краснов.

Наверное, у каждого водителя со стажем возникали вопросы к тому, как иной раз организовано движение в месте проведения ремонтных работ. Ну кто из нас не видел ветку, торчащую из люка, потому что крышка куда-то пропала, а обозначить надо было?

— Я однажды ехал по одной из центральных улиц: стоит дорожный блок в левой полосе, а на нем знак — кирпич. Думаешь, движение запрещено? Не-а. Оказалось, просто в левой полосе ехать нельзя. Нормально? — вспоминает инструктор. — В результате и возникает, так скажем, недопонимание на дороге. Водители что, должны догадываться, как им ехать?

Ситуация осложняется еще и тем, что справа расположена автобусная остановка. То есть мы догадываемся, что она там есть, и автобусы останавливаются, но разобраться в том, где ее границы, проблематично.

— Девушка перестроилась, а потом решила, что она во второй полосе. При этом на самом деле справа от нее располагалась автобусная остановка, которая закончится. Но водитель едет левее. Возможно, она ориентировалась по выщербленной разметке, которая в мокрую погоду видна не хуже, а может, и лучше той, которая уже стерлась, — говорит Краснов.

Мы довольно долго стояли на той самой остановке, наблюдая за тем, как едут автомобили. И знаете, так же, как наша читательница, едут не все, но очень многие. Можно сказать так: кто уже знает, как лучше ехать, — тот так и едет, а кто еще не разобрался — едет как Виктория. Особенно интересно смотреть за грузовиками, которые едут именно так, как она. Водители эмоционально кричат в своих кабинах — возможно, им кажется, что все остальные едут неправильно. А все остальные уже едут как получается — под грузовики не суются.

Любопытно было бы взглянуть на действия водителей Geely и BMW с видео, если бы наша читательница ехала не на легковой машинке, а на такой вот фуре.

— Женщина остановилась. Слева щемится этот Geely — для чего? Видно же, что у другого водителя что-то пошло не так. Справа пролетает BMW. Кстати, именно водитель BMW во многом спровоцировал всю ситуацию: девушка, может, и поехала бы вправо, так он ей не дал, — отмечает преподаватель.

— В этом наши водители: видят, что человек замешкался, — нужно сразу его опережать, давить со всех сторон.

Пересмотрите видео еще раз, на действиях водителя BMW нужно остановиться поподробнее.

— Он летел по автобусной остановке. А девушка остановилась так, что оставила место и справа, и слева. Ну а наши водители до трех не считают: видят место — туда и лезут сломя голову, — говорит Краснов.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Кстати, водитель BMW мог попасть точно так же, даже серьезнее. Дернись женщина не влево, а вправо, и был бы виноват BMW — это же ее полоса была. Да еще не пойми, чем бы авария закончилась: BMW так летел, что от контакта мог бы и с дороги улететь. Но ему повезло — он проскочил, а двум другим не повезло — столкнулись.

— На дороге случается всякое, и я тоже часто вижу людей, которые не могут разобраться. Но таким надо помогать. Я же под них не лезу, я даю им проехать, а потом еду сам, — снова и снова повторяет ведущий рубрики. — А у нас всем все равно. И пока такая ситуация не случится, пока человек в ДТП не попадет — ничего не изменится.

«Мы должны видеть разметку и заранее понимать, как действовать»

Возвращаемся в класс и созваниваемся с Викторией, чтобы услышать ее версию произошедшего.

— Впервые за 17 лет я попала в ДТП, — вздыхает она. — Нас учат, что по правилам дорожного движения водитель должен руководствоваться видимой горизонтальной разметкой. Временной разметки там нет. Как я понимаю, если разметки нет — той, которая должна быть, — то и правонарушения нет. Или я нелогично понимаю ситуацию?

Девушка подтверждает, что запросила мотивировочную часть решения ГАИ, собирается предпринимать шаги для обжалования. Она указала так: «Свою вину признаю частично, так как введена в заблуждение остатками разметки».

— Дело не в деньгах и не в штрафе, я умею признавать свои ошибки. Но в этой ситуации я не могу понять, в чем же я была не права. С моей точки зрения, не должно быть дороги, которая вводит водителя в заблуждение, все должно быть четко и понятно. Никто не должен догадываться, водитель должен просто видеть и понимать, — говорит читательница.

Важный момент: Виктория подтверждает, что видела белый BMW, который шел на опережение справа.

— Он ведь по логике вообще там не должен был ехать, раз там остановочный пункт. Поэтому я была в замешательстве: вроде полосы справа быть не должно, почему тогда он несется? — отметила собеседница.

Наша читательница рассказала, что по этой дороге ездила и раньше, причем неоднократно, и таких проблем не возникало.

— Мы подъезжаем к месту, где случилось ДТП, и должны за мгновения принимать решение: ехать левее или ехать правее. Это не должно быть загадкой: мы должны видеть разметку и заранее понимать, как действовать. Сейчас, конечно, мы можем обсуждать, где находилась моя машина. Но разве не куда важнее разобраться, как она туда попала? — задается вопросом девушка.

Она добавила, что, как ей сказали, если бы она успела остановиться до момента столкновения, то в ДТП могли признать виновным водителя Geely.

— По схеме ГАИ, в момент ДТП мой автомобиль всеми колесами находился в той полосе, где Geely стал меня опережать, — говорит Виктория. — Я считаю, что поступила правильно в сложившейся ситуации: я не поехала под машину справа, что было чревато более серьезной аварией, и приняла решение двигаться прямо.

И еще один ключевой момент: знак «Сужение дороги слева», который девушка видела и учитывала при движении.

— У нас ведь знаки имеют приоритет над разметкой. Можно было предположить, что останется две полосы: моя полоса — прямо, а слева еще одна — по которой мог проехать Geely, — считает наша читательница.

Сужение дороги или конец полосы?

В Правилах дорожного движения найдите два знака: предупреждающий «Сужение дороги» и информационно-указательный «Конец полосы».

— У нас в практику вошло в месте проведения ремонтных работ устанавливать знак «Сужение дороги» вместо знака «Конец полосы», — говорит Краснов. — А на самом деле никакого сужения может и не быть, просто полоса с какой-то стороны заканчивается. И знак «Конец полосы» для водителя гораздо информативнее: сразу понятно, чего ждать, не нужно догадываться.

Преподаватель приводит пример, когда действительно нужен знак «Сужение дороги». Загородная трасса, две полосы, впереди мост.

— В таких местах всегда установлен знак «Сужение дороги», потому что есть обочина, а когда мы подъезжаем к мосту, обочина заканчивается. И нужно об этом предупредить. Сама проезжая часть остается такой же, но дорога сужается. Дорога — это же не только проезжая часть, — напоминает инструктор.

Правила дорожного движения (п. 2.15):

дорога — комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов.

— Вы же помните: Виктория увидела знак, подумала, что слева полоса закончится и вместо трех рядов будет два. Ее этим знаком запутали, по сути, — указывает ведущий рубрики. — Если ремонтные работы, если движение по полосе закрыто, знак «Конец полосы» четко об этом проинформирует водителя. А «Сужение дороги» в такой ситуации — это всегда ребус, и поди догадайся, что делать.

Как должно быть, и как есть

Краснов берет маркеры, быстро изображает схему участка.

— Сначала я нарисую его с разметкой — как должно быть. Была бы разметка — не было бы проблемы, все просто, — проговаривает преподаватель. — Остановка здесь заканчивается, а три полосы идут вдоль.

Временная разметка смотрелась бы великолепно: видели же, как бросаются в глаза желтые полосы вдоль трамвайных путей? Но временной разметки нет. И белую давно никто не обновлял.

— А теперь мы берем и все стираем. Разметки нет, знак есть, и вот вопрос: как водителю разобраться? — спрашивает ведущий рубрики. — Сейчас легко говорить о том, что Виктория ошиблась, не туда ехала, не там перестраивалась. Но с учетом странного знака, который означает не пойми что, она решила, что ей нужно ехать именно так. Выщербленная разметка видна лучше, чем новая, вот женщина и ошиблась. А как ей было разобраться? Называется «догадайся сам, как ехать, но если не догадаешься — будешь виноват».

При этом инструктор не снимает вопросы к другим водителям.

— Женщина не разобралась в ситуации, но о чем думали остальные, которые якобы разобрались? Впереди поперек полос стоит автомобиль, который не понятно куда сейчас дернется, а они его впритирку скорее объезжать. Никто не даст лишнюю секунду подумать — такие у нас водители, — возмущен Краснов. — Отсюда совет: если попадаете на участок, где пропала разметка, то повышенное внимание нужно уделять не тому, как ехать по дороге, а тому, где у вас другие машины и как с ними взаимодействовать. Разобраться в этом бывает трудно, и в это же время ты едешь и не понимаешь куда?

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by