Дайджест грузоперевозчиков за февраль: проблемы на европейских границах, разрешения от Ирана

 
3578
01 марта 2023 в 14:30
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер

Февраль ознаменовался новыми ограничениями в перевозках с Евросоюзом. В Казахстане вступили в силу изменения в законодательстве, запрещающие белорусским и российским компаниям переоформлять фуры на казахские номера. А Беларусь и Иран договорились о безразрешительной системе перевозок.

Польша ввела ограничения для белорусских фур, но больше пострадали казахские

Сначала Польша закрыла пункт пропуска «Бобровники». Единственной возможностью для белорусских фур пересечь границу остался пункт пропуска «Кукурыки». Но через 11 дней польское погранведомство проинформировало белорусскую сторону о том, и в «Кукурыках» ограничат движение фур, за исключением зарегистрированных в государствах — членах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Из-за закрытия «Бобровников» нагрузка на «Кукурыки», а также латвийские и литовские пункты пропуска на границе с ЕС возросла практически мгновенно. Причем настолько, что литовская сторона сняла с себя все обязательства перед Беларусью по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу.

А вот ограничения, введенные в «Кукурыках», на белорусских перевозчиках сильно не отразятся. Чего не скажешь об их коллегах из других стран. Так, Казахстан уже оценил этот запрет миллионными убытками для своих перевозчиков.

«Для Беларуси это повторное ограничение. Белорусские фуры и так не могут пересекать границу с Польшей после прошлогодних санкций ЕС. Вот уже почти год все перевозки выполняются по системе перецепа или перегруза. Но от мер, введенных Польшей, пострадали перевозчики других стран, которые въезжали на территорию Евросоюза через Беларусь. Это компании из Казахстана, Китая, Кыргызстана, Сербии, Молдовы, Узбекистана. Теперь им придется перестраивать свои маршруты так, чтобы пересекать границу Беларуси с Евросоюзом через Прибалтику», — комментирует директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

Казахстан «прикрыл лавочку» для белорусов и россиян по обходу санкций

Белорусским и российским компаниям запретили переоформлять фуры на казахские номера. Такой маневр давал им возможность без ограничений работать с Европой. Как поступить с теми машинами, которые уже успели сменить белорусскую и российскую прописку на казахскую в прошлом году (а таких около 5000), власти еще не решили.

«Если для белорусских и российских перевозчиков перерегистрация в Казахстане стала „лазейкой“, которая помогла обойти санкции, то для казахских коллег это обернулось большой проблемой. Они не выдерживали конкуренции. В прошлом году перевозчики Казахстана неоднократно заявляли, что российские и белорусские компании забрали у них до 70% рынка. Однако сейчас мы видим, что возможности для работы с Евросоюзом сокращаются и для казахстанцев. Поэтому не исключено, что перерегистрация машин именно в этой стране скоро потеряет актуальность в принципе», — говорит Татьяна Солдатенко.

Иран разрешит белорусским фурам ездить без разрешений

Об этом заявил министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко после встречи с заместителем министра промышленности, шахт и торговли Ирана Сейедом Мохаммадом Мусави.

«К сожалению, новые логистические цепочки не выстраиваются с такой же скоростью, как рушатся старые. Но этот процесс идет — в восточном направлении. Подобные договоренности с отдельными странами об упрощении порядка перевозок — серьезные шаги, которые помогают компаниям налаживать работу в сложившихся условиях», — считает Татьяна Солдатенко.

По словам эксперта, правительство Беларуси практически сразу же после закрытия границ с Европой в апреле 2022-го стало вести переговоры со странами Востока по поводу упрощения порядка перевозок. Пакеты предложений о введении безразрешительного принципа работы или увеличении квот были подготовлены для многих стран. И к сегодняшнему дню уже заявлено о положительном решении этих вопросов не только с Ираном, но и с Кыргызстаном, Арменией, Узбекистаном.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро