Ему сигналили, кажется, отовсюду. Электрический Volkswagen специально объехал и сдал назад, чтобы заблокировать движение. А ведь человек не делал ничего плохого: он просто хотел повернуть с проспекта Независимости налево, на улицу Комсомольскую. Кто прав, кто не прав, о чем говорят знаки и на что указывает разметка? Ребусы перекрестка в центре города отправился решать Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.
Сегодня мы разбираем ситуацию, в которую недавно попал наш читатель. Он двигался по проспекту Независимости со стороны улицы Ленина в направлении улицы Комсомольской и там собирался повернуть налево. Включил указатель поворота, остановился: нужно ведь встречных пропустить, допсекции для поворота налево на светофоре нет. И тут ему стали сигналить. А автомобилист на электрическом Volkswagen и вовсе сотворил что-то странное.
Случай это не уникальный. Автомобиль, который собирается поворачивать, запирает левую полосу. Этим недовольны те, кто там ехал и собирался без препятствий ехать дальше — проспект же. Возможно, кто-то из водителей даже уверен, что и поворот тут запрещен, — и бóльшую часть времени так и есть. Но и поворачивающих не спешите относить к нарушителям.
— В схожую ситуацию попал и я в этом месте, правда передо мной показательно машина не перестраивалась. Очень неприятно, что многие водители забывают, что сигнал используется для предотвращения ДТП, а не для требования предоставления преимущества. Подгорает нормально! В большинстве случаев других водителей не должно волновать, по какой причине человек остановился в том или ином месте: следует просто молча пропустить поток и безопасно его объехать, — указывает еще один наш читатель.
Забегая вперед, отметим, что поворачивающему на этом перекрестке Краснову тоже возмущенно сигналили. Так кто же прав?
Давайте вспомним, как на этом участке проспекта организовано движение. По обеим сторонам перед перекрестком с Комсомольской (той ее частью, которая ведет к стадиону «Динамо») установлены знаки 4.1.1 «Движение прямо», которые разрешают проезд только в указанном направлении. Под этими знаками две таблички 7.5.4: они определяют время, в течение которого знаки действуют, — с 0:00 до 11:00 и с 15:00 до 0:00. В это время поворачивать налево нельзя — с этим разобрались.
Остается понять, как действовать в промежутке с 11:00 до 15:00, когда знак не действует.
— Этот знак действует всегда, и действует в сочетании с табличками. В одно время знак предписывает двигаться только прямо, а в другое время сочетание знака и табличек предусматривает и поворот налево тоже, — объясняет Краснов.
Почему бы не заменить его знаком 4.1.5 «Движение прямо и налево» с табличкой «с 11:00 до 15:00»? Возможно, так было бы понятнее. Но с другой стороны, это могло бы создать дополнительную проблему: многие бы увидели знак, далеко не все бы увидели табличку, и левая полоса на проспекте регулярно была бы занята теми, кто хочет повернуть налево вне зависимости от времени. Между тем знак «Движение прямо» и таблички под ним как бы не хотят привлекать к себе такое внимание, и, возможно, неспроста. Нам писали водители, которые знают о возможности поворота на этом перекрестке, но не пользуются ей из-за неуверенности: а точно можно? И как в этом случае отреагируют другие водители?
При этом многие указывают на противоречивую разметку на этом участке проспекта. Краснов рисовал на доске схему такой, какой она должна быть в теории, если мы соглашаемся с тем, что поворот налево разрешен по крайней мере в какое-то время. Но какая разметка там на самом деле? Поехали посмотрим.
— Проспект широкий. Если специально не акцентировать внимание, то знаки по бокам не все заметят или не все захотят заметить, — рассуждает инструктор.
Больше всего разговоров было из-за разметки, на нее мы и стали смотреть в первую очередь. Рассматривали, когда проезжали. Ходили по пешеходному переходу рядышком и тоже пытались разобраться в белых линиях. Оказалось, это не так просто.
— К разметке вопросы есть. Видно, что она скорее сплошная. Точнее, раньше она была, видимо, прерывистая, но потом сверху нанесли сплошную линию. Однако старая прерывистая осталась видна. Скорее всего, она пластиковая, а сверху нарисовали обычной краской: пластик просвечивает, и теперь приходится догадываться, что же тут такое, — анализирует Краснов.
Впрочем, и это не все. Если мы держим в уме, что разметка должна относиться к возможности повернуть налево, то она явно была нарисована не там, где требуется.
— У меня складывается впечатление, что эта прерывистая была для тех, кто едет по Комсомольской со стороны Интернациональной. То есть прерывистая разметка (старая) изначально не связана со знаком и табличками, которые мы видим сегодня на проспекте, — делает вывод ведущий рубрики.
И тут скрывается нюанс. Проехать по Комсомольской прямо, сквозь проспект, как бы нельзя. Многие ездят, но это не означает, что они поступают правильно.
— Здесь два разных перекрестка. Участок улицы Комсомольской ближе к стадиону «Динамо» — это бульвар. То есть справа дорога с односторонним движением и слева дорога с односторонним движением. Но туда нельзя проезжать напрямик через проспект, двигаясь со стороны улицы Интернациональной, — объясняет Краснов. — Есть те, кто так ездит, но так делать нельзя. Даже несмотря на то, что формально дорога свободна.
Что имеется в виду? Когда на Комсомольской загорается зеленый свет, на проспекте горит красный. Ничто формально не мешает проехать по прямой, ведь и те, кто едет по Комсомольской со стороны стадиона и поворачивает на проспект налево, все равно обязаны уступать встречным, и они уступают. И все же со стороны попытка так пересечь проспект выглядит, мягко говоря, странной.
Мы попробовали: по правилам так проехать действительно нельзя. Когда подъезжаешь по Комсомольской со стороны Интернациональной к проспекту, хорошо виден и знак, разрешающий движение налево или направо, и соответствующая разметка.
— Что можно сделать? Повернуть направо, на проспект, затем попытаться повернуть налево, на Комсомольскую, но только в то время, когда это разрешено, то есть с 11:00 до 15:00, что снова приводит нас к тому самому знаку, — объясняет преподаватель.
Что мы имеем: знак с табличками, указывающими время, и сплошную разметку. Безусловно, будут те, кто станет спорить с утверждением, что знак с табличками не перестает действовать с 11:00 до 15:00, а именно указывает на возможность поворота налево. Но какой иначе в нем был бы смысл, если разметка в любом случае разрешает движение только прямо? Поэтому больше похоже на то, что требования знаков и разметки противоречат друг другу, и на этот счет в ПДД прописан четкий алгоритм: в случаях, когда значения линий разметки и дорожных знаков противоречат друг другу, участники дорожного движения должны руководствоваться дорожными знаками (прил. 3, п. 8).
На часах скоро полдень, свернем с проспекта налево, на улицу Комсомольскую, и поищем, где бы припарковаться, чтобы еще раз посмотреть на перекресток со стороны. Краснов занимает крайнюю левую полосу и тормозит с включенным указателем поворота, пропуская встречных. За ним тут же вырастает очередь. Кто-то с трудом перестраивается вправо, другие ждут, пока левый ряд освободится. Находятся и те, кто спустя несколько мгновений тоже включает поворотник: то есть они изначально, может быть, и не собирались поворачивать здесь, но когда увидели, что кто-то все равно пойдет первым, решили рискнуть.
Разумеется, Краснова обсигналили. Не всем нравится, что левую полосу проспекта можно так просто затормозить, к тому же не все знают или соглашаются с тем, что поворот здесь разрешен. Не исключено, что кому-то кажется, что этот товарищ на белой Renault внаглую поехал налево, и эти люди негодуют. Совсем как водитель электрического Volkswagen на видео нашего читателя.
— Сигналить тем, кто поворачивает, не нужно. И «учить» их не нужно. Конечно, с точки зрения магистрального движения по проспекту это не очень хорошо, когда один человек запирает полосу для всех остальных. Ведь в основном на проспекте поворот налево запрещен, а где разрешен — там есть стрелка. Но перекресток с Комсомольской в этом плане особенный, — признает наш водитель. — Люди сигналят, потому что в потоке хорошо видят разметку, а она сплошная. На знаки они внимания не обращают. Ну что поделать? Понять и простить.
Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:
— Периодически сталкиваешься с таким достаточно агрессивным поведением. Человек не понимает, что другой водитель ничего не нарушает, что проблема не в нем, а в организации движения. И он чего-то не учел либо просто ПДД не знает, но считает, что он прав, а другой нет, и пытается всячески это продемонстрировать.
— Какой вывод мы делаем: когда вы едете по дороге и видите водителя, который, с вашей точки зрения, что-то делает не так, — не торопитесь осуждать и тем более не пытайтесь скандалить. Вдруг он прав, а это вы не разобрались? Окажетесь тогда в глупой ситуации, — предупреждает Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by