КРАСНОВ

Плюсы и минусы уличной парковки. Все предусмотрено, но ведь нарушают

24 531
24 марта 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Плюсы и минусы уличной парковки. Все предусмотрено, но ведь нарушают

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Мы привыкли к тому, что на многих улицах разрешена парковка вдоль проезжей части. Это кажется удачным решением, ведь в большом городе зачастую не хватает удобных парковок в жилых массивах и рядом с крупными офисными зданиями. Но есть и свои недостатки: коммунальным службам трудно убирать дорогу, а пешеходам или водителям, выезжающим с другого направления, припаркованные авто зачастую перекрывают обзор. В нюансах разбирался Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

«Зачем нанесли разметку?»

Одним из поводов для сегодняшнего разговора стало письмо нашего читателя. Речь об улице Маяковского в Минске.

«Поезжайте от дома №14 до развязки с улицей Денисовской. Зачем на этом участке нанесли такую разметку, которая приведет (или уже привела) к повышению аварийности? Выезд из дворов домов 14—26 превратился в выезд вслепую, причем всегда. Раньше разметка позволяла относительно безопасно выехать в широкую крайнюю правую полосу, а сейчас из-за новой разметки полосы стали уже, а в бывшей крайней правой по обе стороны от выезда плотно паркуются, из-за чего обзорности нет совсем. Все эти прелести можно в любой будний день оценить на месте», — написал нам минчанин.

Что ж, «в любой будний день» мы и отправились на улицу Маяковского — оценивать прелести на месте.

Побочный эффект

— В наше время это было и остается серьезным вопросом — состояние городской дорожно-транспортной инфраструктуры в плане парковок. Как люди говорят: дороги есть, а стать негде. Заставлены все дворы, куда еще можно въехать, и все равно мест не хватает. Именно поэтому в последнее время в Минске стали оборудовать места для парковки прямо на улицах, вдоль края проезжей части, — объясняет Юрий Краснов.

В целом решение рабочее, особенно если все продумано до мелочей и речь идет о какой-нибудь тихой улочке в столичном спальнике. Но улица Маяковского — другая история.

— По функционалу она сопоставима, например, с проспектом Победителей. Но там скорость часто под 80 км/ч, и никакой парковки в правой полосе. А на Маяковского интенсивность движения куда меньше, и здесь рискнули выделить места для стоянки автомобилей. Понятно, что решение вынужденное, и все равно для такой широкой улицы оно спорное, — размышляет преподаватель.

Как это выглядит: парковочные места появились вдоль обозначенного участка улицы, по сути в крайней правой полосе. Разметки здесь в достатке: каждое место для стоянки обозначено, заштрихованы «островки» перед въездами во двор, где парковаться нельзя. При этом для движения остается аж четыре полосы, чего более чем достаточно и сейчас, и на перспективу. Так в чем же проблема?

— А в том, что выезжающим из дворов нужно как-то попасть в первую полосу для движения, а обзор у них часто ограничен. Люди вынуждены вслепую высовывать нос, надеясь на то, что их заметят и дадут выехать, — констатирует ведущий рубрики.

Но ведь это неправильно, и едва ли так было задумано. Так в какой момент все пошло не так?

Первое, что бросается в глаза: «островки» перед выездом и за ним очень короткие. По Правилам дорожного движения (п. 143.4) остановка и стоянка транспортных средств запрещаются на перекрестках и ближе 15 метров от края пересекаемой проезжей части дороги. А заштрихованные области, которые мы увидели на улице Маяковского, в прямом смысле могли уместить на себе всего лишь один автомобиль, то есть длина некоторых из них метров пять от силы, а потом разметкой обозначено место для стоянки. Ну и на что ориентироваться?

— Здесь может и не быть противоречия, если, скажем, применяется экспериментальная организация дорожного движения, — объясняет инструктор.

Задумка понятна: чем короче «островки», где нельзя оставлять машину, тем больше свободного места, где парковаться можно. Но ведь и 15 метров свободного пространства не просто так придумали. Чем ближе автомобиль припаркован к пересечению дорог, тем хуже обзорность у водителей, которые движутся навстречу друг другу.

— «Островки» очень коротенькие, видно, что здесь пытались в любом месте влепить парковочные места: хоть одно, хоть парочку. И все равно находятся те, кто умудряется оставить машину на заштрихованном «островке», вплотную к выезду из двора. В результате люди жалуются на плохой обзор, и они правы: обзора тут не остается никакого. При выезде надо уступать дорогу — водитель бы и рад это сделать, но он не видит, кому уступать. Ему приходится высовываться потихонечку, и все равно у него до последнего нет обзора. Но проблема не в коротком «островке». Какая разница, какой он длины, если на нем все равно паркуются? — строго говорит Краснов.

Парковаться не по правилам на улице Маяковского не стесняются. И делают это сплошь и рядом. Но и во дворах свободных мест — днем с огнем.

— Организовано здесь все нормально. С одной стороны, места для стоянки вдоль дороги как-то решают проблему парковки в районе, разгружают дворы. С другой стороны, как побочный эффект возникает новая трудность с выездом, и возникает она именно из-за нарушителей. Соответственно, с ними и нужно бороться, — приходит к выводу ведущий разбора.

Опыт малых улиц

Это совсем не означает, что сама по себе идея организации парковочных мест вдоль края проезжей части не может работать. Может, и это вполне успешно применяется в городе, в частности на небольших улицах с не слишком интенсивным движением.

— Это положительный момент, который хотелось бы отметить. В Минске стали активно использовать такую схему организации парковок, и она работает. Если на каждой подходящей улице обустраивать такие места, то у водителей всегда будет место поблизости, где можно поставить машину, — говорит Юрий Краснов.

Как было раньше: узкая улица, с одной стороны разрешена парковка и с другой разрешена.

— Пункт 143.10 Правил дорожного движения определяет, что остановка и стоянка транспортных средств запрещаются на проезжей части двухполосной дороги напротив стоящего на противоположной стороне дороги транспортного средства. Но, во-первых, некоторые водители забыли это требование. Во-вторых, проехать по узкой дороге, где в шашечном порядке припаркованы автомобили, все равно будет проблематично: придется выделывать какую-то змейку, а если нужно разъехаться двум встречным авто — так ведь это вообще караул, — констатирует инструктор.

Что придумали сейчас. На дороге вдоль одного края обустраиваются парковочные места. Наносится разметка, в том числе «островки», где парковаться нельзя. Лучше, если они будут как-то защищены конструктивно (столбиками, полусферами), и на примере улицы Маяковского мы уже поняли почему. А все остальное пространство на проезжей части делится на полосы движения. Таким образом, припаркованные машины никому не мешают проехать.

— Это очень классное решение, мне оно нравится, — признается Краснов.

Причем на улицах, где это необходимо, можно установить знаки, запрещающие парковку в определенные дни на одной или на другой стороне дороги. Это удобно для того, чтобы коммунальщики могли провести уборку проезжей части. Мингорисполком уже анонсировал такую идею.

Чтобы увидеть удачную организацию парковки на одной стороне тихой улочки, мы выезжаем на улицу Сурганова. Но не на широкую ее часть, а на небольшой участок между улицами Куйбышева и Якуба Коласа с тыльной стороны бизнес-центров и клиники.

— Раньше тут невозможно было проехать, так как с двух сторон был припаркован транспорт, а движение при этом достаточно интенсивное. Теперь на одной стороне организованы парковочные места, а с противоположной стороны висят знаки, запрещающие парковку. «Островки» ограждены столбиками, никто там не становится, не загораживает обзор. И получилось здорово! Да, есть водители, которые по старой памяти оставляют машину там, где нельзя, и всем мешают. Но это мелочи, осталось только приучить людей соблюдать правила. Главное, что задумка сработала, — нахваливает ведущий рубрики.

Конечно, это вызывает сопутствующую проблему: парковочных мест на этой улице стало ощутимо меньше.

— Зато здесь навели порядок, здесь можно безопасно ехать. А парковочные места нужно искать поблизости. И не во дворах, как у нас многие привыкли. Есть паркинги, к примеру, есть платные парковки. Я противник того, чтобы там были высокие тарифы — это многих отпугивает. Наоборот, водитель должен стремиться оставить свою машину там, где это можно и нужно сделать, где она не будет никому мешать. И нужно продумывать и создавать такие места, а не как у нас бывает: паркинг только для сотрудников бизнес-центра или общий, но ценник такой, что все едут искать свободный пятачок в ближайшем дворе. Это контрпродуктивно, людям нужно помогать, создавать им условия, а не чинить препятствия, — уверен преподаватель.

Как рациональнее парковаться?

Часто на знаках можно увидеть, каким именно способом вдоль проезжей части должны быть припаркованы автомобили. Наш эксперт отмечает, что не всегда логика так уж очевидна — например, когда дело касается того, заезжать на парковку передом или задом.

— Все равно водители делают так, как привыкли, как им удобнее. И знаки никого не переубеждают, — считает Краснов.

Но иногда определен именно способ парковки, и этого стоит придерживаться.

— Диагональную парковку бывает очень трудно выполнить на улицах с интенсивным движением. Нужно остановиться самому и остановить весь поток, причем не прямо за собой, а в определенном месте, чтобы потом самому сдать назад и припарковаться. С этим бывают проблемы: водители пытаются сигнализировать «аварийкой», но если вас не поняли и подперли, то вы уже ничего сделать не сможете, — рассказывает инструктор. — Да и в целом запереть за собой полосу — это такое себе решение. А если человек без опыта? Долго паркуется, нервничает, ему сигналят, он еще больше волнуется — кошмар, в общем.

Парковка перпендикулярно, так же, как парковка елочкой, в этом отношении проще: заехал, и все. Другое дело, что выехать бывает сложнее.

— Водители опять-таки включают «аварийку» и пробуют высунуться, ожидая, что кто-нибудь их пропустит. И это обязательно нужно делать — помогайте другим, когда видите, что они в этом нуждаются. А не как у нас любят: ломятся всей толпой, сигналят, не пропускают — у них же преимущество! — Краснова всегда сильно возмущают такие проявления.

Если выбирать между елочкой и парковкой а-ля гараж, то первый способ все же предпочтительнее. Во-первых, автомобили располагаются более компактно, при этом нет проблем с тем, чтобы открыть двери. Во-вторых, на такую парковку проще заехать. Хотя спонтанный эксперимент показал, что елочкой на одинаковом отрезке поместится меньшее число машин, чем в случае, если все припаркуются перпендикулярно бордюру.

Привыкание — процесс долгий

Тем не менее это не означает, что достаточно нанести новую разметку на улице и все само собой придет в порядок. Водители действуют по памяти, некоторые упорствуют до последнего, живут так, как им удобнее. В результате на первых порах хаоса бывает еще больше.

Подтверждение этому мы увидели на тихой улице Федорова. Рядом школа, трафик не слишком интенсивный, по крайней мере не в утренние часы. По одной стороне организованы парковочные места, на противоположной парковаться нельзя, так как полоса только одна.

— Нанесли свежую разметку, попытались организовать движение. Но всем все равно: как парковались раньше, так и паркуются. Ну а остальные едут так, как получается, а получается только с пересечением двойной сплошной линии разметки, — описывает инструктор.

При этом на всем протяжении улицы организация неоднородна. Дальше две полосы движения, размеченных парковочных мест не видно, машины стоят с обеих сторон.

И ведь улица Федорова не одна такая. На улице Янковского мы увидели похожую ситуацию.

— Иной раз здесь невозможно разъехаться со встречным автомобилем, так кругом все запарковано. Это не значит, что оставить парковку только с одной стороны — идеальное решение. Нет, парковочных мест станет гораздо меньше, а автомобили никуда не испарятся, просто водители будут искать выход из ситуации. Однако соблюдать правила и пытаться организовать дорожное движение наилучшим образом — это все-таки движение вперед. Привычка нарушать может быть сильнее, а значит, нужно себя переучивать, чтобы в конце концов всем жилось лучше, — считает Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by