Когда заходит разговор про минские круги, на ум в первую очередь приходят площадь Бангалор и площадь Богушевича — вот уж где турбокольца, организация движения на которых не всем легко дается. Площадь Победы кому-то кажется попроще, хотя при подробном изучении нюансов и трудностей на ней никак не меньше. Начать хотя бы с того, что все четыре выезда организованы по-разному. Наматывать круги по площади Победы отправился преподаватель, инструктор по вождению Юрий Краснов.
Как обычно, поводом для разбора стали жалобы наших читателей. Что любопытно, водителей довольно опытных. Проблемным оказался выезд на площадь Победы с улицы Захарова. Вот как он выглядит.
— Вопрос: почему там знак для трех полос, хотя их две? И в какую полосу встать, чтобы поехать по кольцу прямо? — недоумевают люди.
Мы не случайно упомянули, что водители опытные. Новичок может затупить и не слишком заморачиваться — с кем не бывает. Но бывалый водитель не привык к тому, чтобы вслепую метаться по полосам, создавая проблемы себе и другим, — это бьет по самолюбию.
— Я скакал из ряда в ряд с непривычки, хотя проезжал там прежде сто раз, — продолжает водитель. — Курьезная ситуация: я подъезжаю, мне надо прямо. Я смотрю на знаки, потом на полосы. Становлюсь в левую и потом понимаю, что не та. В последний момент перемещаюсь в правую, вижу, что на асфальте есть разметка, но во время часа пик ее не разглядишь. Ну и если есть знаки, зачем мне смотреть на разметку. А в итоге можно вообще не попасть в нужную тебе полосу. Скажите, это нормально?
Ну и все мы знаем, что перестроения в последний момент до добра не доведут. Будут потом остальные говорить, что вы им аварийную ситуацию создали — оно вам надо?
— Нужно признать, что среди нас есть водители, которые не видят или не понимают разметку. А на перекрестке с круговым движением вообще очень легко запутаться: разметки много, поди разберись, какая твоя, и при этом же нужно успевать контролировать, что происходит вокруг, — говорит Юрий Краснов и умело рисует схему перекрестка на доске.
— На кругу у нас четыре полосы движения, а на улице Захарова только две. Водители видят знак, но не понимают, какую полосу занять. Им кажется, что третий ряд появится слева, а он на самом деле появляется справа. Но водитель уже перестроился не туда, теперь ему можно только по кругу. На разметку смотреть? Так ее действительно не видно из-за других машин, когда поток плотный, — отмечает преподаватель.
Впрочем, сложно представить, как на самом деле можно улучшить ситуацию.
— Организовать здесь дорожное движение — задача действительно непростая. Как нам заранее проинформировать водителя о том, где появится еще одна полоса? Может быть, знак перерисовать? — предлагает ведущий рубрики и тут же иллюстрирует свой вариант на доске. — Но и это решение неоднозначное. Ну сделают такой знак, а поймут ли его люди? Все равно ведь будут те, кого такой вариант не устроит.
— Площадь Победы когда-то давно была круглой. Потом его [круг] вытянули. И теперь если проезжаешь ее не по проспекту, то сталкиваешься с трудностями, — рассуждает Краснов, пока мы подъезжаем к этому знаковому во всех смыслах перекрестку. — Сейчас там будто бы все сделали для тех, кто по проспекту едет прямо. А для тех, кто пробирается по улицам Захарова или Киселева, выехать на круг — это целая проблема.
Мы едем по улице Захарова. В дневное время, не в час пик, движение здесь не столь интенсивное. И все равно лишь в последний момент удается заметить разметку, которая помогает сориентироваться, какую полосу нужно занять.
— Читатель прав: здесь сложно разобраться, тем более когда машин много. Если водитель проедет тут раз-другой, он запомнит, как ему ехать, и будет ориентироваться безо всяких знаков и разметки. Но попав сюда впервые, легко ошибиться. Как быть? Придется проехать по кругу лишний раз. Вообще, навернуть кружок по кольцу — это к счастью, — смеется преподаватель.
Возможно, кому-то такое решение покажется не самым удобным, но вспомните, что неловкое маневрирование в последний момент легко может привести к очень неприятной ситуации, на разрешение которой в итоге уйдет куда больше времени, чем вы потратили бы, сделав лишний круг.
— Здесь ведь хватает и других трудностей. К примеру, бывает очень тяжело выехать на круг с Захарова: только хочешь высунуться, а на кругу народ уже начинает ускоряться, сигналить, только бы проскочить перед тобой, — Краснова всегда это возмущает. — Когда выезжаешь с Захарова, машины на проспекте могут быть еще далеко — так тебе кажется. Но скорость здесь зачастую бóльшая, и времени все равно не хватает. Я однажды видел аварию: машина выезжала с Захарова, рядом никого не было. А по проспекту ехал мотоциклист, причем с немалой скоростью: и он успел выскочить на круг и удариться в эту машину, представляешь?
Поэтому говорю еще раз: выезд с Захарова очень сложный. Перед ним бы на площади светофор установить, чтобы остановить поток и дать возможность людям выехать. Но есть нюанс, связанный с интенсивностью движения.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ненамного лучше дела обстоят на противоположной стороне площади.
— С улицы Киселева выехать чуть проще, но тоже не элементарно. Потому что попадаешь в полосу, из которой разрешено двигаться только по проспекту, а если тебе по кругу надо — попробуй перестройся. Там же все газуют, только бы никого не впустить, все хотят проехать первыми, — ворчит ведущий рубрики.
Попутно обращаем внимание на то, что на выезде с улицы Киселева нет знаков, которые бы как-то ориентировали выезжающих на площадь Победы.
— И разметки тоже нет, только знак «Уступить дорогу»! А она должна была бы давать представление, из какой полосы куда можно ехать, — констатирует преподаватель. — Я смог выехать, потому что автобус на площади как бы открыл для меня окно: перекрыл движение, когда ехал на улицу Киселева. Разметка для меня появляется уже на самом кругу, и если я случайно попал не в ту полосу, то нормально проехать уже не получается, а чтобы перестроиться, пространства уже маловато.
Но и это не все. При движении по проспекту Независимости с любой из сторон также нет знаков, которые бы ориентировали в схеме движения по перекрестку. Выходит, нам пожаловались на знак на улице Захарова, а впору жаловаться и на три оставшихся выезда — там вообще никаких знаков нет. Как сориентироваться тому, кто попал сюда впервые?
— Вот такие нюансы площади Победы. С каждой стороны по-разному организован выезд. Выходит, нужно заранее знать, по какой полосе выезжать на площадь. При движении по проспекту со стороны ЦУМа хотя бы разметка есть (уже перед самым кругом, но все-таки есть), а со стороны цирка и разметки нет. При этом чтобы с этой стороны проспекта попасть, к примеру, на улицу Киселева, нужно непременно заходить на площадь по крайней левой. А человек неместный наверняка будет ехать по центру, чтобы никому не мешать и иметь возможность для маневра. И вот он выезжает на круг и уже там узнает, что по кругу-то ему ехать нельзя. Он хочет перестроиться, а ему не дают, еще и кричат, дескать, надо было раньше думать. А откуда ему было знать, о чем думать? — Краснов явно почувствовал себя на месте такого приезжего.
Зря все жалуются на площадь Бангалор. При подъезде к ней с любой стороны видна большая схема движения. Вот вам и турбокольцо: разобраться, может быть, непросто с первого раза, но хотя бы понятно, куда смотреть, чтобы разобраться. А на площади Победы такого шанса нет: нужно все выяснять опытным путем, причем желательно делать это осторожно и смиренно, дабы не оказаться в совсем уж неприятной ситуации.
— Первое, что мы выяснили: площадь Победы куда проще проехать, если движешься по проспекту. Но нужно заранее знать свой маршрут и ориентироваться без подсказок, в какой полосе нужно быть. Второе: оказалось, что на улице Захарова, на которую нам пожаловались читатели, выезд пытались организовать даже удобнее, старались как-то проинформировать водителей о том, куда им ехать. Но все равно можно запутаться, потому что с того места, где виден знак, не видны полосы, а когда они становятся видны, уже не остается пространства для маневра. К тому же по знаку не ясно, с какой стороны появится дополнительная полоса, — ведущий рубрики раскладывает все нюансы по полочкам.
Безусловно, мы не раз повторяли, что в принципе единообразия кроется и дорожная безопасность: если водителю все привычно и понятно, то он знает, как действовать. Но площадь Победы — это очень особая история, где все четыре выезда разные и имеют свои трудности.
— Я хочу высказаться в защиту организаторов дорожного движения на площади Победы. Конструкция перекрестка действительно очень сложная для реализации принципа единообразия. Водитель подъезжает к кругу, у него мало времени, мало расстояния, чтобы сориентироваться, как тут все организовано. А заранее его проинформировать очень трудно. Можно делать по стандарту, но все равно этого никто не поймет. То есть нестандартно не получается и стандартно не получается — организаторы будто между двух огней, — говорит Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by