04 апреля 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Винтажные ЗИЛ-130 на улицах Минска 25 лет назад. Фотоподборка со старых пленок

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Число собранных таких грузовиков измеряется миллионами. Если соблюдать почти математическую точность, то можно отметить, что ЗИЛ-130 в огромном многообразии модификаций изготовили тиражом «чуть больше» 3 млн штук. Самые поздние версии выпускались аж до 2010 года, правда уже не в Москве, а в Новоуральске. Но все равно ЗИЛ-130 — это глубоко советский грузовик родом еще из 1960-х. А проектировать его начали вообще в 1950-х, оглядываясь на американские грузовики тех лет. Взгляните на кабину. Если мысленно отбросить капот и «оперение» — это же чистой воды Америка середины прошлого века. В 1990-е в Минске таких грузовиков было еще много. Фотоподборка с ретропленок вашему вниманию.

Как минимум три поколения советских людей родились и выросли при ЗИЛ-130. Я отношусь к третьему, это один из главных грузовиков моего детства.

Собственно, ради ЗИЛ-130 я и взял в свое время в руки фотоаппарат. Вот та самая машина, снимок которой очень хотелось иметь. Редчайший советский байдарковоз долгое время стоял в одном из закоулков минского стадиона, а тогда еще и крупнейшей в городе вещевой ярмарки «Динамо». Это «спортивный инвентарь», который наверняка еще помнил Олимпиаду-80. Что он делал именно на «Динамо», в не очень связанном с греблей на байдарках месте, — другой вопрос. Видимо, просто хранился там. Но в начале нулевых эта машина исчезла.

Наряду с «ГАЗоном» ЗИЛ-130 был и основным развозным городским грузовиком. Развоз продуктов и товаров в магазины, доставка мебели населению — все это делали на ЗИЛ-130. Обшитые жестью фургоны-будки, каркас которых часто был сколочен из досок, обладали определенным очарованием. А покрашенные в военный защитный цвет — еще и «обаятельной суровостью». Это пример как раз такого фургона, сфотографированного где-то во дворах в центре Минска.

Молоковоз ЗИЛ-130 в столице можно было встретить в основном в окрестностях молочного завода, что логично. Такие приезжали в Минск из колхозов. Этот экземпляр интересен еще и литыми фигурками зубров на капоте. От былинных МАЗ-200! Сейчас каждая из таких фигурок стоит приличных денег. Да даже тогда уже стоила немало. Тем занимательнее факт, что водитель смело водрузил их на капот.

А вот «живорыбный» ЗИЛ-130. Это сейчас живую рыбу продают из пластиковых емкостей, установленных в кузов бортовика. А тогда еще в ходу были специализированные цистерны «своего дизайна». Хоть на машине и брестские номера, кадр сделан в Минске на улице Бурдейного. «Западный рынок» на заднем плане только строится.

Кто получал высшее образование в 1990-х, должен помнить такие фургоны. Это передвижной флюорографический кабинет венгерского производства. Шасси гоняли из Москвы в Будапешт, где на них ставили такие медицинские кузова. Использовались они для массовых медосмотров, в том числе студентов. Этот снимок сделан осенью 1998 года в университетском дворике БГУ.

А это ЗИЛ-130 в образе аварийки-техпомощи для троллейбусов. Вполне возможно, что кузов этот «склепали» прямо в депо. Или переставили с еще более ранней машины. Локация — самый центр Минска, а сам грузовик очень ранний, о чем красноречиво говорят круглые белые фонарики под основными фарами. Кадр сделан в 1998 году.

Тоже 1998 год и тоже аварийка ЗИЛ-130. На тот момент еще относительно молодая, выпуска конца 1980-х, а то и начала 1990-х. Электрифицируют улицу Шаранговича. Молодой столичный район Сухарево ждет пуска троллейбусов.

Автомобили для перевозки газовых баллонов снабжали голубым топливом частный сектор Минска, и ЗИЛ-130 был наиболее популярен в этой роли. Снимок сделан возле административного корпуса домостроительного комбината на улице Пономаренко. Неподалеку, на Гурского, располагалась (и по сей день располагается) база таких машин.

Этот ЗИЛ-130 также предназначен для перевозки какого-то опасного груза. Об этом говорит табличка на бампере. Тент очень необычной формы, окрас бортового кузова тоже. На заднем плане — Дом культуры камвольного комбината на улице Маяковского в Минске.

А это улица Якубовского, 1999 год, на заднем плане — детская инфекционная больница. «Поздний» ЗИЛ-130 дорожников приехал заниматься ремонтными работами. На прицепе у него — компрессор для отбойных молотков. Все-таки необычная и по-своему красивая «ливрея» у белорусских дорожников. Отрадно, что она в целом сохраняется по сей день.

А как по-своему очаровательны были «поливалки». Это тоже Якубовского, тот же год. Длинный шланг говорит о том, что машина прибыла для полива зеленых насаждений. Обратите внимание на нестандартное место монтажа номерного знака.

И опять Якубовского, самый верх, почти у пересечения с Бурдейного. Эта фотография «поливалки» примечательна не только напоминанием о «трафаретных» технологиях нанесения надписей на цистерны, но и тем, что в кадр попал детский садик по Якубовского, 20, когда он был еще детским садиком. В дальнейшем этот объект модернизировали. Сейчас там очень высокий бетонный забор с камерами наблюдения, а само место на картах обозначено как «Прокуратура».

А помните легендарное кафе «Бульбяная» на проспекте? Для любителей истории города будет интересна вывеска «образца 1999 года», а мне тогда был интересен подъемник на ЗИЛ-130. Такие редко, но все еще встречаются. А в провинции вполне себе работают по назначению.

Был ЗИЛ-130 еще и краном. В кадре — сентябрь 1999 года. Помните главный железнодорожный вокзал страны таким? Тогда его только строили, а минчане гадали, какими же интерьерами он их поразит после открытия. Новое здание торжественно открыли 30 декабря 2000 года. Ожидания вполне оправдались.

И, конечно же, ЗИЛ-130 запомнился как самая массовая пожарная машина своего времени. Такие были буквально в каждой пожарной части города. Сейчас в Минске их уже не осталось, но в райцентрах и сельских пожчастях они еще работают. Здесь в кадре ЗИЛ-130 из минской ПАСЧ-18 тушит балконное возгорание в доме по Якубовского, 36.


Сегодня ЗИЛ-130 уже раритет, особенно в Минске. Но иногда их еще можно видеть на столичных улицах. Тем не менее время берет свое, а особенно цены на топливо — машина-то с бензиновым двигателем. Затраты на эксплуатацию, мягко говоря, немаленькие. Поэтому скоро ЗИЛ-130 совсем исчезнут, но помнить их фанаты будут еще долго.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by