20 декабря 2021 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Прошлись по «ГАЗонам». Прогулка по минским улицам с пленочной фотокамерой 25 лет назад

Кто-то любит фотографировать закаты/рассветы/пейзажи, кто-то — архитектуру, кто-то — зверушек с птичками. У меня другая страсть — автомобили в антураже города, главным образом грузовые. Однако 25 лет спустя снимки, на которых запечатлен транспорт на улицах, становятся интересными и с точки зрения городской истории. Вниманию читателей Onlíner — фотоподборка четвертьвековой давности. В объективе пленочного фотоаппарата «Зенит-ЕТ» — грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53 на минских улицах.

Для нескольких поколений советских мальчишек, к одному из которых отношусь и я, горьковский «ГАЗончик» является, по сути, синонимом термина «городской грузовик». Хотя еще при Хрущеве его создавали больше как сельский. Но за неимением альтернатив «ГАЗоны» прочно прописались и в городах. С минских улиц эти грузовики уже исчезли, а лет 20—25 назад они на них доминировали.

Предмет ностальгии

Для того чтобы различать ГАЗ-52 и ГАЗ-53 с их многочисленными модификациями, необходимо знать большое количество нюансов. Но в кратком изложении основное отличие заключается в двигателе: на одну модель ставился рядный 6-цилиндровый, на другую — V-образный 8-цилиндровый. Было несколько вариантов передних облицовок, но они относились к разным периодам выпуска всего семейства и не являются признаком той или иной модификации.

Вот два главных типа. «ГАЗон» с бежевой кабиной — это так называемая решетка «Улыбка». Такие ставили с июня 1964 по май 1984 года. На смену «Улыбке» пришел более нейтральный дизайн. С таким оформлением «ГАЗоны» выпускались с 1984 по 1993 год. А снимок сделан в том месте, которого уже нет. Это парковка около «стекляшки» ВДНХ БССР. Знакового здания уже не существует, как и парковки рядом.

«Монтажники-высотники»

«Улыбка», надо признать, после развала СССР уже была редкостью в городе. Но все же иногда такие машины встречались.

Как думаете, в каком году недалеко от площади Якуба Коласа сделан снимок этой автовышки с «Улыбкой». 1975-й, 1986-й? На самом деле это 1999 год. На рубеже веков в Минске вполне можно было наблюдать «исторические» автомобильные пейзажи в реальной жизни.

Другой вариант автовышки сфотографирован в районе той же локации — у трамвайных путей возле площади Якуба Коласа. DVD-диски еще пока модный тренд, а торговый центр в здании завода ЭВМ еще действует и является достаточно популярным местом для шопинга. На дворе 2000 год.

Автовышка — это машина, которая поднимает рабочих строго вертикально и больше никак. Если площадка может перемещаться не только вверх-вниз, но и вправо-влево, то это автогидроподъемник, или сокращенно АГП. Вариант с решетчатой стрелой — простейший тип. Сейчас такое оборудование уже вымирает, а когда-то было самым массовым. Кто определил, что этот АГП на «ГАЗончике» сфотографирован недалеко от того места, где проспект Пушкина перетекает в улицу Орловскую, тот молодец.

Если у автогидроподъемника стрела «сплошной металл», то такая машина предназначена для более высоких нагрузок. Встречался этот вариант нечасто. Узнали пятиэтажки в районе метро «Пушкинская»?

И совершенно отдельный тип подъемников — машины для обслуживания контактных сетей троллейбусов и трамваев. Этот экземпляр относился к минскому трамвайному парку, а сфотографирован на площади Змитрока Бядули.

Двигатели торговли

Товары по магазинам тоже в свое время развозили в основном «ГАЗоны». Вариантов кузовов-фургонов для них выпускалось великое множество.

Это специализированный яйцевоз. По-научному зовется «фургон для перевозки яиц и цыплят ШЗСА-3716». Производился Шумерлинским заводом специализированных автомобилей с 1972 по 1980 год. С 1980-го выпускался Каспийским машиностроительным заводом. В оригинале на бортах должна быть надпись «Яйца инкубационные цыплята». Сфотографирована машина на парковке у современного Западного рынка. Тогда он еще был безымянным базарчиком под открытым небом, а «Евроопт» по улице Бурдейного (на заднем плане) еще носил свое историческое имя «Таллин».

На сам рынок фургоны приезжали самые причудливые, в том числе и с цельнодеревянными кузовами. А обтекатель, сделанный из капота другого грузовика, был передовым решением. Улицу Притыцкого в районе современного метро «Кунцевщина» узнают только самые наблюдательные.

А это место вряд ли узнают даже те, кто там сейчас живет. Там, где сейчас находится ЖК «Покровский квартал» (перекресток улиц Притыцкого и Ефросиньи Полоцкой), раньше был тепличный комбинат, где выращивали цветы. «ГАЗон» с увеличенной кабиной и кузовом из листовой жести сфотографирован как раз на производственной территории теплиц, которых больше не существует.

С таких сельхозсамосвалов нередко продавали овощи или фрукты. Этот «нарядный» экземпляр явно только что прошел техосмотр. Перекресток Богдановича и Кульман узнать относительно несложно. Но многие ли помнят, что в помещении нынешней аптеки в доме №147 раньше продавали бытовую технику? А вообще-то исторически это магазин «Ткани». В 2000 году оригинальная советская неоновая вывеска еще существовала.

Такие «ГАЗоны» с портальными самопогрузчиками тоже привозили какие-то товары в систему торговли. Сегодня это почти вымерший вид автомобильной спецтехники. Бьюсь об заклад, точно место съемки не определит никто. Тем не менее это улица Притыцкого, примерно «на широте» нынешнего строительного гипермаркета «Материк», а бескрайнее поле на заднем плане — нынешняя густонаселенная Каменная Горка.

Молоковоз сфотографирован там же. В деревнях такие машины еще встречаются, но в Минск теперь не заезжают. А в начале 2000-х молоко в столицу на переработку привозили преимущественно они.

Стражи чистоты

Ну и конечно же, «ГАЗончики» трудились в коммунальном хозяйстве, причем в самых разных ролях.

Такие подметальные автомобили называли «божьими коровками». По-научному это вакуумная подметальная машина ВПМ-53. Полезная емкость бункера этого грузовика составляла 1,6 кубометра, максимальная масса смёта — 2 тонны, запас воды — 760 литров. Чтобы облегчить мозговой штурм любителям угадывать локации, подскажем — это улица Калиновского в Минске.

Коммунальная машина на фото ниже — автоопрыскиватель зеленых насаждений ОГ-53. Предназначался такой спецавтомобиль для борьбы с вредителями и болезнями городских растений с помощью химических веществ — водных растворов ядохимикатов, суспензий и минерально-масляных эмульсий. Делали эти машины в Арзамасе с середины 1960-х годов. Обратите внимание — номерной знак еще черный, стандарта 1959 года.

На рубеже веков в столице еще работала абсолютная коммунальная классика — «Мусоровоз 53М». Старожилы помнят те времена, когда к определенному часу во двор надо было выносить мусорное ведро и ждать приезда такой машины. Никаких одноразовых пакетов тогда никто не знал. Только ведро, и лучше железное. Высыпали мусор в специальный бункер-приемник в кормовой части грузовика.


Разумеется, в нашем городе существовало и множество других вариантов «ГАЗонов», но эти — самые характерные.

В столице таких грузовиков уже нет, а вот в сельской местности их еще вполне можно повстречать.

Этот снимок сделан в мае 2021 года в Брестской области. В агрогородке Нарутовичи Березовского района старенький «ГАЗончик» еще вполне себе работает.

Но для крупных городов эти машины уже стали частью истории, оставив в ней очень яркий след.

Читайте также:

зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 20.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi
зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 30.4 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти
зеркальная камера, байонет Canon EF-S, матрица APS-C (1.6 crop) 24 Мп, без объектива (body), Wi-Fi

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
Без комментариев