Ищем с автомехаником живую «белорусскую легенду» на рынке — Volkswagen Passat B3 в кузове универсал

07 июня 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Вероника Сайко

Ищем с автомехаником живую «белорусскую легенду» на рынке — Volkswagen Passat B3 в кузове универсал

Автор: Вероника Сайко. Фото: Вероника Сайко

В прошлом месяце вместе с автоподборщиком мы искали живое авто до $2000. Клиент — мужчина в годах, которому нужно было добираться на чем-то до домика в деревне. Поиски завершились на «белорусской легенде» — Volkswagen Passat B3 в кузове седан с бензиновым мотором. Неужели все эти притчи про надежность и неубиваемость «Пассатов» — правда? Или в тот раз на рынке просто не оказалось варианта получше? Мы решили проверить и выдвинулись на целенаправленные поиски Passat B3 — с автомехаником и минчанином, который был не против обзавестись недорогим универсалом (желательно дизельным) для помощи на стройке. Найдем что-то живое?

Попытка №1. Passat за $1900 в эквиваленте: на штатный домкрат можно даже не смотреть

О нем слагают легенды, цитируют анекдоты и снимают смешные видосики — и вот он перед нами: Volkswagen Passat B3 в кузове универсал с 1,9-литровым мотором. Правда, не тем самым TDI: здесь еще стоит двигатель предыдущего поколения. Но ничего страшного — говорят, он тоже способен пересечь рубеж в миллион километров.

Роль подборщика сегодня играет автомеханик Павел со стажем около 15 лет. К нашей задумке разыскать живой «Пассат» в Минске он отнесся скептически. «Машине 30+ лет — там же лонжероны мхом поросли!» — ответил он на вопрос, какие, на его взгляд, у нас шансы на успех в этот раз. Взглянув издалека на первый экземпляр и неаккуратно закрашенный на нем значок VW, автомеханик готов был развернуться и проклясть нас за то, что втянули его в эту авантюру. «Паша, надо!» — сказали мы и двинулись навстречу незабываемым приключениям.

Нас встретил достаточно искренний и, кажется, честный владелец — еще в объявлении и по телефону он предупредил об отсутствии у машины порогов. При личной встрече на вопрос, домкратится ли машина, ответил утвердительно. Но Паша, присев на колени и заглянув под днище, лишь покачал головой:

— Штатным я бы точно не рисковал — домкрат окажется где-нибудь в салоне. Так что если случится что в дороге, придется использовать подкатной.

В районе ног заднего пассажира по правой стороне днища есть вмятина — как будто наскочили на препятствие. Нормальное ли в целом состояние? Смотря с чем сравнивать. Для машины 1991 года, может, и нормальное, но много ржавчины: ни обработки, ни герметиков.

Забегая вперед, скажем: в какой-то момент нам начало казаться, что этот текст будет о любви белорусов не к «Пассатам», а к… саморезам. Бампера, молдинги, дверные карты — на что мы только ни насмотрелись за этот день. Кажется, автолюбители совсем не парились по поводу визуальной составляющей и необходимости снимать эти элементы в перспективе.

Что по салону? Очень бюджетные чехлы, а под ними довольно целые сиденья, нуждающиеся в легкой чистке. Дверные карты есть, да не все. С ручками — та же история. От центрального замка открывается только водительская дверь, остальные придется распахивать из салона.

Еще отсутствует передняя «губа», что может смутить бывалых эстетов (если такие вообще покупают «Пассаты»).

О предложении поднять капот владелец авто явно пожалел: одно неверное движение руки — и от дефлектора отламывается кусок. Ну, хотя бы при попытке завести машину ничего не отвалилось.

— Новый ремень ГРМ. Масло, фильтр, прокладка двигателя менялись, — рассказал владелец.

— На горячую заводится бодро, — отмечает автомеханик. — Есть сизый дым — неясно: либо с топливной какие-то вопросы, либо подъедает масло. Желательно также поменять топливные магистрали, и нужно в целом разбираться с топливной аппаратурой: предположительно текут форсунки. Двигатель весь влажный, но откуда и что конкретно подкапывает — не вымыв и не продиагностировав, понять сложно.

Сумму в $150 хозяин машины готов уступить. Получается, стать обладателем этого «Пассата» можно за $1750.

Попытка №2. Машина за $2470 при осмотре не завелась

Подъезжаем смотреть следующий вариант — с 1,8-литровым бензиновым мотором и ценой в $2470. Машина с транзитными номерами под лобовым стеклом, по всем признакам недавно была облита. Рядом припаркован Rover, также снятый с учета. В общем, в нашей компании начинается увлекательная игра «Угадай: перекуп или нет».

У подоспевшего владельца просим документы — передает обрезанный техпаспорт, оформленный, с его слов, на предыдущего хозяина.

— А проблем с переоформлением не возникнет? Нужно же, наверное, договор купли-продажи составлять в ГАИ…

— У меня есть счет-справка, — демонстрирует продавец документ с датой «23.01.2023».

— Но их же отменили (новые правила купли-продажи б/у авто вступили в силу 22 января. — Прим. Onlíner).

— Мой знакомый счет-справками занимается. Но есть человек, который и договоры купли-продажи оформляет.

Ладно, не будем делать никаких выводов, лучше осмотрим машину. Установлена крышка багажника от B4, но он не открывается: замок ждет своего часа на заднем сиденье. Почему-то установлены три летние шины и одна зимняя. И снова с кнопки центрального замка открывается только водительская дверь.

— Днище прямо по ржавчине, куда смогли добраться, обработано каким-то бюджетным антикоррозийным средством — чем-то вроде современного гудрона. Вон капли висят, — показывает Паша. — Брызговики новые в круг стоят — иногда так делают, когда уже бампер не к чему прикручивать.

Салон в очень неплохом состоянии: нашли лишь небольшую дырочку в сиденье. Правда, потолок провисает, и люк не открывается.

Поднимаем капот. Двигатель подозрительно слишком сухой, а аккумулятор имеет признаки добавления электролита. Не подключена одна тормозная трубка к клапану, автомеханик советует обратить на это внимание. Давайте заводить?

Но увы: проехаться нам так и не удалось. Машина банально не завелась, продавец списал оплошность на не вовремя закончившееся топливо. В общем, уезжаем ни с чем.

— Сложно что-то сказать о машине не прокатившись на ней. А вдруг там мотор — «стукач»? Нужен дополнительный осмотр, когда владелец решит проблему, — резюмирует Паша. — Если предположить, что причина в отсутствии искры, то был бы запах несгоревшего топлива. В нашем же случае работы насоса при попытках завести машину слышно не было — возможно, с ним беда. А может, действительно просто бензина не оказалось.

Попытка №3. $4500 за авто 1991 года. Что из себя представляет верх рынка?

В конце апреля мы обнаружили на нашей «Автобарахолке» Passat B3 1991 года с 1,8-литровым бензиновым двигателем. Продавец, уверявший, что машина почти в идеальном состоянии, просил тогда $3500. По отношению к рынку стоимость нам показалась высокой, однако покупатель все равно нашелся быстро.

Владелец этого Passat B3, видимо, решил побить вышеупомянутый рекорд и установил на свое авто цену в $4500. Скажем сразу: судить не беремся, каждый человек сам вправе решать, сколько он хочет выручить за свое имущество. Но лично мы (и потенциальный покупатель) за такую стоимость рассчитывали на музейное состояние. Оправдались ли ожидания?

Машина также 1991 года, но под капотом — 1,9-литровый дизельный мотор TDI, то есть уже чуть более свежий и легендарный. Раньше авто было бензиновым.

«Автомобиль недавно обслужен: ГРМ, помпа, фильтра, масло моторное и в МКПП, антифриз, подвеска, тормозные трубки и т. д. Люк работает, круиз-контроль и четыре стеклоподъемника работают. Шесть динамиков и голова Alpine. Открывается с пульта. Ржавчины нет — вся в мовиле и отработке», — гласит объявление.

Чем-то похожим на мовиль испачканы (или так нужно?) и пороги.

— По такой жаре будет запах в салоне, — замечает автомеханик.

Пороги, утверждает продавец, переваривались. Кузов в целом выглядит неплохо, но есть небольшие вмятины, трещина на декоративной накладке над фарой.

В дверных картах присутствуют отверстия (можно предположить, что сняты заводские «весла»), в сиденьях — единичные дырки, пятна. Задние электростеклоподъемники, со слов владельца, отключены в целях безопасности детей.

Машина заводится, мотор работает ровно. Продавец дополняет, что недавно менял сцепление и ремонтировал коробку — обещал подтвердить все записями в сервисной книжке.

— Похоже на то, что подтекает антифриз из расширительного бачка, — замечает Паша, заглядывая под капот. — Надо разобраться, почему это происходит. Возможно, причина в лопнувшем бачке или в том, что «поддувается» мотор и газы пробиваются в систему охлаждения.

Замечаем, что $4500 для этой машины — многовато. Нынешний хозяин предлагает скинуть цену до $3700, но с некоторыми условиями: «Если заберу музыку и колеса».

Попытка №4. Тоже TDI, но на $2000 дешевле

И снова универсал 1991 года с 1,9-литровым дизельным мотором — тут тоже заводской двигатель заменили на TDI. Но изначальная цена — ровно на $2000 меньше.

«Машина красилась 6 лет назад, есть нюансы по кузову. Днище требует сварку в нескольких местах. Масло от замены до замены. Заводится в любой мороз. Я собственник. Отдаю с литьем и комплектом летней резины», — так описывает продавец свое авто в объявлении. С его слов, владеет он машиной больше 5 лет.

Пороги оценить не удалось — они закрыты пластиковыми кожухами. Владелец указал под один из пассажирских ковриков и объяснил — сквозных дыр нет, но там металл уже прогнулся, требуется сварка.

Местами (например, на стойке лобового стекла) машина подкрашивалась из баллончика. Однако пресловутая ржавчина все равно находит выход.

Сиденья требуют перешивки или замены: есть дыры и рваные швы.

К заведенному мотору и работе кулисы вопросов не возникло, однако двигатель визуально влажный, хоть и без критичных подтеков. Продавец готов двигаться в цене: $500 нам удалось сторговать.

Попытка №5. Авто за $2200, оформленное на женщину с инвалидностью из Сморгони

Вносим небольшое разнообразие: отправляемся смотреть авто с 1,6-литровым дизельным мотором. Возникает вопрос к четвертому региону на номерах — владелец из Гродненской области?

— Машина до сих пор оформлена на предыдущего хозяина, — объясняет продавец. — Точнее, хозяйку — она из Сморгони, и у нее инвалидность, ей тяжело передвигаться. То есть для переоформления вам придется вызывать нотариуса или сотрудников ГАИ к этой женщине на дом. Но связь с ней есть — это главное.

Заглядываем в салон: сиденья выглядят относительно опрятно, но не хватает некоторых кнопок над блоком управления «климата». Есть неаккуратные отверстия — как будто вырван штатный держатель для телефона. «Интересная» доработка — тракторный датчик давления масла.

Поднимаем капот. «Вот это произведение искусства!» — смеется автомеханик, указывая на правый стакан, сваренный из отдельных кусков.

— Это кто-то из предыдущих владельцев сделал, — говорит продавец. — Но зато днище и пороги переваривались на совесть.

Обращаем внимание на капот с внутренней стороны — посередине он выглядит так, будто его подпалили. Вспыхнула проводка? Нынешний владелец утверждает, что не знает точного ответа на этот вопрос. На лобовом стекле трещины — нужно менять.

Зато двигатель чистый. Вымывали его полтора месяца назад, говорит продавец. Работает ровно.

— Один из самых бодрых «Пассатов», которые мы сегодня видели, — резюмирует Павел. К слову, с реальным покупателем продавец готов торговаться и уступить сразу $500.


Остались ли живые Passat B3 на рынке — по крайней мере, в Минске? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя — смотря с чем сравнивать. Ясно одно: увы, машина морально и безнадежно устарела, поменяв множество владельцев за свой век. Из плюсов — с поиском запчастей или донора проблем точно не возникнет.

— Честно говоря, некоторые из сегодняшних вариантов (особенно в случаях, где нужно серьезно заниматься сваркой) не вижу смысла рассматривать к покупке совсем, — подытоживает автомеханик. — Поэтому я в первую очередь обращал бы внимание на кузов. Мотор можно отремонтировать меньшей кровью. Большинство вариантов я бы мог теоретически порекомендовать к покупке, только если бы их цена была не выше $1000, а то и $500—700. Но рынок диктует свои условия.

Авто по верху рынка лично наши ожидания не оправдало: с таким бюджетом можно постараться найти что-то более свежее. Стоит ли рисковать деньгами ради машин, с переоформлением которых могут возникнуть вопросы? Тоже вопрос риторический.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by