КРАСНОВ

Разбор массовой аварии на МКАД. Мог ли водитель намеренно развернуть другую машину?

09 июня 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Разбор массовой аварии на МКАД. Мог ли водитель намеренно развернуть другую машину?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Авария, которая произошла на МКАД 30 мая, возможно, осталась бы незамеченной (как это бывает с рядовыми ДТП), если бы не видео из машины одного из участников. Неосторожное перестроение, одно столкновение, повлекшее череду других, — ничего нового. Но запись с видеорегистратора породила у многих сомнения: неужели этой аварии нельзя было избежать и все ли возможные меры предпринял водитель, чтобы не допустить столкновения? Вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению, мы попытались разобраться в случившемся и даже поговорили с тем самым автомобилистом, чье видео вызвало столько вопросов.

Авария на МКАД

30 мая, 8:40 утра, 2-й километр внешнего кольца МКАД в районе ПВТ. Автомобили движутся в направлении проспекта Независимости. Lifan — в крайней правой. Водитель начинает перестраиваться, происходит столкновение с Chevrolet, двигавшимся в средней полосе. Затем Lifan разворачивает, он цепляет Skoda в крайнем левом ряду, а потом в Lifan врезается Ford. По информации ГАИ, обошлось без пострадавших.

У нас в распоряжении есть два видео с регистраторов, в том числе запись, которая велась из Chevrolet, — ее предоставил участник ДТП. Она же вызвала разногласия относительно ответственности за эту аварию.

Еще одно видео — с задней камеры авто, которое двигалось перед участниками ДТП, — позволяет оценить действия водителей Lifan и Chevrolet до столкновения.

Не пускают — не лезь

— Ситуация обидная. Вместо того чтобы помочь друг другу, устроили ДТП, и еще поди разберись, кто во всем виноват, — вздыхает Краснов, просматривая оба ролика. — Но в основе все же неосмотрительное перестроение, которое выполнил водитель Lifan, с этого все началось. Когда вы хотите перестроиться, очень важно понимать: другой водитель, перед которым вы хотите влезть, может повести себя не так, как вы напридумывали. Он просто воспринимает обстановку иначе.

Общее правило: начал перестраиваться, видишь, что сзади машина накатывает, — не лезь на рожон, вернись в свою полосу. Пусть человек проедет, перестроишься потом.

С точки зрения дорожной обстановки ситуация типичная. В крайней правой полосе — грузовик.

— Я в таких ситуациях оставляю другому водителю пространство, потому что понятно, что он захочет перестроиться, — отмечает ведущий рубрики. — МКАД в этом отношении вообще специфичная дорога. Там плотность потока городская, а скорости — загородные. Перестроиться тяжело, в итоге возникают опасные ситуации.

Можно было заранее предположить, что Lifan захочет перестроиться, но события все равно развивались неблагоприятным образом.

— Еще раз: водитель Lifan перестраивался недопустимым образом. Ехал бы он аккуратно в своем ряду — ничего плохого не случилось бы. Но и обстоятельства тоже были против него: он ускорился, а машины впереди стали тормозить. Ему бы сообразить, что к чему, и вернуться назад, в свой ряд, а он вместо этого пошел до конца. Впереди тормозят, он тормозит и сбивает скорость Chevrolet, — говорит преподаватель.

Именно поэтому многие водители предпочитают без особой надобности не ехать в крайнем правом ряду: то кто-то съезжает, то кто-то выезжает — слишком много суеты.

— Я даже проводил такой эксперимент: специально ехал в правой полосе кольцевой и наблюдал за другими водителями. Конечно, комфортным для движения этот ряд не назовешь, бывает, там и до 60 км/ч приходится снижать скорость, чтобы кого-то впустить с полосы разгона. На трассе как: выехал в полосу разгона, подождал, пока слева промчатся машины, и поехал сам. А на МКАД же не дождешься, они всегда едут. Плюс нередко какой-нибудь трактор едет в правой полосе, грузовики опять же. Тебе надо перестроиться, а ты разогнаться не можешь — и что делать? Поток идет, там все на скорости, как туда вклиниться? — задает риторические вопросы Краснов.

И еще один важный момент: не все водители в принципе готовы к такой ситуации.

— У нас очень многие автомобилисты по какой-то причине вообще не разгоняются до нужной скорости в полосе разгона. То ли с машиной проблемы, то ли с навыками — не знаю. С другой стороны, в автошколе такому не учат, вот люди и боятся, — предположил инструктор.

Тормозил или нет?

Но вернемся к массовой аварии, точнее к тому, что стало ее причиной. Неудачное перестроение — это понятно, но не все опрометчивые поступки непременно приводят к ДТП. Мог ли водитель Chevrolet не допустить столкновения?

— Мы рассматриваем ситуацию с точки зрения безопасного поведения. Почему водитель в среднем ряду не тормозил активнее? У него сзади был грузовик — возможно, это нагоняло страху. Сколько раз я наблюдал такую ситуацию: грузовик садится прямо на хвост, еще и дальним светом моргает, еще и сигналит. С другой стороны, в момент перестроения — мы видим это на видео с задней камеры — грузовик уже был далековато. Предположу, что перед столкновением можно было чуть притормозить и дать человеку перестроиться. Иначе возникает ощущение, будто кто-то специально хотел в ДТП попасть, — размышляет ведущий рубрики.

— Видно, как машина впереди ускоряется, удаляется. Понятно, что на регистраторе расстояние кажется бóльшим, но пространство в любом случае было. Lifan стал перестраиваться, неужели нельзя было его впустить? Вопрос к водителю Chevrolet: если впереди некуда ехать — куда ты едешь, почему не тормозишь? — добавляет Краснов.

Что нам рассказал водитель Chevrolet

Водитель Chevrolet никуда не прятался и сам вышел с нами на связь, в том числе прислал видео со своего регистратора. Он рассказал, как оценивает произошедшее.

— Я еду, смотрю, другой водитель начинает в меня перестраиваться. Указатель поворота он включил в последний момент, а я вижу, что сзади у меня грузовик. Я отпустил педаль газа и стал смещаться как можно левее. Другой водитель поворотник выключил, то есть я понимаю, что человек осознал свою ошибку и возвращается в свою полосу. А он вместо этого все равно продолжил ехать под меня, — пояснил собеседник.

Краснову здесь есть что прокомментировать.

— Абсолютное большинство водителей включают указатель поворота не до начала маневра, а уже во время. И об этом замысле ты узнаешь не заранее, а в тот момент, когда автомобиль уже начал смещаться, — отмечает инструктор. — Вот водитель Lifan: он разгонялся, чтобы оторваться от задней машины, но поворот не включал. Потом, когда стал крутить руль, он включил поворотник, поморгал два раза и сразу выключил, увидев, что к нему приближается другое авто. А поворотник должен все время моргать: и до того, как ты начал перестраиваться, и во время маневра. Перестроился — выключил. Если не дают перестроиться — тем более не надо указатель поворота выключать, потому что люди решат, что ты передумал, что будешь ждать более удачного момента.

В некоторых случаях то, как вы пользуетесь указателями поворотов, определяет и то, как к вам отнесутся другие автомобилисты.

— Есть водители — я сам с такими общался, — которые говорят, дескать, если он включает поворотник — я дам перестроиться, а если не включает — не дам. А какая тебе разница, включил он или не включил? Видишь, что человек хочет перестроиться, — ну помоги. Но нет, встречаются водители, которые пытаются учить. Но ведь всех не научишь: кто-то первый день за рулем, кто-то едет по незнакомому маршруту. Хватает и тех, кто уже 5—10 лет за рулем, а перестраиваться не умеет: всем мешает, подрезает, заставляет тормозить. И скажи ему — он не понимает, он думает, что у него все хорошо. Так что не нужно никого учить, если это не ваша профессия. Нужно уметь взаимодействовать с любым водителем и в любых обстоятельствах, — считает преподаватель.

Продолжим разговор с водителем Chevrolet. Кто-то предположил, что он мог спровоцировать ситуацию, намеренно приблизившись к Lifan, когда тот стал перестраиваться.

— По видео складывается впечатление, будто я догонял это авто. Но присмотритесь: в моей полосе впереди машины стали сбрасывать скорость. Lifan перестраивается, впереди поток замедляется, и водитель Lifan, соответственно, тоже вынужден тормозить. Только поэтому я его и догнал, — утверждает собеседник.

Но применялось ли торможение, когда замысел Lifan стал читаться однозначно? Водитель Chevrolet подтверждает: не последнюю роль сыграл грузовик, который двигался следом за ним.

— Я сам ездил на грузовике и знаю, что это такое, в особенности если идешь груженым. Поэтому резко не тормозил, а просто отпустил педаль газа, — говорит участник ДТП.

От него же прозвучала фраза «Меня научили умирать в своей полосе».

— Действительно есть такое выражение. Дурацкое, нужно сказать, — покачал головой Краснов.

— Не надо умирать в своей полосе, нужно уметь правильно ориентироваться в ситуации и принимать оптимальное решение с учетом складывающейся обстановки. Нюанс в том, что не так-то легко в конкретной ситуации принять такое решение. Водитель думал, что действует правильно, а со стороны видно, что вопросы есть.

— Если бы водитель Chevrolet немного нажал на тормоз и впустил автомобиль перед собой, все бы нормально поехали дальше. А в итоге все колом остановились, и грузовик сзади тоже успел затормозить, ни в кого не врезался. Отсюда вопрос: такая ли опасность была сзади, что оправданно было не прибегать к активному торможению? Ну и опять же: страшно затормозить, потому что сзади грузовик, а попасть в ДТП и, соответственно, остановиться совсем — не страшно? Ведь тот же грузовик с еще большей вероятностью может вдобавок сзади прилететь, — рассуждает инструктор.

В общем, есть о чем подумать, но в той конкретной ситуации у водителя Chevrolet времени на раздумья не было.

— Я ехал и действовал по обстановке. За доли секунды, находясь за рулем, я принял такое решение, — говорит он.

— Приходится констатировать: просматривая ролики в спокойной обстановке и анализируя каждую конкретную ситуацию, нам легко делать какие-то выводы. Между тем за рулем все куда сложнее, — соглашается Краснов. — Как водителю понять, можно ему резко тормозить или нельзя? А снижение скорости — это обязательно торможение или прекращение воздействия на педаль газа тоже?

Кстати, как рассказал наш собеседник, разбора этого ДТП в ГАИ еще не было. И к водителю Chevrolet у инспекторов вопросы есть: в частности, предпринял ли он все необходимые меры для снижения скорости при обнаружении препятствия или опасности для движения?

— Это показательная история для всех. Именно поэтому в любой ситуации нужно стремиться дать другому водителю возможность проехать, иначе самому можно оказаться виноватым. А уж затем, благополучно разъехавшись, если другой водитель что-то нарушил, можно обратиться с видео в ГАИ, например, — отметил преподаватель.

 Учиться взаимодействовать

— На дороге есть водители, которые не умеют взаимодействовать, — подытоживает ведущий рубрики. — Ты едешь и хочешь перестроиться, а рядом, допустим, товарищ, который не дает это сделать. Бывают же и водители-эгоисты, те, кто хочет ехать и чтобы кругом не было вообще никого, чтобы никто не перестраивался перед ними, чтобы все их пропускали и везде зеленый свет горел. Так вот нужно взаимодействовать и с ним, нужно уметь разобраться в любой ситуации, не попасть в ДТП. К сожалению, в автошколах такому не учат, но есть способы отработки приемов взаимодействия на дороге в том числе с водителями, которые как бы к этому не расположены и даже создают угрозу.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by