Велозамок нужен. Даже если вам кажется, что вы ни на секунду не оставляете велосипед без присмотра. Даже если вас не впечатляют регулярные милицейские сводки о числе украденных байков. Велозамок нужен, потому что бывают случайности и бывают плохие дни. И потому что это самый элементарный способ защитить свое имущество: лучше сделать и забыть, чем не сделать, а потом горько сожалеть. Вопрос в том, какой велозамок выбрать. Мы проведем честный и жесткий краш-тест, чтобы помочь вам определиться.
Великий уравнитель — арматурные ножницы, или, как их называют в народе, болторез. Почему он? Инструмент можно найти почти в любом строительном гипермаркете, и всем понятно, как ими пользоваться. К сожалению, некоторые задействуют болторез не по назначению, но эти люди и так умеют им пользоваться — мы никаких секретов не знаем и соответственно никого и ничему не научим.
Наша цель — показать вам, как устроен велозамок, в чем его сильные и слабые стороны, чтобы вы объективно понимали его возможности и знали, в каких ситуациях на прочность велозамка можете положиться. И чтобы могли выбрать модель, которая максимально соответствует вашим ожиданиям.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Мнение профессионального взломщика:
«Очень важно — не питать иллюзий. Любой замок можно вскрыть, все дело в затраченном времени, усилиях и приспособлениях, которые для этого понадобятся. Владельцу будет полезно знать, насколько защищено его имущество, чтобы, возможно, предпринять какие-то дополнительные меры для его сохранности».
Трос в силиконовой оплетке — это, по мнению многих, самый удобный, практичный и чаще всего недорогой вариант велозамка. Его прочность напрямую зависит от толщины именно металической части, а силикон снаружи служит для утилитарных функций, в том числе он защищает раму от царапин при использовании. Удобно просто скрутить трос вокруг подседельной трубы — замок не придется пихать в рюкзак или сумку.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Самые доступные модели имеют относительно тонкую тросовую часть и не особо увесистое запорное устройство на ключе или с кодовым замком. Этого достаточно, чтобы защитить велосипед от того, кто не имеет специнструмента: руками стальной трос не порвешь.
Другое дело, что стальной трос небольшого диаметра всегда проигрывает в противостоянии с инструментом. Экзаменуем велозамок болторезом: становится даже страшновато от того, насколько быстро эти огромные ножницы перекусывают его — в буквальном смысле за секунду и без значительных усилий.
Если изучить разрез, все становится понятно. Трос и без того казался тонковатым, а на поверку металлическая его часть была в полсантиметра в диаметре. Ну и чего можно было ожидать?
Еще один тест — на прочность самого замка. В дешевых моделях запорное устройство почти полностью сделано из пластика, который разлетается на куски от грубого воздействия молотком, да хоть бы даже и камнем. Замок разбит и легко отщелкивается — это не то, чего вы ожидали, верно?
Как ни странно, но у дешевой модели оказалась вполне неплохая металлическая сердцевина. Пластик действительно разлетелся от пары ударов, а металл деформировался и наглухо заблокировал запор — годится!
Ну а раз проблема именно в тросовой части, то велозамок потолще обязан быть надежнее, верно? Проверим.
Берем замок, у которого трос раза в полтора толще. Он все равно не кажется эталоном прочности, но какие-то проблемы по идее должен создать. У модели кодовый замок. С одной стороны это плюс — можно не носить с собой ключи, которые еще и теряются время от времени. Настроил удобный код, который точно не забудешь, — и все в порядке. Только при покупке обязательно проверьте, насколько качественный замок вам предлагают. У дешевых моделей иногда заметен люфт, возникающий при выборе правильной цифры на каждом этапе. Этот люфт прямо указывает на то, что замок легко вскрыть — можно просто подобрать номер за какое-то весьма непродолжительное время.
У нашего замка такой проблемы нет, и едва ли в этом случае кто-то займется подбором пятизначного значения. Ну а что же трос?
Болторез справляется с ним столь же легко, и поначалу это вызывает недоумение. Потом изучаем срез, и все становится на свои места — металический трос здесь того же диаметра, как и в более дешевой и тонкой модели. Толще только силикон, который никак не влияет на надежность. Это разочарование: кажется, что кто-то просто нас обхитрил. Вот только специнструмент не обхитришь, против него в прямом смысле нет приема.
Грубый тест запорного устройства замок прошел: начинка оказалась достаточно прочной, чтобы выдержать удары и не раскрыться.
Наш вывод:
тросовый замок нельзя назвать надежным способом защитить велосипед от того, кто целенаправленно попытается его украсть. Трос легко поддается грубому воздействию специнструмента, и это главная слабость замка.
Можно, конечно, полагаться на диаметр троса. Но, во-первых, производитель может схитрить и нарастить не металлическую составляющую, а только силиконовую оплетку. Во-вторых, рубящий потенциал болтореза под силу сдержать только действительно толстому тросу из качественного металпа, а это неминуемо повлечет утяжеление замка и его удорожание.
Имеет смысл использовать модели, у которых трос заключен еще и в металлический короб из специальных колец. Но опять же: такие модели дороже и тяжелее.
Нужно отдавать себе отчет в том, на что в действительности способен тросовый замок. Он остается самым удобным в использовании устройством, которым можно пристегнуть велосипед где-то в людном месте и ненадолго отлучиться. Но опрометчиво полагаться только на трос при длительном хранении.
Если трос кажется недостаточно надежным, можно попробовать цепь. Чаще всего такой тип замка будет заметно тяжелее, и это проблема, если вы не привыкли возить с собой много всего. На раму его тоже не повесишь — гремит, то есть придется складывать куда-то в рюкзак. Цепь находится в защитном чехле из ткани, что защищает раму при использовании. Однако этот же чехол не позволяет в полной мере оценить качество замка. А между тем каждое звено должно быть заварено, чтобы исключить возможность их разогнуть, а место крепления запорного устройства надежно заклепано. Приходится в буквальном смысле проверять это на ощупь.
Надежность цепи определяется толщиной звеньев и качеством металла, из которого они сделаны, а также характеристиками запора. Но сильно сдерживает необходимость найти компромисс. Болторезом толстенную цепь с амбарным замком не вскрыть. Но никто не станет возить все это на велосипеде. А у более практичных моделей запас прочности куда меньший.
Болторез вырывается из синего угла ринга и берется за дело. Что ж, цепь абсолютно точно показала себя лучше троса — с ней пришлось помучиться. Но секунд через 30 звено лопнуло. Замок в утиль, а велосипед исчезает в неизвестном направлении?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А вот и нет! Совершенно неожиданно мы обнаруживаем второй уровень защиты у замка: тот самый тканевый чехол не поддался воздействию болтореза. Ткань заминается, но остается целой, сколько ее ни «кусай». Даже смешно, но, разрубив цель, мы все равно не смогли избавиться от замка: ткань руками порвать не удалось.
Сбегали за ножницами — нужно же посмотреть, что внутри у этого замка. Внутри цепь: не особо толстая, но потому легкая, кольца спаяны, крепление вполне надежное для этой ценовой категории. В общем, без разочарований.
А вот тест на грубое воздействие замок неожиданно провалил: запорное устройство разлетелось на части и высвободилось. Это известная проблема недорогих кодовых замков из пластика: сердцевина в них должна быть металлической, в противном случае не так важно, насколько крепкая цепь — запорная часть становится самым слабым местом.
Наш вывод:
цепной замок по многим параметрам превосходит тросовый, но есть нюансы. Цепь зачастую дороже и почти всегда тяжелее троса. Она гремит, и ее затруднительно перевозить на раме велосипеда. Она не столь удобна в использовании.
Есть определенные критерии выбора надежного замка: запаянные кольца цепи, надежно заклепанные крепления запорного устройства. Оно, кстати, тоже должно быть надежным: увесистым, с металлической сердцевиной. Помните о том, что кодовые замки легче поддаются грубому воздействию, возможно, имеет смысл отдать предпочтение стандартным вариантам с ключом.
Вместе с тем неожиданно для себя открыли, что у замков в тканевом чехле есть дополнительный уровень защиты от воздействия болторезом — ткань не перекусишь. Она заламывается, но остается целой и прочной.
Пытаясь уйти от тросов и цепей, которые подвержены перекусыванию, производители предложили рынку альтернативу: замки, состоящие из скрепленных между собой металлических пластин. В зависимости от используемых сплавов эти замки могут быть действительно прочными. У них при этом достаточно большой вес. Чтобы не выйти за грани разумного, такие замки не производят слишком уж длинными: чем меньше пластин используется, тем легче и компактнее получается вся модель. Пластины складываются достаточно компактно, чаще всего предусмотрена возможность крепления такого замка к раме велосипеда.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
У складных замков заслуженно хорошая репутация, и модель у нас была не из слабых. Так что, прибегая к услугам болтореза, были вполне обоснованные предположения, что победителем дуэли окажется именно замок. И поначалу так и было. Потребовалось значительное усилие, и в какой-то момент казалось, что все решено — этот замок не поддастся. Режущие кромки, казалось, не могли сомкнуться: пластиковую поверхность они разрезали, а вот с металлом не справились.
Мы пробовали раз за разом и с разных сторон. В конце концов, истерзав замок, удалось вручную доломать одну из пластин — замок разомкнулся. На это ушло две минуты.
Результат, что и говорить, очень достойный. Профессиональные взломщики говорят: вскрыть можно что угодно, вопрос во времени, шуме, который будет создан, и во внимании, которое это привлечет. В общем, оправданы ли окажутся усилия. Как нам кажется, в большинстве случаев хороший складной замок окажется слишком трудозатратным вариантом для того, кто захочет его вскрыть, в конце концов, хватает более простых вариантов.
Показалось, что пластины у конкретно этой модели не цельные, а будто наложены одна на другую. В любом случае получилась достаточно прочная конструкция. Запорное устройство тоже не подвело: и корпус-то размолотить не так просто, не говоря уж о том, чтобы разломать замок полностью.
Наш вывод:
складные замки, пластины которых созданы из прочных сплавов, действительно зарекомендовали себя как весьма прочные устройства. Обычно их вес достаточно адекватный, кроме того, предусмотрена возможность крепления такого замка непосредственно на раме.
Такие замки можно разломать и можно вскрыть — как и любые другие. Но хороший складной замок наверняка создаст проблемы для того, кто вознамерится с ним справиться. И в этом его достоинство: может быть, испугавшись проблем, кто-то выберет вариант попроще, не будет связываться с неуступчивыми пластинами.
Один из недостатков — относительно малая длина замка. Скорее всего, удастся пристегнуть только раму. Это может иметь значение, если колеса или, к примеру, седло вашего велосипеда крепятся быстросъемными зажимами. Крадут ведь не только велосипеды целиком, но и их компоненты тоже.
Дугообразный замок представляет собой металлическую скобу, которая замыкается специальным запорным устройством. Часто об этих замках говорят как о самых надежных моделях на рынке. Что ж, в этом есть доля правды. Если его и можно вскрыть болторезом, у неподготовленного человека это наверняка займет куда больше времени, чем при возне с любым другим устройством.
Другое дело, что самые продвинутые модели и стоят куда дороже остальных велозамков.
Скоба — далеко не самый легкий вариант замка и далеко не самый практичный, в том числе при перевозке. Иногда есть вариант с креплением замка к раме, но работает он не всегда и понравится не всем.
Есть и неприятная особенность: скобы хватит лишь для того, чтобы пристегнуть раму. У продвинутых моделей в комплекте идет трос, которым можно дополнительно обмотать колеса или, например, направляющие седла, а затем встегнуть этот трос в тот же замок. Безусловно, никакие средства защиты не будут излишними, когда речь идет о вашем имуществе, но насколько ненадежными могут быть тросы, мы уже знаем, поэтому эффективность такого способа под вопросом.
Мы не стали пытаться взломать U-Lock болторезом, получив от профессионалов заверения в том, что успех такой попытки крайне маловероятен. Тем не менее вскрыть замок, по их мнению, можно, либо воздействовав на запорное устройство (важно, чтобы сердцевина там также была из прочного металла, а не пластиковой, как в некоторых дешевых моделях), либо использовав другой тип инструмента. Но это уже наверняка вызовет много шума и как итог привлечет внимание окружающих. На это и расчет — отпугнуть вора, заставить его искать более легкие варианты.
Наш вывод:
«скоба» — действительно один из самых надежных типов велозамков на рынке. Дорогие модели даже профессионалам будет очень непросто вскрыть быстро и бесшумно, а значит, с большой долей вероятности всякие темные личности не станут связываться с вашим U-Lock и поищут более простые варианты.
В то же время есть очевидные минусы: это и относительно высокая стоимость топовых моделей, и возможность пристегнуть только раму, и достаточно серьезный вес и значительные габариты устройства.
Мы не беремся утверждать, что вам непременно нужно купить дорогой велозамок. Несмотря на то что есть действительно очень удачные типы и модели, ни один запор не гарантирует полную сохранность вашего имущества. Вопрос в том, какой компромисс вы выберете. Может быть, для вас имеет значение вес замка или его длина, пристегиваете ли вы колеса и седло тоже или замыкаете только раму, оставляете ли велосипед надолго где-то в подворотне или вам нужно отойти на минутку за кофе. Главное — не оставлять велосипед совсем без защиты.
Специальный инструмент справится с любой поставленной задачей, и любой замок в конечном счете можно вскрыть. Но велозамок защитит от того, у кого инструмента нет и кто просто выискивает то, что плохо лежит. Хороший велозамок в то же время может отпугнуть тех, кто посчитает, что на его вскрытие потребуется слишком много усилий.
Мнение профессионального взломщика:
«Любой замок можно вскрыть при помощи специнструмента — например, просто высверлив сердцевину. Но вариант этот сложный, трудоемкий и шумный. Чтобы обезопасить себя на такой случай, оставляйте велосипед в людных местах — не предоставляйте злоумышленнику возможность работать в укромном месте. Лучше всего, если поблизости есть камера видеонаблюдения — это наверняка его спугнет».
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by