Автомобилизация пришла в Китай довольно поздно. Разрушение Цинской империи, две революции, госпереворот, эпоха «милитаристов», война с Японией — все эти потрясения произошли буквально за пару первых десятилетий прошлого века. Да, некоторые машины приезжали в эту часть света с Запада, однако темпы развития дорожной инфраструктуры были несравнимы. Автомобили долгое время считались в Китае диковиной, признаком невероятного состояния. Но только не в богатом Шанхае. Оказавшись там на автосалоне вместе с представителями компании WestMotors, помогающей в доставке машин в Минск, мы решили заглянуть в первый и единственный в КНР музей автомобилей, который находится именно в этом мегаполисе. Здесь можно найти всемирно признанные шедевры и первую машину председателя Мао, раритеты, за которые коллекционеры готовы расстаться с миллионами, и студенческие модели, отражающие их видение транспорта будущего.
Стоит заметить, что экспонаты здесь не привязаны к истории Китая, мол, «в этом году на наших дорогах уже ездили Rolls Royce». Тут представлена коллекция моделей из разных концов света. Местами это просто собрание редких, знаковых и дорогих экземпляров техники. Но в рамках выставки достижений «западной цивилизации» китайцы грамотно интегрировали страницы своего прошлого.
Например, выставка начинается с древнего колеса — оно датируется периодом в 3,5 тыс. лет назад. В Китае считают, что колесницы на этих землях придумали независимо от других цивилизаций. На табличке указано, что так выглядела повозка при династии Чжоу (третья по счету династия Китая, существовала с XI века до н. э.). Всемирная же история считает, что колеса со спицами и ободом появились в 2000-х годах до нашей эры в Синташтинской культуре (ныне Южный Урал). Не будем скрывать — столь давняя история мало интересует посетителей автомобильного музея, поэтому пробегаем несколько стеллажей не задерживаясь.
Остановимся, пожалуй, у Mercedes-Benz One 1886 года выпуска. Уж больно колоритен этот «дедушка».
Далее модели представлены в хронологии — так, чтобы можно было проследить эволюцию автомобилестроения. Одна из первых «самоходных повозок» датируется 1904 годом. На фото — восстановленный образец Oldsmobile тех лет.
Через десяток лет уже вовсю ездили на ранних Ford и Cadillac.
Им на смену приехали более усовершенствованные, мощные, комфортные машины. Можно сказать, появился премиум: Rolls Royce Silver Ghost, Bentley 4 1/2 Liter, Packard Super Eight.
Еще одна сноска на историю Китая. Уже в начале 1930-х городу пришлось перекраивать дороги под нужды автотранспорта, срочно внедрять учет ТС и водителей, закупать заправки и светофоры, нанимать регулировщиков. А заодно — пытаться контролировать народ, резко пожелавший пересесть на колеса. Как мы уже знаем, закончился этот контроль введением так называемой лотереи номеров: ежемесячно разыгрываются 9 тыс. разрешений среди 270 тыс. человек в очереди.
Есть версия, что самым первым автомобилем made in China стоит считать Ming Sheng 75, представленный в 1931-м. Но по сути он является продуктом локальной сборки грузовиков на базе американской модели Relay S11B.
В действительности первый более-менее китайский автомобиль появился поздно — только к концу 1950-х годов. Он был создан специально для партийной верхушки и лично для председателя Мао. Назвали машину Hongqi — «Красное знамя». После название закрепили за маркой, которая сейчас принадлежит госкорпорации FAW.
Поначалу FAW собирал грузовики Jiefang (в переводе «Освобождение») — копию советского ЗИС-150. А легковушка Hongqi увидела свет уже на третий год после запуска конвейера. В экстерьере и салоне попытались воплотить элементы китайской культуры. Например, при создании дизайна заднего фонаря вдохновлялись образом красной дворцовой лампы.
Следующей вехой эволюции китайского автопрома называют появление в 1960-х модели «Феникс». Это была единственная серийная машина до экономической реформы в КНР (началась в 1978-м). Чуть позже ее переименовали в Shanghai SH760. Если кто не знал, то слово «шанхай» тоже имеет перевод — «верховье моря» (Восточно-Китайского). Автомобиль же чем-то напомнил «Москвич-407». А может, просто показалось?
Потом последовала эпоха грузовиков (напоминающих ГАЗ-51), военных внедорожников (похожих на УАЗ-469), а также представительских машин для партии и высоких гостей страны. Продлилась она недолго — из-за культурной революции. В это сложно поверить, но в 1980-х на 6 млн китайцев приходился один частный легковой автомобиль. В те же годы в США соотношение было один к двум.
После, уже в 1990-м, у Shanghai появилась еще одна знаковая для Китая модель — SH7221 (также несколько напоминающая советские образцы техники). Известно, что она была удостоена грамоты как «новейшая продукция», несмотря на расход в 13 литров и максимальную скорость в 132 км/ч.
Интересно, что на месте Shanghai 1990 года выпуска в музее раньше был выставлен Volkswagen Santana. Именно с этой моделью Volkswagen Group пришел в Китай в конце 1970-х — начале 1980-х. В те времена стали открывать особые экономические зоны: с иностранцев — инвестиции и технологии, а им в ответ — доступ к рынку и мизерные траты на производство. Обязательное условие — так называемые совместные предприятия, иначе «зайти к китайцам» было нельзя. Так последние на тот момент ноу-хау стали известны и спецам из КНР. Как мы с вами знаем, спустя пару десятилетий китайцы, получившие опыт на заводах Volkswagen (работает в Шанхае с 1978 года) и FAW-Volkswagen (открыт в Чанчуне в начале 1990-х), научились клонировать и собирать такой сложный механизм, как автомобиль. А сейчас по темпам внедрения технологий они опережают Европу и Америку.
Для любителей американского и европейского автопрома в музее предусмотрен целый павильон под говорящим названием Dream Machines. Коллекция, безусловно, крутая: Maserati Ghibli, Jaguar E-Type, Mercedes 300SL, Ferrari 250 GT, Buick Special, Auburn 851 SC, Mazda Cosmo, Alfa Romeo Giulia GTV, даже BMW Isetta и многие другие модели.
Здесь тоже есть китайский акцент — небольшой закуток Chinese Mobility. Бренды уже знакомы: Shanghai, Hongqi.
Следующий — третий — этаж посвящен познанию автомобиля как «части нашей жизни, эмоций и мечтаний». Звучит пафосно, но, возможно, эти слова находят отклик в мыслях посетителей, когда они видят представленные здесь раритеты и концепты, модели машин будущего, созданные действующими сотрудниками китайских автопроизводителей.
Отдельный павильон — для детей. Им тут позволено все: заправлять и заряжать машины, чинить их, проводить диагностику, собирать свою собственную модель из конструктора с заготовленными элементами кузова, гонять по виртуальной трассе «Формулы» в VR-очках. Можно только позавидовать шанхайским детишкам.
Толпа ребятишек всегда окружает стенды с разрезанными и «разобранными» машинами. Тут наглядно можно познакомиться с устройством современных авто с ДВС и электродвигателем. На самом деле залипательное зрелище даже для взрослых.
По большому счету залипнуть в автомузее можно крепко и надолго. Даже тому, кто заявляет, что «не очень интересуется машинками».
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by