Медленно, но верно подкрадывается сезон «переобувки». Те, кто не хочет в спешке разбивать копилки и выбирать шины с первым снегом, готовятся уже сейчас. Записываться на шиномонтаж еще рано, но вот с ассортиментом и ценами пора ознакомиться. Что нам принесет новый сезон? Поговорили с крупными игроками рынка.
— Выросла ли стоимость шин за год? Да. Есть закупочная стоимость, доставка, растаможка — все это привязано к иностранной валюте, — вводит в курс дела Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад». — Меняется курс — меняется цена шин для конечного потребителя. Сезонное подорожание тоже грядет. Кто планирует купить покрышки с первым снегом, тому придется заплатить определенно больше.
Некоторые китайские бренды за год стали дешевле. Это связано с тем, что расходы на доставку и логистику упали в 2—3 раза. В прошлом сезоне все привозилось железной дорогой (один контейнер обходился в разное время в $6000—12 000), в этом — морем. Если бы не изменения курса, «китайцы» бы и вовсе сейчас стоили как «Белшина».
Что касается шин из России, за счет падения российского рубля понижаются и цены на покрышки.
Дмитрий выделяет несколько ценовых сегментов на рынке. Самый бюджетный представлен «Белшиной» (к отечественному производителю мы подробнее вернемся чуть позже) и российским Cordiant. Над ними «китайцы» вроде Grenlander. К слову, последний бренд побил рекорды «соотечественников» по продажам в предыдущем сезоне, утверждает наш собеседник.
— Особенно любят Grenlander обладатели колес R17—18 и больше. Эти размеры не слишком распространены в линейках белорусских и российских производителей.
К слову, китайские компании продолжают захватывать наш рынок: сейчас в продаже представлено 22 бренда. Часть из них — это те, что присутствуют на белорусском рынке 3—5 лет, но большинство здесь — новички. Почему «китайцы»? Потому что сейчас их проще всего привезти в страну. За качество волноваться не стоит — проблем с китайскими шинами, по моему опыту, не возникает. Линейки размеров и протекторов широкие, есть шипованные и нешипованные покрышки — легко можно подобрать что-то в соответствии с потребностями.
По словам Дмитрия, средний сегмент к весне ждут кардинальные изменения. Кто-то насовсем покинет белорусский рынок, другие планируют провести глобальный ребрендинг. Например, лебединую песню поет Nokian: зима 2023 года — последний сезон, когда завод отгружает шины под этим брендом.
— За счет этого на некоторые позиции бренд установил спеццены. Последние партии отгружает калужский завод Continental, который производил шины под одноименным брендом, а также Matador, General, Gislaved. Отмечу последний: как заявляют технологи, Gislaved в плане технического процесса и сырья на 90% соответствует «Континенталю». Он отличается разве что протекторной лентой.
Также в этом сезоне активнее, чем в прошлом, представлены «корейцы» — Hankook (шины этого бренда с венгерского завода нам недоступны), Nexen. Сербских шин уже не будет: если доставлять их окольными путями через европейские страны, то товар для покупателя обойдется слишком дорого — оно того не стоит. Раньше «сербов» к нам завозили по льготной растаможке, поэтому цены были крайне привлекательными.
В премиальном сегменте белорусам будут доступны два бренда — Continental (модель Viking Contact 7 по всем показателям считается одной из лучших в мире) и Pirelli российского производства.
— Доходят частичные поставки Bridgestone и Michelin. Но цена тех же «Мишлен» на порядок выше: Viking в размере 205/55 R16 будет стоить примерно 230—240 рублей, а Michelin — 330—350. Но при этом, объективно, по качеству на 30—40% она лучше не будет. Разница в цене связана с тем, что «Мишлен» нельзя привезти по прямому контракту, он поступает к нам обходными путями.
Чем опасны шины, которые ввозятся не прямыми контрактами? Их поставки нестабильны — сегодня есть, завтра нет. И если вы повредите одну покрышку — не факт, что сможете ее докупить. Тогда придется платить за две или сразу четыре, если машина полноприводная.
В целом ситуация такая, что никто без подходящих ему шин не останется. Однако не факт, что вы найдете нужный размер (особенно при больших диаметрах) у любимого производителя — такая картина на рынке уже минимум полтора года.
— Здесь традиционно нишу занимают «китайцы» и «турки», — комментирует Дмитрий. — Первые, отмечу, хорошо ходят, если соблюдается режим нагрузок и давления. Турецкие шины (Petlas, например) неплохо выдерживают сверхнагрузки и отъезжают до 150 000 км. Но дешевыми их назвать нельзя. Однако и экономить на «цешках» не стоит: если груженая коммерческая машина остановится посреди трассы из-за дефектной шины — потери будут несоизмеримо большими.
В Беларуси шипованные шины не очень популярны. Примерно 3—5% от общих продаж зимних покрышек против 80% в России — такую статистику приводит наш эксперт.
— Шипы есть у Matador и Gislaved, — отмечает Дмитрий. — Надо четко понимать: они помогут водителю на льду, но на голом асфальте станут коньками. К тому же это дополнительный шум и необходимость раньше «переобуваться» к лету. Поэтому стоит отталкиваться от условий эксплуатации автомобиля. Если это загород, где к дому надо подниматься по ледяной горке, — говорим шипам да. Если же исключительно город и трасса, то вряд ли в них есть необходимость.
Объем продаж всесезонных шин растет, это связано с желанием водителей сэкономить. Правильный это выбор или нет — пусть каждый решает сам. Главное, помнить: ни одна всесезонная шина в холодную пору года не поведет себя так, как зимние покрышки.
— Новых размеров для легковых автомобилей в этом сезоне не прибавилось. Зато появилась зимняя линейка Bravado для коммерческого транспорта в размерах 225/70 R15C и 195/70 R15C. Она неплохо себя проявляет в плане износостойкости — не боится перегруза, — рассказывает Павел Манулик, заместитель директора «АльС Трейдинг», официального представителя ОАО «Белшина».
Для легковушек самыми ходовыми размерами остаются 195/65 R15 и 205/55 R16. Популярна зимняя линейка Artmotion Snow. Замечу: каждый размер, какой бы ни выпустила «Белшина», имеет свой спрос.
Всего за сезон из года в год наблюдаются три волны покупателей. Первая — это те, кто готовится заранее и покупает шины еще летом (40% от общего количества). Второй наплыв — когда выпадает снег и кол-центр резко становится перегруженным. Третий — это люди, которые успели поставить зимнюю резину вовремя, но немного поездили и поняли, что, например, два колеса надо поменять.
Что с ценами? Говорят, они у отечественного производителя не менялись, и причин для этого пока нет. Например, шина Artmotion Snow в вышеупомянутом размере 195/65 R15 обойдется примерно в 117 рублей, 205/55 R16 — в сумму около 118 рублей. Колесо поменьше (например, 185/65 R14) стоит 103 рубля, размер 225/65 R17 (его часто можно заметить на кроссоверах Geely) — около 165 рублей, 225/60 R18 — 205 рублей за колесо.
Среди коммерческого транспорта популярна «всесезонка» в размере 195 R14С. Одно колесо обойдется примерно в 132 рубля. Шина размером 205/70 R15C стоит 155 рублей, 195/75 R16C — 166 рублей.
— Стоимость играет решающую роль в выборе. Бывает, когда в линейке «Белшины» подходящих размеров нет, люди специально приобретают незаводские диски, чтобы поставить именно белорусскую резину. Однако при поиске взаимозаменяемых шин стоит обратиться к специалистам, а не брать размер из головы, иначе это грозит некорректными показателями спидометра и излишним износом подвески, — напоминает Павел.
— Берут ли у «Белшины» всесезонку?
— Ходовые размеры выпускаются во всесезонном исполнении. Те, кто ездил на таких белорусских покрышках, остаются довольны качеством и возвращаются за новым комплектом. Чаще всего это люди за 40 лет, которые передвигаются на машине спокойно и мало. Лично у меня тоже есть положительный опыт. Думаю, если бы «всесезонка» не работала, ее бы никто не покупал.
— Как часто покупатели возвращаются с претензиями по поводу качества белорусских шин?
— Проблемы бывают на каждом производстве. Навскидку у нас из 5000 проданных колес несколько могут вернуться. Но за лето у меня была всего одна рекламация — я даже помню, как зовут клиента и какая это была шина. На заводе оперативно приняли решение ее покупателю заменить.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by