«Гаражные находки»: люлька из бака самолета, квадроцикл из «Восхода» и другие. Что интересного показали на необычной выставке?

27 642
18 декабря 2023 в 8:00
Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович

«Гаражные находки»: люлька из бака самолета, квадроцикл из «Восхода» и другие. Что интересного показали на необычной выставке?

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович

На днях в Минске, в одном из салонов мототехники, прошло открытие не совсем обычной выставки — «Гаражные находки». Это очередное погружение в историю техники от братьев Гапановичей — известных хранителей и собирателей артефактов отечественного автомобильного и мотоциклетного производства. На этот раз тематика новая и уникальная: самодельные транспортные средства времен БССР.

Пусть экспонатов не так и много, но все они со своей удивительной судьбой. Кто-то хотел выплеснуть наружу технические и дизайнерские идеи, другие банально нуждались в средстве передвижения из точки А в точку Б. И все это было сделано в эпоху материального и информационного дефицита. Буквально на коленке, без нужного инструмента и технической документации. Что говорить, если в книге «Я строю автомобиль» за 1989 год приводится пример от опытных «кастомайзеров» того времени, как в листовом металле сделать отверстие при помощи молотка и напильника? Удивительное время и удивительные люди!

Мотоциклетная люлька из бака самолета

Собственно, именно с этой находки и началось зарождение данной выставки. Истории более 15 лет, и случилась она в одной из белорусских деревень. Самодельный мотоприцеп «Аэро» попал в руки Виталия Гапановича совершенно случайно.

Как-то в гараже я ковырялся со своей «Явой», — вспоминает мужчина. — Зашел сосед и говорит, что в соседней деревне есть к моему мотоциклу оригинальная «явовская» коляска и хозяин собирается ее выбросить. Мы с братом сразу подумали, что это настоящий чехословацкий Velorex, и поехали смотреть. При первом же взгляде стало ясно, что это не оригинал и даже не заводское изделие. Всю крутость находки мы осознали чуть позже, когда поговорили с владельцем. Оказалось, что это полная самоделка, причем очень высокого качества. Все сделано очень грамотно: рама, развесовка, узлы крепления к мотоциклу. А сама люлька изготовлена из самолетного бака! И все это своими руками в 70-х годах прошлого века. Эта вещь в какой-то мере является отражением той эпохи, того времени, когда ты имел деньги, но не имел возможности купить транспортное средство.

Белорусский Land Rover Defender

Сходство, пусть и не сильное, с Defender действительно есть. И на это намекают организаторы экспозиции, выставив на улице оригинальный Land Rover Defender и самодельный автомобиль из Бреста. Однако есть одно «но»: Defender начали выпускать в 1983 году, спустя 20 лет после постройки этого экспоната.

Машина двухместная, четырехколесная. Была создана с применением узлов и агрегатов от мотоколяски СМЗ С-3А (вспоминаем «Операцию Ы»). В качестве силового агрегата используется двухтактный мотоциклетный мотор «ИЖ-Планета» объемом 350 куб. см и мощностью в 10 «лошадок».

К сожалению, никакой информации о создателе нет. Но есть предположение, что человек был военным, возможно ветераном и инвалидом войны. По статусу ему как раз и полагалась инвалидная мотоколяска СМЗ С-3А, а свои дизайнерские идеи он почерпнул у американского Jeep Willys.

Jeep Willys времен Второй мировой войны широко использовался в Советской армии

Первый белорусский квадроцикл

Сейчас подобной техникой удивить сложно. Выпускается и продается таких транспортных средств большое количество и для разных нужд: детские, полноприводные, туристические, спортивные и прочие. Так было всегда? В 1980-е годы точно нет. А если быть точнее, то такую технику в СССР и вовсе не производили. О зарубежных же аналогах можно и не вспоминать.

Создателем этого образца является Владимир Мательский. Рабочее название квадроцикла — MATV. За основу взят мотоцикл «Восход 2М». Задний маятник и задняя ось самодельные, глушители — от Jawa, амортизаторы — с мотоциклов «Восход» и «Урал».

Владимир Мательский и его квадроцикл собственной конструкции

Кстати, кроме этого квадроцикла Мательский сконструировал и несколько весьма оригинальных автомобилей. Но появились они уже в веке нынешнем, а потому не вписались в концепцию выставки. Про эти машины Onlíner обязательно расскажет в следующих публикациях.

Оригинальные автомобили Владимира Мательского
Оригинальные автомобили Владимира Мательского

Веломобиль «В8»

Единственный экспонат, который используется своим создателем на постоянной основе. Александр Качук начал строить свой веломобиль еще в 1980-е годы, но его совершенствование продолжается и сейчас. Изначально привод был педальный, но позже в конструкцию добавился двухтактный ДВС, а совсем недавно — и электромотор (мотор-колесо). Кузов изготовлен из стеклопластика и смонтирован на каркасе из стальных труб.

Автомобиль «Компакт»

Эту машину создали два выпускника Минского автомеханического техникума — Александр Качук и Марат Кабиров. Кузов клеили прямо в квартире, а механическую часть строили в слесарном цехе деревни Бор (Пуховичский район Минской области), куда молодые специалисты попали по распределению.

Александр Качук и Марат Кабиров

Изначально автомобиль был с крышей. Но создатели признаются, что со временем она стала проседать, и примерно 20 лет назад было принято решение переделать машину в кабриолет.

— Я всегда хотел быть автомобильным конструктором, — рассказывает Марат Кабиров. — У меня была идея сделать концептуальный автомобиль. Мы закончили техникум, отслужили в армии, и нас направили в деревню. Как молодым специалистам, дали квартиру с большой комнатой, где мы и начали строить «Компакт». Я отвечал за дизайн и кузов, а Саша — за механическую часть. И вот такая машина у нас получилась. Двигатель от мотоцикла «Урал», а коробка автоматическая… Если быть точным, то установлен самодельный клиноременный вариатор с центробежным кулачковым регулятором с двумя ремнями от жатки комбайна.

«Длота» — первый белорусский концепт-кар

Детище Александра Длотовского и хедлайнер выставки. Машина была случайно найдена братьями Гапановичами под Минском и показана на выставке «АвтоЭкспо». Автомобиль стоит на учете в ГАИ и может передвигаться по дорогам общего пользования. А совсем недавно «Длота» ожила после 15-летнего простоя!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by