КРАСНОВ

«На третьем занятии справлялась с заносами». Нужно ли учиться вождению до автошколы?

23 510
09 февраля 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

«На третьем занятии справлялась с заносами». Нужно ли учиться вождению до автошколы?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Ребенок идет в первый класс. Учителя спрашивают: а буквы он знает, а считать умеет, а читает бегло или по слогам? Казалось бы, вся школа еще впереди, но предполагается, что у малыша-первоклашки уже есть за плечами не только огромный рюкзак с учебниками, но и такой же огромный запас знаний, и попробуйте возразить что-либо учителям. С вождением машины и сдачей на права ровно та же история. Идете в автошколу, рассчитывая, что вас всему научат с нуля? Ожидания могут не оправдаться. Вместе с преподавателями и инструкторами по вождению Юрием Красновым и Виталием Жуковским разбираемся, как же быть.

Елизавета и Юрий

Елизавета — ученица Краснова. На права она уже сдала. Разумеется, с первого раза.

— Да принимающий попался добрый, — скромничает девушка. — Поверните, развернитесь, остановитесь — все хорошо.

— Теперь часто ездишь? — спрашивает ее ведущий рубрики.

— А как когда, по настроению. У меня машины еще нет, но есть родительская, я могу ей пользоваться. Когда нужно — выезжаю.

Получение прав заняло у Лизы полгода. Много? Это потому, что обучение началось задолго до автошколы.

— Мы с ней прошли весь курс: как базовую программу, когда учились крутить рулевое колесо, работать с педалями, с коробкой переключения передач, выполнять маневры, парковаться, так и групповые занятия, в которых участвовало несколько водителей. У Лизы были заезды на гоночной трассе, было зимнее вождение. Конечно, такой человек, придя в автошколу, чувствовал себя уверенно, — рассказывает Краснов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Автоинструктор Краснов Минск (@yurykrasnov)

Елизавета пошла к инструктору прежде, чем отнесла документы в автошколу, и, похоже, это история про типичную отличницу, которая ко всему подходит осознанно и заранее. Папа дальнобойщик, интерес к автомобилям у девочки был с детства, как и понимание того, что водить нужно уметь по-настоящему. А чтобы уметь, нужно учиться. Инструктор — это ведь тот же репетитор, и если в школе у учителя ко всему классу общий подход, то у репетитора — всегда индивидуальный.

— В автошколе инструктор на практике не удивился вашим навыкам? — спрашиваем у девушки.

— Ну он задавал хитрые вопросы, но я не сознавалась, — смеется она.

— И очень правильно, — добавляет Краснов. — Инструкторы в автошколах очень ревниво к такому относятся. У многих из них есть мнение, дескать, ни у кого дополнительно не учись, на других машинах не езди, привыкнешь к чему-то одному — будет легче сдавать. На самом деле чем больше машин поменяешь, пока учишься, тем лучше — это развитие. Мы с Лизой и на «автомате» ездили в том числе — чтобы в дальнейшем ей это было знакомо.

— Я посчитала: к концу обучения в автошколе я успела покататься на восьми разных моделях. И экзамен я сдавала не на своей машине: училась я на Lada Vesta, а сдавала на Renault Logan, — говорит Лиза.

— Что больше понравилось?

— Честно? Renault.

Краснов подсчитывал: среднестатистическому новичку требуется от 7 до 10 занятий, чтобы подготовиться к автошколе.

— Поначалу всем тяжело: и сцепление подводить, и в ограниченном пространстве маневрировать. Это потом люди сдают на права и им кажется, что у них все всегда получалось. Просто у мозга такая особенность: он сглаживает плохие воспоминания, забывает, как преодолевал трудности, обучаясь тому, что теперь кажется простым. Занимаясь с инструктором, ученик может отрабатывать одно упражнение столько раз, сколько ему необходимо для закрепления навыка. В автошколе такой возможности нет. Не потому, что автошколы плохие, а инструкторы хорошие. Просто так устроена система обучения. Есть время по чуть-чуть попробовать все, но если ты с ходу не научился — это твои проблемы, — полагает ведущий рубрики.

В какой ситуации находятся автошколы

Чтобы пойти учиться в автошколу, многого не нужно. Получил медсправку, записался в группу, внес необходимые платежи — учись. Сначала теория с тестами-зачетами, потом практика, на которую отведено определенное количество часов. Сдал зачеты, отъездил часы на практике — приходи на выпускной экзамен, а потом на экзамен в ГАИ.

— И у инструкторов в автошколах реальная проблема — ведь у каждого курсанта свои особенности: кто-то быстрее воспринимает новую информацию, кто-то медленнее, у одного лучше получается, у другого хуже. Кто-то прошел курс — и хоть сейчас в ГАИ на сдачу, а кто-то в гараж задним ходом еще не может въехать. Это не означает, что кого-то плохо учили. Просто такая особенность, некоторым нужно больше времени. А где его взять инструктору, у которого журнал с количеством занятий? — отмечает Краснов.

В былые времена было не так. Многие сначала учились ездить с папами или старшими товарищами, это было не запрещено, а уже потом, освоившись, шли в автошколу проходить курс и получать документы.

— Меня, к примеру, учил отец. Три или четыре года до автошколы по выходным мы с ним ездили, и я ждал этих выходных, потому что мне это нравилось. Ни зачетов, ни спешки: сели, все спокойно, разбираем нюансы. И учиться я шел не с нуля. Отучился, сдал, потом была стажировка, когда я точно так же (уже с правами) ездил с опытным водителем, который мог показать, подсказать. Сейчас у людей нет такой возможности. Самим заниматься нельзя, открытых площадок нет, человек идет в автошколу, а у инструктора нет возможности с каждым заниматься по индивидуальной программе. И на выходе мы получаем человека, который все еще не умеет по-настоящему управлять автомобилем. Может быть, он получит права, но есть ли у него в действительности необходимые навыки? — задается вопросом инструктор.

— Сейчас можно учиться на автомобилях с АКПП. Права получить проще? 

— Отчасти. Конечно, не нужно подводить сцепление, не нужно переключать коробку — с этим у многих поначалу бывают проблемы. Но все равно нужно уметь одновременно работать руками (рулить) и ногами (жать на педали). Нужно уметь тормозить при рулении и газовать при выходе из поворота. А это не так просто, как кажется, и в автошколах не всегда успевают уделить этому внимание.

Не важно, к кому вы пойдете заниматься, важно, чтобы у вас было именно столько времени, сколько требуется именно вам для приобретения навыка. И чтобы рядом был тот человек, который сможет этот навык вам привить.

— Мне кажется, что сами автошколы заинтересованы в том, чтобы будущие курсанты проходили определенный курс практических занятий заранее, и приходили уже более подготовленными. Возможно, сами же автошколы в том числе могли бы такие занятия организовать, — считает ведущий рубрики.

Марина и Виталий

В «Стайках», на площадях Республиканского спортивно-технического центра ДОСААФ, Виталий Жуковский занимается с Мариной. История та же: девушка еще не записывалась в автошколу, но пришла обучаться практике. На улице снег, промерзший асфальт, гололедица.

— Отличная погодка, и условия в самый раз, — смеется инструктор. — Мы вот на третьем занятии заносы практикуем. Но это так — опережение программы.

— Да, я справлялась!

— Чему уже научились за три занятия?

— Мне кажется, я уже неплохо сцепление отпускаю — у меня получается. И с реакцией, по-моему, все хорошо, я не врезаюсь здесь во всякие фишечки, — рассказывает Марина.

— Да, с троганьем у Марины уже все хорошо, работа с рулем — тоже хорошо, предварительно она проходила подготовку на рулевом тренажере. Кропотливо, постепенно учимся — все будет хорошо, — подтверждает Виталий.

Учиться предварительно Марину отправила мама — чтобы та увереннее себя чувствовала, когда пойдет учиться и будет впоследствии ездить. Весной девушка планирует нести документы в автошколу.

— Сдам на права, тогда заниматься будет уже не нужно — буду водить, — говорит она.

Инструкторы улыбаются как улыбаются опытные психологи. Сдал на права — это мы только подошли к проблеме. После этого для многих все только начинается: реальная ситуация, дорога, скорости, нервные водители — совсем не похоже на то, что было до этого.

— На мой взгляд, очень правильно начинать практиковаться либо до автошколы, либо в то время, пока изучаешь теорию. Дополнительные упражнения дают развитие тем водительским навыкам, которые не развить в автошколе. А после получения водительского удостоверения человек уже будет понимать, как он себя чувствует на дороге, нужна ли ему помощь. Получил права, повесил знак «70» — готов ко всему? А потом выезд на МКАД — страшно, разгон на трассе — страшно, загруженные перекрестки — страшно. Кто-то ездит на свой страх и риск, с мокрой спиной и мокрыми ладонями, испытывая стресс. У кого-то адаптация происходит быстрее. Дополнительное обучение — способ сделать этот процесс легче, ускорить его, — считает Виталий Жуковский.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by