Камень вылетел из-под колеса опережавшего авто и тюкнулся в стекло. Водитель даже не увидел, а почувствовал, что все плохо. Как минимум просто скол, а то и трещина. Не выругаться невозможно: это же сейчас думай, что делать — ехать менять или искать мастера, который попробует все заделать. И такое случается иногда со всеми. Так как же быть? Пробуем разобраться вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению. Это первый материал из нового цикла про типичные повреждения машины, который мы запускаем вместе с сервисом по подбору страховок Vedaem.by.
Специалисты не зря называют ветровое стекло самым уязвимым элементом автомобиля. Оно принимает на себя воздушный поток, а вместе с ним и все те предметы, которые он может поднять с дорожного покрытия, включая песок и мелкие камни. И вот они-то как раз могут повредить стекло: не вдребезги, конечно, а по мелочи, подленько, как исподтишка.
Поймать камень в стекло можно в любую пору года, но зимой риск возрастает. Специалисты подтверждают, что в холодное время года, начиная с момента применения противогололедных средств на дорогах, начинается более активный период повреждения стекол. А после весенней уборки улиц и вычищения обочин число обращений с такой проблемой значительно снижается. Но не прекращается совсем.
— Для любого водителя это знакомая ситуация. Едешь, особенно если по МКАД или по скоростной трассе, вдруг — бам! Из-под колеса соседнего автомобиля вылетает камень и прямо в тебя. То по кузову, то по стеклу. Причем звук иногда такой, что думаешь: все, точно что-то разбилось или сломалось, — говорит Краснов.
Но чаще всего обходится небольшим сколом на лобовом стекле или трещиной. Тоже неприятно. Кроме того, тот же техосмотр с таким дефектом можно и не пройти. Что делать? Станции техобслуживания в большинстве случаев могут предложить как ремонт стекла, так и его замену. Но есть нюансы.
— Важно упомянуть, что любой ремонт транспортного средства регламентируется законодательством. Есть ряд госстандартов, которые постоянно актуализируются и достаточно жестко регламентируют состояние стекла автомобиля. В частности, один из таких СТБ — 1641-2019 — четко оговаривает, что на стекле не допускается наличие трещин либо трещины со стороны водителя в зоне действия стеклоочистителя. Это большая площадь, и любое повреждение там, связанное с наличием трещин, подпадает под действие этого регламента, — объяснил Игорь Цякалло, управляющий бизнес-сферой кузовного ремонта холдинга «Атлант-М».
— Спорное утверждение, будто ремонт трещины в зоне действия стеклоочистителя с водительской стороны соответствует требованиям законодательства. Трещина после заполнения полимером стала менее заметной, но она есть, она не исчезла, — считает специалист.
Бывают повреждения и в других зонах. Теоретически некоторые можно ремонтировать, но это тоже будет зависеть от формата повреждения, его глубины и величины.
• сколы, сопровождаемые лучевыми трещинами;
• сколы без развития трещин, так называемый «бычий глаз», который имеет сферическую или коническую форму;
• повреждения звездного вида, то есть точечный удар с развитием трещин;
• трещины напряжения, которые развиваются в месте жесткого перепада температур (к примеру, если в очень разогретом автомобиле летом резко включить кондиционер и пустить на стекло очень холодный воздух, то вдоль капота снизу может образоваться длинная продольная трещина).
Ремонт стекла, утверждает собеседник, правильнее было бы назвать маскировкой. Скол или трещина никуда не исчезнут, просто не будут бросаться в глаза.
— Насколько я могу судить о способах ремонта, это не столько восстановление структуры стекла, сколько изменение преломления света на поврежденном участке. Трещина заполняется полимером с высокой проникающей способностью, который уравнивает оптическое преломление света в месте повреждения. То есть повреждение становится незаметным, но не пропадает, — продолжает Игорь Цякалло. — Структура стекла нарушена, жесткость нарушена, при термических или механических воздействиях на стекло трещина будет продолжать расти. Иногда достаточно даже смены погоды.
Все эти факторы и приводят к тому, что дилер в большинстве случаев рекомендует именно замену стекла, а не ремонт.
— А как со сроками? Не окажется ли так, что нужного стекла придется еще дожидаться?
— Если мы говорим о дилерских поставках, то да, есть на сегодняшний день определенные вопросы в логистике. Но я бы сказал, что на 98—99% наши дилерские подразделения обеспечены стеклами по крайней мере для самых массовых и продаваемых моделей. Для эксклюзивных авто, которые поставлялись в страну какими-то другими путями, не через дилера, тоже есть возможность поставки, но это потребует больше времени, — отметил специалист.
Типичный случай: Volkswagen Tiguan поймал камень в лобовое, скол прямо напротив водительского кресла. Не слишком заметный, но техосмотр с таким не пройти. Будь он в другом месте, можно было бы подумать о ремонте, но тут зона работы стеклоочистителей с водительской стороны.
— От места удара пошла трещина, где-то миллиметров семь. Удар свежий, автомобиль почти сразу пригнали к нам, поэтому трещина не успела разрастись. Полимер трещину замаскирует, но не уберет полностью. Если на техосмотре ее заметят — допуск на участие в дорожном движении не выдадут. Поэтому наш вердикт — замена. Это и требование СТБ, и требование непосредственно производителя: Volkswagen запрещает ремонт стекла в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны, — объясняет Игорь Цякалло.
Сама замена как технический процесс занимает порядка двух часов. Также потребуется время на полимеризацию клеящего состава.
После подготовительных мероприятий, включающих демонтаж необходимых элементов машины, мастер готовится снять старое стекло. Сделать это не так просто: оно приклеено, причем клей здесь весьма прочный, способный выдерживать и нагрузки, которые ложатся на ветровое стекло, а еще обеспечивающий герметичность соединения.
Клеевой слой прокалывается с внутренней стороны, в отверстие вводится стальная струна. Этой струной мастера и разрезают клеевой слой по всему периметру.
— Важно отделить стекло, но при этом не повредить прочие элементы автомобиля, включая кузов и отделку салона. Поэтому применяется минимально инвазивный способ, — рассказывают специалисты.
Все это не занимает много времени. Старое стекло снимают, теперь нужно подготовить посадочное место к установке нового. Слой оставшегося застывшего клея также срезают, но не до голого металла (чтобы ничего не повредить): остается около 1 мм. Весь периметр очищают, после чего сомнительные участки обрабатываются праймером — активатором адгезии. Такой же праймер равномерным слоем наносится по периметру нового стекла, после чего ему дают просохнуть.
— К стеклу вообще все клеится так себе. Праймер нужен для того, чтобы клеевой состав взялся как следует, — объясняют мастера.
Затем на праймер по периметру стекла толстым непрерывным слоем наносят клеевой состав. Это довольно кропотливая работа, где не должно быть никаких помарок. Любая ошибка может аукнуться уже после завершения работы: подтекания, задувания — все это результат некачественной установки стекла.
— А почему клей наносится на стекло, а не на кузов?
— Мы действуем строго по регламенту производителя. Volkswagen требует, чтобы клей наносился на стекло, и это, пожалуй, самый распространенный способ. Хотя не исключаем, что кто-то привык наносить клей на кузов.
Когда все готово, стекло аккуратно устанавливают на место и выравнивают. Клей хорошо схватится за 20 минут, хотя полное затвердевание наступит через много часов.
Если нет возможности менять стекло после каждого скола, можно задуматься о ремонте.
— Я рекомендую все сколы ремонтировать. Это не слишком затратно и позволит подстраховаться от неприятностей, если пока не собираетесь менять ветровое стекло, — рассказывает Максим, мастер по ремонту автомобильных стекол. — Главная опасность любого скола — риск появления и дальнейшего роста трещин. Со сколом можно ездить, и техосмотр наверняка пройдете. С трещиной — уже нет.
Проблема в том, что все сколы «стреляют» — это лишь вопрос времени. Поэтому лучше не запускать.
Специалист объяснил, что ветровое стекло автомобиля — триплекс — состоит из двух слоев, склеенных между собой тонкой полимерной пленкой. Именно благодаря ей разбитое вдребезги стекло не рассыпается, усеивая все кругом осколками, а как бы проминается. Чаще всего камни с дороги повреждают лишь первый слой стекла, второй остается целым. Даже если поначалу кажется, что скол «чистый» и не имеет лучей, успокаиваться рано. Структура стекла нарушена, туда попадает влага, при замерзании она расширяется, что может спровоцировать появление и рост трещин. Добавьте сюда обогрев, перепады температур — риски велики.
— Ремонт стекла предусматривает подготовку поврежденной области и нанесение специального полимера. Стекло укрепляется, трещины проклеиваются, что способствует профилактике их дальнейшего роста. Конечно, это не полное решение проблемы, повреждение не устраняется полностью. Но в ситуации, когда нет возможности или особого резона менять стекло, ремонт может быть хорошим вариантом, — считает Максим.
Поймать камень в стекло — это всегда про невезение. Одним до поры до времени везет больше, другим — меньше.
— Моей Renault Lodgy в этом году будет 10 лет. Помню, когда стал работать за городом и каждый день ездил в обе стороны по трассе, вдруг стал ловить камни регулярно. В городе их все-таки поменьше, хотя теперь, когда скоростные дороги уже не редкость, хватает таких проблем и здесь. Причем предугадать что-то невозможно. Ты просто едешь, камушек лежит на дороге, какая-то машина наезжает на него краем резины — и он «выстреливает», будто косточку вишневую между пальцев зажали, — рассказывает Краснов.
Но что интересно, спустя 10 лет на его Lodgy по-прежнему родное стекло, было лишь два скола: один ремонтопригодный, другой, как сказали, тот самый «бычий глаз» — не опасный.
— А стекло, я же вижу, уже настолько посечено этими камнями, что в солнечный день становится будто матовым — пора менять его, наверное. Просто не каждый камень оставляет скол, многие отлетают почти без последствий, — добавляет ведущий рубрики.
— С другой стороны, никто не застрахован от неприятностей. У меня бывали случаи, когда люди после замены стекла в тот же день записывались на ремонт: выехал с СТО и поймал камень. То есть вы никогда не знаете, когда вам прилетит. И не знаете, когда прилетит еще раз. Поэтому, на мой взгляд, иногда отремонтировать стекло проще, даже если установка нового не ударит по кошельку, — считает мастер.
Мы предложили Максиму взглянуть на двух «пациентов». Первый — Rover. Поймал камень в стекло уже даже никто не помнит когда. Пассажирская сторона, внизу. Неприятный участок, так как эта зона подвержена существенному перепаду температур во время обдува.
При ближайшем рассмотрении вскрылась неприятная особенность.
— Кто-то это стекло уже пытался ремонтировать, только некачественно, чем-то его залепливали. Не исключено, что кто-то сам пытался «химичить», возможно суперклея капнул, — специалист извлекает из скола что-то вязкое. — Проблема в том, что стекло обычно несложно ремонтировать, но это если делать с нуля и как полагается. А вот переделать за кем-то уже нереально.
Максим зачищает поврежденный участок и затем прогревает его — это чтобы вышла вся влага.
— Я всегда рекомендую водителям, когда они заметили, что появился скол, заклеить его скотчем и ехать устранять. Скотч не даст проникнуть туда влаге и грязи. И чем раньше заняться устранением проблемы, тем лучше будет результат, — говорит мастер.
— Как с зубами, — посмеивается Краснов.
Аналогия очень точная. Инструмент, последовательность действий, даже словечки специалиста напоминают работу стоматолога. Обсверлить поврежденное место, высушить, подготовить, а затем установить пломбу.
— У меня даже бор — медицинский, — смеется Максим.
От звука работы этого бора всем становится немного не по себе — это бессознательное. Ну как там пациент?
— Конечно, за такую работу в обычной ситуации я, может быть, и не брался бы. Отправил бы хозяина машины ремонтироваться туда, где он уже пытался это делать. Здесь скол, из него лучи. Они чем-то проклеены, здесь я ничего не переделаю, а вот кратер скола — это проблема. Во-первых, проблема застарелая: кратер загрязнен, и полностью его не очистить. Во-вторых, есть последствия некачественного ремонта, — ворчит специалист.
Он берет в руки другой инструмент.
— Я создал гидрозапор из полимера, в месте повреждения образовался вакуум, я откачал воздух, который был между слоями стекла. Теперь вместо воздуха мы запустим туда полимер, — мастер проделывает все это, не успев закончить фразу. — Трещины нет, но с учетом расположения повреждения это скорее дело времени. Здесь, с учетом того, что стекло китайское и стоит недорого, я бы готовился к замене, как только проблема усугубится.
Максим подтверждает: не все повреждения стекла можно отремонтировать. Те же трещины проклеивать полимером сложнее, так как они не равномерны по всей длине: у основания шире, а к окончанию теснее.
— Я использую три полимера, разных по вязкости, чтобы компенсировать эту неоднородность. С одним не получится: слишком вязкое вещество не проникнет там, где трещина совсем узкая, а слишком жидкое разорвет в том месте, где она широкая. Но даже так не все проблемы можно устранить: длинные трещины обычно никто не ремонтирует, — отмечает он.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Делаю вывод, что всякие рекламы в интернете, когда трещины на стекле просто заливают каким-то клеем и они волшебным образом исчезают, — это какой-то обман. И рука должна быть набита, и инструмент специальный нужен, и понимание всех процессов. Максим рассказывает — а я половину не понимаю. И поэтому сам не возьмусь за такую работу — каждым делом должен заниматься специалист. Я учу людей управлять автомобилем, Максим ремонтирует стекла. Мы же зубы сами себе не лечим, правильно? — рассуждает Краснов.
— В интернете я как-то наткнулся на достаточно странный способ борьбы со сколом. Предлагалось натирать его чесноком: якобы тогда не пойдут трещины. Можно я оставлю это без комментариев? — смеется Максим.
Он тем временем зачищает заделанный скол на стекле Rover.
— Не идеально, и я уже объяснял причины, — серьезным тоном объявляет мастер. — Эту машину нужно было пригонять мне раньше.
— Он наговаривает, я не чувствую никакого скола, — заявляет ведущий рубрики, водя по стеклу пальцем.
Второй в очереди на ремонт — Renault Logan. Все примерно то же самое: снова скол примерно в той же области, с пассажирской стороны. Получен около месяца назад. Ремонтом пока никто не занимался, но и скотч не лепил — все как есть.
— Повреждение посвежее, результат должен быть неплохим. Но есть проблема. Поврежден первый слой стекла, до пленки. Эта пленка портится от воздействия химии, в частности очень плохо на нее влияет зимняя омывайка. Ремонт мы сделаем, но может остаться такое мутное пятнышко — это и есть помутнение этой пленки, — предупреждает Максим.
Мастер повторяет все свои действия: зачистку, просушку, установку пломбы. Пока соблюдается технологический процесс, мы беседуем о видах повреждений.
— Бывают сколы сантиметров по 4—5 в диаметре, плюс лучи еще длиннее. И ничего, удавалось отремонтировать. Как ведет себя ветровое стекло, я уже понимаю, могу делать какие-то прогнозы. А вот было пару раз, заделывал скол на панорамной крыше: там тоже стекло, и камни туда тоже попадают. За такую работу можно взяться, но гарантию я не даю — просто не спрогнозирую, как поведет себя этот скол в дальнейшем, — рассказывает специалист.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Работа с Logan тоже завершена. На ощупь крайне тяжело обнаружить, где же было повреждение. В стекле различимо только небольшое пятнышко — помутнение, о котором говорил Максим.
— Все как с зубами. Появилась проблема — надо ехать к специалисту, не затягивать. Иначе будет хуже, — подводит итог Юрий Краснов.
Vedaem.by — площадка, объединяющая предложения всех страховых компаний страны. Она поможет вам выбрать и оформить страховку максимально быстро. И удобно, ведь на Vedaem.by:
• оформление и оплата производятся онлайн;
• можно сравнить и выбрать самое выгодное предложение на рынке;
• ваши страховки будут храниться в личном кабинете сайта;
• готовые полисы отправляются на e-mail, курьером или почтой;
• вы будете получать своевременные напоминания об окончании страховки;
• вы станете участником бонусной программы.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by