КРАСНОВ

Проезд на красный заметили все, а к другому водителю разве нет вопросов? Разбор ДТП с каршеринговым авто

38 953
12 апреля 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Проезд на красный заметили все, а к другому водителю разве нет вопросов? Разбор ДТП с каршеринговым авто

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Недавняя авария на перекрестке возле бывшего Червенского рынка в Минске поначалу может показаться вполне обычным происшествием. Один водитель проехал на красный — что ж в этом особенного? Да хотя бы то, что проезд на красный уже кажется многим вполне обыденным явлением. К тому же на развитие ситуации существенное влияние оказал и другой фактор, который поначалу не бросается в глаза. Увидеть тонкости ДТП и разобраться в его нюансах нам поможет Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

«Выехал на запрещающий сигнал светофора»

Авария на пересечении улиц Аранской и Маяковского в Минске произошла 8 апреля около 21:45. Столкнулись Rover и каршеринговый Volkswagen.

«22-летний водитель Rover выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора», — рассказали в ГАИ.

После столкновения эту машину отбросило за пределы проезжей части, прямо на осветительную мачту. Момент ДТП попал на запись камеры видеонаблюдения.

За рулем Volkswagen также находился молодой водитель (21 год). После аварии его доставили в больницу.

«Это стало массовым нарушением»

— Проезд на красный — да. Это стало массовым нарушением на наших дорогах, — констатирует ведущий рубрики. — Почему? Да потому что, по сути, эффективно это не контролируется. И вручную контролировать это очень сложно. Допустим, водитель проехал на красный. Хорошо, если патрульная машина ехала сзади и инспекторы это видели, а может, еще и регистратор у них работал. Но если ГАИ поблизости не было и если ни у кого из очевидцев не сохранилось видео — сложно привлечь нарушителя.

Насколько массовыми стали проезды на красный сигнал светофора, вы и сами хорошо знаете. Вы видите это на дорогах, вы присылаете много видео в редакцию. Вот, к примеру, вчера мы получили очередную порцию роликов. Массовые проезды на запрещающий сигнал, мелочные, даже какие-то бессмысленные: ну сколько времени так сэкономишь?

— Нужна фотофиксация. Если на перекрестках появятся камеры и за красный свет начнут приходить «письма счастья» — водители тут же перестанут нарушать. Моментально. На моргающий зеленый будут останавливаться. А пока все знают, что, скорее всего, их не накажут, проезды на запрещающий сигнал будут продолжаться, — считает Юрий Краснов.

«В такие ДТП попадают именно те водители, которые куда-то торопятся»

Проезд на красный свет — нарушение очевидное, которое и стало, по предварительной информации ГАИ, причиной аварии. Но есть еще один нюанс, на который обратил внимание преподаватель, — действия водителя каршерингового авто. Давайте прежде всего вспомним, как он сам описывал произошедшее.

«Мы ехали от ж/д вокзала, стояли на светофоре. На желтый чуть тронулись, свет поменялся на зеленый — мы стали набирать скорость. Слева была машина, она успела затормозить, а я даже не увидел автомобиль (имеется в виду Rover. — Прим. Onlíner), который летел. У него была скорость от 120 км/ч. Он нас ударил, от чего наше авто раскрутило. Подушки стрельнули, дышать было невозможно. Я еле вышел из машины, дверь заблокировало. Голова звенела и кружилась, весь удар пришелся на мою сторону. Мы были пристегнуты, поэтому нам повезло», — такое сообщение мы нашли в соцсетях.

— Ну вот же, он сам пишет: тронулись на желтый. И на записи это видно: по Маяковского загорается зеленый, а каршеринг носом уже на перекрестке, — указывает инструктор. — Вопрос: а стоп-линию для кого рисуют? На перекрестке не зря предусмотрено время между тем, как одному загорается красный, а другому зеленый, и отводится некоторое свободное пространство: все это и нужно, чтобы в аварии не попадать, даже если кто-то летит на красный.

Оставляя за скобками (но не упуская из виду) нарушение водителя Rover, отметим, что, по мнению Юрия Краснова, этого ДТП могло бы и не случиться, будь хотя бы один из участников менее тороплив.

— Один летит, другой не может потерпеть. И, естественно, вероятность аварии увеличивается, потому что кто-то на желтый или красный пытается проскочить, а кто-то, еще зеленый не загорелся, уже куда-то торопится. А там же еще подъем, машину можно вообще не видеть. Плюс темно, — рассуждает преподаватель.

Совет простой: не спешить, иначе можно успеть совсем не туда, куда хотелось изначально.

— Такие ДТП мы периодически видим, и часто в них попадают именно те водители, которые куда-то торопятся. Нужно стоять и ждать, когда загорится зеленый, и только потом начинать движение. И вовремя останавливаться, если загорелся красный, — советует ведущий рубрики.

Вот, кстати, еще одна похожая ситуация, свидетелем которой был сам Краснов: один проскакивает, другой торопится — и чуть не столкнулись.

Каждая минута на счету

— Можно ли это считать типичной «побочкой» каршеринга? Люди выбирают поминутный тариф, это провоцирует их на спешку.

— Я сам пользуюсь каршерингом постоянно, там есть свои приемы. Например, если мне нужно проехать совсем мало времени — я беру минутный тариф. Если нужно не меньше получаса — беру тариф на полчаса. На час есть тариф, на три часа. Ты берешь машину и не беспокоишься: время в запасе есть, стоимость в итоге будет зависеть от расстояния, — отмечает Юрий Краснов. — Да, есть водители, которые за рулем каршеринговых авто сильно спешат, и это действительно бросается в глаза. Причем не понятно, то ли он действительно так спешит, то ли у него просто стиль вождения такой — встречаются же и такие люди. Они могут ездить на обыкновенных машинах, а каршеринг мы часто замечаем просто потому, что он выделяется в потоке. И такие водители — это уже проблема не только каршеринга, тут нужно говорить о поведении людей в целом.

Но определенный фактор поминутного тарифа, конечно, присутствует: у человека будто счетчик в голове, он пытается сэкономить, поэтому едет быстрее.

— Ну к своей машине люди часто относятся бережнее.

— С одной стороны, да. Я знаю, что некоторые люди за рулем каршеринговых авто и в повороты входят резче, и на неровностях не притормаживают — не жалеют машину, одним словом. Но стоит ли увязывать это с аварийностью?

Есть же и обратная сторона: на своей машине можно и превысить прилично, ведь кроме камер фотофиксации это вряд ли кто-то проконтролирует. А вот в каршеринге не так. За существенное превышение скорости могут последовать серьезные санкции со стороны компании: система все отслеживает.

 — Говоря о каршеринге, многие указывают еще и на то, что за руль иногда попадают совсем неопытные водители. Либо стаж у них совсем небольшой, либо реального опыта почти нет. Своей машины во владении нет, а тут за какую-то плату можно получить иногда весьма резвый автомобиль: есть же в каршеринге и BMW, и Tesla, и «Мустанги» всякие.

— Во-первых, подчеркну, что стаж ничего не говорит о том, умеет ли человек ездить. Во-вторых, ДТП, которое мы рассматриваем сегодня, — это все-таки иная ситуация. Там авария на перекрестке, а не кто-то в поворот не вписался. Предположу, что человек, который управлял каршерингом, за рулем-то как раз вполне уверенно себя чувствует. И при этом неправильно оценивает дорожную обстановку.

Ну а то, что для аренды доступны хорошие мощные машины и взять их могут многие, это само по себе неплохо. Я тоже этим пользуюсь, в том числе с моими курсантами. Я помогаю, человек может все попробовать под моим присмотром. Другое дело, когда водительское удостоверение уже есть и человек считает, что справится с автомобилем, а потом вдруг оказывается, что не смог.

Но запрещать кому-то что-то — не выход. Угрожает ли конкретный водитель безопасности других людей? Мы этого не знаем и не узнаем, пока что-то не случится, и поэтому его нельзя заранее как-то приструнить. Это, в свою очередь, возлагает на людей определенные обязательства. Каждый человек должен понимать меру своей ответственности перед обществом, — подчеркивает Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by