Сегодня Минск столкнулся с подтапливанием улиц и даже водопадами в зданиях. Шутка ли, прошел самый мощный ливень за всю историю метеонаблюдений. А какие беды водная стихия несет для автомобилистов? В этом материале собраны универсальные советы на случай потопов. Сегодня напоминаем этот важный текст.
Сильный дождь сам по себе может ухудшать видимость, к этому же приводят и сильные брызги при проезде луж, а в условиях высокой влажности могут запотевать стекла и зеркала, что опять же ухудшает круговой обзор.
В сложных погодных условиях пешеходы спешат быстрее добежать до укрытия и проявляют меньше осторожности при переходе дороги. Все это увеличивает риск аварийных ситуаций. Как минимум с данной точки зрения ненастная погода уже несет в себе повышенные риски для безопасности дорожного движения.
Обильные осадки приводят к появлению луж и подтапливанию дорог. Здесь уже возникает риск аквапланирования. В какой-то момент проектор шин может не справиться с количеством воды, произойдет отрыв колес от дороги, что фактически означает потерю контроля над автомобилем. Важно не предпринимать хаотичных действий, то есть не бить по тормозам и не поворачивать в сторону руль, чтобы в тот момент, когда сцепление колес с покрытием восстановится, автомобиль резко не менял направление движения.
Глубокие лужи несут в себе и другие риски. Под водой вы можете не увидеть ямы, искусственные неровности или элементы дороги (делиниаторы, островки безопасности и так далее), что грозит повреждением подвески и других узлов автомобиля. Опять же при ударе о скрытое под водой препятствие машина может сменить направление движения, что может привести к столкновению с другими автомобилями или к наезду на пешеходов.
Как минимум по указанным выше причинам проезд глубоких луж и затопленных участков дороги требует особой осторожности, особенно в незнакомых местах, где вы не знаете, какие сюрпризы могут вас подстерегать на проезжей части.
Попадание влаги в отдельные узлы способно привести к их повреждению, так что длительное пребывание машины в воде может иметь печальные последствия для техники.
Один из возможных сценариев: машину оставили в низине, и во время ливня ее затопило. Избежать такого развития событий сложно, так как вы не всегда можете предвидеть вероятность сильного дождя, а постоянно держать в голове все возможные риски невозможно.
Но часто к проблемам приводит неудачное преодоление затопленного участка. Вам кажется, что вы проскочите, но прямо посреди огромной лужи машина глохнет и останавливается, а уровень воды растет — и в какой-то момент она добирается до порогов или даже выше. Пока решите с вопрос с эвакуацией или уровень воды спадет, можете успеть схлопотать ту или иную проблему.
И это к вопросу об оценке ситуации и рисков. Не уверены, что водная преграда преодолима? Видите уже стоящие на «аварийке» машины на этом участке? Стоит подумать об объезде или как минимум не спешить. Если приняли решение ехать, двигайтесь с равномерной скоростью, чтобы гнать волну перед автомобилем. Лучше, чтобы двигатель работал на средних или повышенных оборотах — для этого выбирайте соответствующую передачу (это справедливо и для автоматической коробки, если имеется ручной режим).
Теперь о том, какие проблемы может вызвать вода. В случае с современными автомобилями главные риски связаны с заливанием электронных блоков. Их в машине может быть много, часть из них располагается в ногах водителя или переднего пассажира. Далеко не всегда они имеют герметичное исполнение, а попадание воды может привести к окислению контактов и выходу из строя электронных плат.
Может страдать и проводка, датчики, выключатели, электродвигатели (например, в приводе сидений). Дополнительные сложности создает то, что некоторые неисправности могут проявляться только эпизодически, что затрудняет диагностику.
После затопления салона придется сушить ковровые покрытия и обивку, возможно, разбираться с коррозией каркаса кресел, пола, других металлических деталей кузова и салона.
В случае с двигателем принято вспоминать про риск гидроудара, когда вода при работе мотора через впускной тракт попадает в цилиндры, что грозит серьезными повреждениями. Вероятность такого сценария на самом деле не так уж велика, хотя он может обернуться дорогостоящим ремонтом, а страховым случаем не является.
Но и без этого вы можете получить проблемы с двигателем и коробкой передач, особенно если автомобиль долго пробыл в воде и она через сальники попала внутрь агрегатов. Это же касается и других узлов, которые могут через пыльники или сальники пропустить влагу внутрь. Например, это рулевая рейка, электрический усилитель руля, ступичные подшипники.
Ремонтные или профилактические работы будут зависеть от нанесенного ущерба, а тот — от обстоятельств и длительности затопления. В любом случае после длительного пребывания в воде автомобиль лучше показать специалистам. Ну а в идеале до такого лучше вообще не доводить. В некоторых случаях это вопрос везения, но часто — вопрос трезвой оценки ситуации самим водителем.
На днях мы опубликовали материал, в котором эксперт подробно рассказывает о том, как нужно вести себя во время урагана. Понимаем, что каждая ситуация индивидуальная, непогоду бывает сложно предугадать, но эти советы могут быть очень полезными, если оказались в сложной ситуации.
«Видел смерч собственными глазами». Что делать, если оказался перед ураганом?
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро