Придется везти через юг? Литва ужесточила контроль над вывозом б/у автомобилей в Беларусь

 
UPD
06 июня 2024 в 15:55
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner, носит иллюстративный характер
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner, носит иллюстративный характер
Успейте оформить рассрочку Minipay на 5 месяцев с 3 по 23 июня

Ситуация с вывозом подержанных автомобилей из Литвы в Беларусь и так оставалась непростой, а с сегодняшнего дня литовская таможня будет уделять больше внимания автомобилям на транзитах в возрасте до пяти лет. 

Контроль и документы

Литовская таможня 3 июня 2024 года сообщила, что в целях предотвращения обхода санкций с 4 июня 2024 года больше внимания будет уделено экспортируемым легковым автомобилям возрастом до пяти лет.

С 4 июня при экспорте, реэкспорте или транзитном перемещении автомобилей до пяти лет должны быть предоставлены следующие документы:

  • оплата товара и покупка товара — договор купли-продажи и документ, подтверждающий поступление денег от покупателя (выписка со счета);
  • если автомобиль движется не своим ходом, то необходимы транспортные документы и документы об оплате его перевозки до момента его передачи получателю в третьей стране — выписка с банковского счета транспортной компании;
  • свидетельство о конечном получателе товара (если юридическое лицо — выписка из свидетельства о регистрации предприятия) и объяснение того, где товар будет использоваться;
  • обязательства/подтверждения от экспортера и получателя товара о том, что товар не предназначен для России и не будет продан или иным образом передан для использования в России;
  • в течение 40 календарных дней после дня оформления соответствующей экспортной, реэкспортной, транзитной декларации или книжки МДП необходимо представить копию таможенной декларации, утвержденной таможней третьей страны, или иной документ, удостоверяющий, что автомобили экспортированы, реэкспортированы или перевезены транзитом через таможенную территорию Союза, сведения о которых, согласно представленным документам, могут быть однозначно идентифицированы, выпуск для свободного обращения или иная таможенная процедура завершены в третьей стране, с соблюдением условий применения международных санкций.

Также таможня Литвы обратила внимание на то, что расширяются требования к подаче декларации производителя: ее придется подавать вместе с вышеуказанными документами при экспорте (реэкспорте или перевозке транзитом) легковых автомобилей не старше пяти лет.

Очереди из перегонщиков на границе

В конце марта сначала Польша, а затем и Латвия ввели запрет на вывоз автомобилей с рабочим объемом двигателя 1,9 литра и выше. Соответственно, такие машины стали вывозить из ЕС через Литву. «Там пока пропускают. Но при двух важных условиях. Первое: автомобиль стоит до 50 тысяч евро. Второе: все документы оформлены на одного человека, и этот самый человек сам находится за рулем. Если везет перегонщик или в документах фигурируют разные люди, тоже разворачивают», — сообщали тогда люди, знакомые с ситуацией.

В последние дни очередь из транзитных машин на литовско-белорусской границе на выезд из Литвы заметно выросла. Как рассказывали очевидцы, время ожидания достигало трех суток.

Ранее телеграм-канал Infotrans Media Belarus также cообщал, что на двух работающих литовских КПП («Мядининкай» и «Шальчининкай») скопилось огромное количество перегонных автомобилей на транзитных номерах, которые были сформированы в отдельную очередь. По версии литовской таможни, оформление таких машин было приостановлено из-за неработающего ПО.

Компании-доставщики берут паузу

Информация о том, что происходит на границе, пропускают ли автомобили на транзитных номерах, приходит скудная и противоречивая. Пока же публикуем вот такой комментарий.

— Литовская таможня предпринимает ужесточенные меры по экспорту легковых автомобилей в размах подписанного в Вильнюсе 9 мая пятистороннего европейского таможенного соглашения о применении единых мер по реализации санкций. С 4 июня любой экспорт автомобиля не старше пяти лет будет требовать пакета документов, который ранее не был истребован. Для примера: на данный момент требуется декларация производителя, которая подтверждает, что он не против того, что автомобиль будет направляться в Беларусь, и он знает конечного покупателя. Естественно, таких документов никто не сможет предоставить, на данный момент литовская таможня сама разбирается в том, что было введено, — комментируют ситуацию в компании West Motors.

— На данный момент ничего не приехало (с момента ужесточения мер. — Прим. Onlíner), все автовозы еще стоят. Ждем на следующей неделе информации о новых правилах. Например, скажут, что нужна такая-то справка. Когда мы эту информацию будем иметь, будем искать способы, как эти документы получить, и будем возить через Литву дальше, с этими дополнительными документами. 

На данный момент есть альтернативный маршрут через юг, он по времени будет занимать чуть больше времени, чем через Клайпеду, и будет дороже. К этому варианту мы пока не прибегаем, так как ждем информацию. Брать и сейчас сгоряча все машины везти альтернативным путем нет смысла. 

Но факт: если вдруг окажется, что через Литву автомобили уже не привезти, альтернатива по их доставке в Беларусь все равно есть. 

Если говорить о покупках, то все приобретается в штатном режиме. Пока автомобиль будет плыть (из США. — Прим. Onlíner), станет понятна ситуация с оформлением и логистикой. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: ki@onliner.by или t.me/ivan_krich.