Следить за таксистами, переводить названия остановок, платить с телефона. Как устроен общественный транспорт Китая

27 603
30 июля 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: автор

Следить за таксистами, переводить названия остановок, платить с телефона. Как устроен общественный транспорт Китая

Автор: Иван Кришкевич. Фото: автор

Как иностранцу передвигаться по китайским городам? Уж точно не за рулем арендного автомобиля, ведь национальные водительские удостоверения КНР не признает. Да и нужно ли получать местные права, учитывая довольно сложное дорожное движение? Что же тогда остается? Прокатные велосипеды, автобусы, метро и такси.

Меcтная специфика

Начнем, пожалуй, вот с чего. Без мобильного интернета в Китае будет сложно, если не сказать невозможно. Эту проблему мы решали так. Те, у кого телефон поддерживает функцию e-SIM, сделали на этот период виртуальную карту — обошлось это примерно в 60 рублей за 10 ГБ. Остальные подключали роуминг-пакеты. Это в целом вышло дороже, а конкретные цифры зависят от мобильного оператора и выбранного тарифа.

Важный плюс этих вариантов — все международные сайты в КНР будут открываться без проблем. А вот при использовании местной SIM-карты или Wi-Fi потребуется включать VPN, причем даже качественный платный сервис может работать нестабильно, придется периодически выбирать разные страны «захода». А популярные бесплатные VPN, как показала практика, вообще не работают.

Оформить местную SIM-карту в Китае иностранцу сложно, но возможно. Лучше попытаться это сделать в аэропорту по прилете. Там же имеет смысл купить и юани. Для этого потребуется паспорт и добрых минут 20 времени даже без очередей — процедура в банковском отделении довольно длительная.

Но вообще наличные в КНР не очень-то нужны. Перед поездкой коллеги пугали, что бумажные деньги там даже не везде принимают. По факту же с этим проблем не возникало, в том числе при оплате поездок на транспорте, хотя заметно, что от такого способа расчетов китайцы постепенно отходят.

Международные карты, вопреки страшилкам, тоже удавалось применять — в том же международном аэропорту, а также в сетевых магазинах и заведениях вроде McDonalds.

И все же для оплаты в Китае в первую очередь используются специальные приложения, в частности WeChat. Но привязать белорусскую карту проще к приложению Alipay. Через эти сервисы оплатить можно все, от товаров в магазинах до овощей на рынках, разве что дорогие покупки вроде автомобиля или недвижимости будут осуществляться через банковский перевод.

Причем в том же Alipay помимо сервиса оплаты имеется гид по КНР, онлайн-переводчик, возможность искать и бронировать отели, заказывать авиа- и железнодорожные билеты, пользоваться сервисом такси. Ну а сама оплата — примерно как в нашем «Оплати», то есть через считывание QR-кода.

При общении c продавцами и официантами, водителями и вообще местными жителями неизбежно придется использовать онлайн-переводчик, он же понадобится и для расшифровки иероглифов. Некоторые приложения позволяют закачивать словари для использования в офлайн-режиме, и этой функцией стоит воспользоваться. Иногда более корректным оказывается перевод на английский, а не на русский. Лично я загружал традиционный и упрощенный китайский, английский и русский.

Онлайн-переводчик потребуется для уточнения не только характеристик товара, но и его стоимости. Торговаться можно и нужно как на рынках, так и в магазинах, особенно если говорим про аутлеты и частные небольшие павильоны. Ну а теперь расскажем, как до них можно добраться, а затем вернуться обратно в отель.

Наземный общественный транспорт

Это преимущественно автобусы, но есть и троллейбусы с автономным ходом. Не сказать, что такого транспорта очень много на улицах: создается впечатление, что ставка сделана не на него, хотя в том же Пекине более 200 маршрутов. Тем не менее при желании можно воспользоваться и им. Только учитывайте, что в часы пик наземный общественный транспорт будет стоять вместе с автомобилями, заметно уступая им по комфорту. Но главная сложность для туриста в том, что вся информация в основном на китайском.

Изучать маршруты и график движения можно прямо на остановках, используя все тот же онлайн-переводчик, но есть соответствующие приложения. Стоимость поездки зависит от расстояния. Минимальная стоимость в Пекине — 2 юаня (88 копеек) за первые 10 километров, далее 1 юань (44 копейки) за следующие 5 километров. Оплата либо наличными у кондуктора или водителя, либо с помощью специальной транспортной карты, с которой предоставляется скидка в 50%.

Метро

В крупных городах оно хорошо развито. В Пекине 24 линии, в Ухане — 11. Вот как раз с одной пересадкой мы в уханьском метро и проехали. Сначала пришлось пройти мимо многочисленных лавок, игровых автоматов, расслабляющих кресел и автоматов с пауэрбанками. Затем мы на пару минут «подвисли», изучая схему с многочисленными линиями и станциями.

Стоимость поездки зависит от расстояния. Поэтому автомат сначала предложит определиться с маршрутом, а затем рассчитает стоимость. Радует, что можно выбрать английский язык, что заметно упрощает задачу.

Оплатить можно и наличными, и через приложение. В нашем случае поездка стоила 4 юаня (1,75 рубля) на человека. Каждый из нас получил жетончик, который внешне очень похож на белорусский аналог.

Стоп, но ведь стоимость поездки может быть разной? Как же работает система с жетонами? Оказывается, при входе на станцию их надо прикладывать к турникету, а при выходе со станции — опускать в щель приемника. Таким же образом используются бесконтактные электронные карты.

Понятно, что интерьеры станций зависят от времени их строительства. На современных применены траволаторы, есть целые тематические островки. Ну а главное, везде размещены подробные схемы, так что с навигацией дело обстоит замечательно.

Из экзотического — мешки с песком на случай подтопления станций и специальный «антивзрывной» шар, в который, судя по всему, помещаются для проверки подозрительные бесхозные предметы.

Такси

Про автомобили, используемые в сфере такси, мы уже рассказывали. Марка будет зависеть от города или провинции. Так, в Пекине используются седаны Beijing, в Ухане — Dongfeng. Хотя на деле машины могут быть и других марок. В работе применяются как бензиновые, так и электрические версии.

В идеале для оплаты поездки стоит использовать приложение — так больше шансов хотя бы проконтролировать маршрут. В противном случае ваш трансфер может превратиться в обзорную экскурсию по городу за ваш счет.

Вот вам наш пример. Вечером ловим автомобиль «от борта», называем гостиницу, едем. Но в какой-то момент понимаем, что двигаемся в другую часть города. Водитель делает круглые глаза, что-то бормочет, хватается за смартфон. Оказывается, в Ухане есть две гостиницы с таким названием. В итоге таксист изменил маршрут и благополучно довез куда надо. По итогу 23-километровая поездка обошлась в 68 юаней (примерно 30 рублей).

Наши коллеги, которые поймали вторую машину в той же точке города, приехали в отель лишь с третьей попытки, на 20 минут позже и на треть дороже.

А уже в Пекине ребята добирались из центра до гостиницы раза в полтора дольше, чем остальные участники группы на автобусе. Причина проста: водитель повез не самой короткой и быстрой дорогой. Зато оплата строго по счетчику, а в подтверждение — чек с печатью.

Прокатные велосипеды

Про электросамокаты забудьте: в китайских городах их практически нет, в основном все ездят на личных скутерах или прокатных велосипедах. Стоимость поездки зависит от продолжительности, обычно это 5 юаней (2,19 рубля) за час аренды, но еще потребуется залог в размере 400 юаней (175 рублей). В парках прокатные велосипеды могут обойтись дороже, а тарифы на аренду электроскутеров можно смело умножать в 2—3 раза.

Остается лишь скачать приложение, зарегистрироваться и доехать живым до места назначения. Ведь далеко не везде есть выделенные велодорожки, так что маршрут вполне может проходить и по улицам с интенсивным движением. Без опыта езды в таких условиях стресс обеспечен.

Все материалы от наших журналистов про то, как живет Китай в 2024 году, — здесь.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by