Прочный, надежный и современный автомобиль за 5000 евро? Сейчас такое просто немыслимо, но 20 лет назад именно такую задачу перед командой разработчиков Renault поставил тогдашний президент компании Луи Швейцер.
Создавался Logan с нуля, и с самого начала специалисты придерживались метода проектирования под заданную стоимость (design to cost), то есть проектного ограничения себестоимости и рыночной цены продукта. Для автопрома того времени это был настоящий вызов, а представители отрасли к проекту с кодовым обозначением X90 сперва относились скептически.
О создании Logan в Renault задумались после визита в Россию президента Франции Жака Ширака осенью 1997 года. В составе делегации был и Луи Швейцер, руководитель Renault с 1992 по 2005 год.
«Я посетил автосалоны, занимавшиеся продажей автомобилей западных брендов и дистрибьюторский центр, который ежегодно реализовывал несколько тысяч хорошо оснащенных моделей Lada по цене от 6000 долларов. Эти автомобили были технически устаревшими, но хорошо адаптированными к местным требованиям. Мы собирались выйти на российский рынок, но при этом должны были учитывать фактор низких цен на машины, поэтому нам необходимо было не просто упростить какую-то из существующих моделей, а разработать совершенно новый автомобиль. По возвращении у меня возникла идея выпустить среднегабаритный седан для семейного пользования стоимостью 5000 евро», — вспоминал позже Швейцер.
Как бы там ни было, но проект X90 во многом обязан давним связям Renault с Dacia. Головное предприятие румынской компании близ Питешти, которое начало работу в 1968 году, было возведено при поддержке Renault. В 1969-м завод освоил выпуск Dacia серии 1300, то есть лицензионного варианта Renault 12. В 80-е годы сотрудничество с французской компанией прекратилось. В середине 90-х на конвейер встала Nova, которая должна была стать новой вехой в истории Dacia, но уже к моменту запуска производства она успела устареть и особой популярности не снискала. Для преодоления кризиса Dacia нужна была по-настоящему прорывная модель, и тут на выручку снова пришла Renault — с проектом X90.
В 1999 году Renault приобретает Dacia, и начинается современная история румынской марки. Однако Logan разрабатывался не румынами, а специалистами техноцентра Renault под Парижем. Задача перед проектировщиками была сформулирована довольно простая — создание современного и доступного автомобиля. Дизайн, в свою очередь, отходил на второй план.
Другими словами, автомобиль должен был быть не красивым, а максимально дешевым, ведь создавался он в первую очередь для продажи в странах с невысоким уровнем доходов населения. Не менее важным критерием технического задания являлась надежность — подвеска должна была справляться с самыми неблагоприятными дорожными условиями, от булыжников Румынии до троп Сахары. Затраты на сервисное обслуживание предполагалось минимизировать, а двигатели должны были быть приспособлены к работе на низкокачественном бензине.
На разработку модели было потрачено около 360 млн евро. Создавался Logan при активной помощи компьютерного моделирования, за счет чего удалось существенно снизить затраты на проектирование.
Проектировался Logan на архитектуре B0, известной своей универсальностью. По сути, B0 стала дальнейшим развитием платформы Nissan B, но с увеличенной колесной базой, что позволило максимально увеличить внутреннее пространство автомобиля. В конструкции седана широко использовались уже имевшиеся в активах Renault компоненты. Так, подвесками (McPherson спереди и полузависимая скручиваемая балка сзади) с Logan поделились тогдашние Clio II и Modus, рулевым механизмом — Symbol, а ABS, сцепление и механическая коробка передач перекочевали с Megane второго поколения. Неприхотливые и экономичные бензиновые «четверки» K7J объемом 1,4 литра и K7M объемом 1,6 литра использовались и на других моделях Renault Group.
Передняя панель в салоне Logan была целиком отлита из пластика, что позволило сократить число используемых деталей и производственных операций. Экономить старались практически на каждой мелочи: использовались идентичные детали, которые можно было устанавливать хоть слева, хоть справа (речь, в частности, о боковых молдингах и наружных зеркалах). Стекла были выполнены с малой кривизной (почти плоские). Базовое оснащение — предельно аскетичное.
Даже не верится, что дизайн первого Logan с простыми угловатыми формами создавался в эпоху Патрика Ле Кемана, возглавлявшего тогда Центр стиля Renault. Об особенностях разработки машины легендарный француз сказал следующее: «Это был настоящий вызов, поскольку нужно было найти решения, одновременно надежные и вместе с тем недорогие. Это касалось всего — как компоновки, так и использовавшихся компонентов. Например, фрезерование деталей, форма и размер крыльев, упрощающие процесс их штамповки, простота установки фар и так далее».
После примерно четырех лет, потраченных на разработку, 4,25-метровый седан (L907) был готов к премьере. Впервые машину продемонстрировали 2 июня 2004 года в ходе масштабного мероприятия, прошедшего в техноцентре Renault.
Первоначально Logan выпускался в Румынии на предприятии в Питешти, которое благодаря стараниям специалистов Renault и Nissan превратилось в передовой по меркам того времени производственный комплекс (в его переоборудование и развитие было инвестировано 489 млн евро). Позже производство было освоено в других странах: Logan стал по-настоящему глобальной моделью, известной под разными именами — Nissan Aprio, Renault Tondar 90, Mahindra Verito.
В 2005-м первые экземпляры Logan были собраны на заводе в Москве, тогда носившем название «Автофрамос». В том же году автомобиль дебютировал и в нашей стране. На первых порах в Беларусь седан поставлялся под маркой Dacia, быстро став одной из самых популярных моделей на нашем рынке. В 2006-м появился универсал Logan MCV первого поколения, из которого выросла хорошо известная в наших краях Lada Largus.
В 2012 году на Парижском автосалоне дебютировало второе поколение Logan — под маркой Dacia. В 2014-м седан встал на конвейер «АвтоВАЗа», продержавшись на производственной линии B0 до 2022 года. До этого, к слову, в Тольятти никогда не выпускали автомобили под брендом Renault.
Разработчики постепенно устраняли эргономические и технические недочеты машины, так что с каждым поколением и модернизацией она становилась только лучше (и дороже!). Осенью 2020 года был рассекречен Logan третьей генерации, в которой он наконец-то распрощался с «тележкой» B0 и связанными с ней ограничениями. И хотя архитектура у модульной платформы CMF осталась той же, она позволила уменьшить вибрации, повысить комфорт и внедрить современные системы безопасности. Впрочем, это уже совсем другая история, поскольку третьему Logan так и не суждено было выйти на белорусский рынок.
И хотя цели в 5000 евро за базовую комплектацию так и не удалось достичь (в Румынии стартовая цена Logan составила 6280 евро), авторы проекта все-таки сделали эту историю успешной. Простая бюджетная модель, по стоимости сопоставимая с подержанным автомобилем, практически сразу же привлекла к себе внимание. Цифры говорят сами за себя: с 2004 года под марками Dacia и Renault было продано в общей сложности более 4 млн единиц Logan.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by