34 129
01 августа 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Двое водителей показали, как происходят аварии на кругах. Смогли бы не попасться?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

За что мы любим перекрестки с круговым движением? Это, возможно, лучший способ разъехаться транспортным потокам со многих направлений, упорядоченно и безопасно. За что мы не любим такие перекрестки? Там постоянно возникают конфликты. Кто-то кому-то не уступил, один знает, как ехать (или ему так кажется), другой не знает. В результате недопонимание, опасная ситуация и много нервов. Поэтому круги были и остаются в центре внимания Юрия Краснова, преподавателя и инструктора по вождению, а разбор происшествий на них — одна из самых популярных тем.

Авария на Запорожской площади

Это ДТП случилось в Минске 31 мая около 15:50. Наш читатель Максим ехал на своем Mercedes со стороны улицы Радиальной в направлении улицы Столетова. На перекрестке он столкнулся с автомобилем Nissan, который выезжал на круг со стороны улицы Филимонова.

Вот видео с регистратора, установленного в Mercedes.

— После такого видео остается впечатление, что этой аварии можно было избежать. Я тоже часто проезжаю этот круговой перекресток, да и многие другие, и ситуации бывают разные, но я в аварии не попадаю, — задумчиво комментирует Краснов. — Машина ведь не с неба неожиданно упала, ее было заранее видно, да и второму водителю ничто, кажется, не мешало увидеть машину на кругу.

Ориентирование на местности

Максим приедет на разбор чуть позже — мы специально хотели сначала осмотреться на перекрестке, разобраться, как здесь организовано движение.

— Круг большой, многополосный, с тремя направлениями заезда и съезда. Причем с улицы Радиальной дорога идет вниз, под гору, и машины часто неслабо разгоняются. На глаз я бы сказал, что кое-кто и под 90 км/ч летит. Здесь вообще как трасса «Формулы-1»: спускаешься на скорости, изгиб дороги вправо, потом сразу влево, затем снова вправо — интересно, захватывает. Кто азартный — быстро может войти во вкус и, как следствие, попадет в ловушку, потому что перекресток сложнее, чем кажется, — замечает ведущий рубрики.

То, что круг здесь большой, широкий и имеет только три съезда, действительно дает пространство тем, кто нечасто смотрит на спидометр в городе. В чем опасность? С улицы Филимонова на круг также постоянно выезжает плотный поток, в том числе грузовики, автобусы, троллейбусы. Не все и не всегда успевают набрать достаточную скорость, а тут на них сбоку уже кто-нибудь несется, и этому кому-то нужно уступать.

— Вот мы побыли тут совсем немного, но проблема налицо: когда на улице Филимонова собирается много машин, они перекрывают друг другу обзор. А с горы, с улицы Радиальной, на скорости вылетают другие машины. И постоянно слышны звуки сигналов. Одни пытаются выехать, другие на скорости несутся в них и бибикают — типичная история, — качает головой инструктор.

Вспомните хотя бы площадь Победы, выезд на круг с улицы Захарова. Очень похожая ситуация: одни хотят выехать на круг, а другие не пускают, торопятся, и поток такой, что не высунуться.

— Круг что там, что здесь длинный, попробуй подгадай момент. Одна машина проехала, хочешь сунуться, а там другая едет. За ней третья и четвертая. И стоишь, ждешь. И кто-то, как Юра Краснов, будет ехать потише и пропустит. А другой зачем-то, наоборот, ускорится, чтобы под тебя подъехать и истошно сигналить — так ему хочется первым проскочить. Я про таких водителей ничего хорошего сказать не могу, я их совершенно не понимаю. Тебе что, трудно человеку дать выехать? Это же не проблема никакая, было бы желание. Ты же сам когда-нибудь окажешься в ситуации, когда тебе нужно будет помогать, — досадует Краснов.

— Надо уметь взаимодействовать. То, насколько безопасно ты выедешь на круг, зависит от других водителей. Если идет сплошной поток и никто не поможет — ты и не выедешь. А рискнешь — останешься виноват.

«Я решил, что он меня пропускает»

Но вернемся к разбору ДТП с участием Mercedes и Nissan. О чем расскажет участник?

— Я ехал по Радиальной в сторону Столетова. Сильно не разгонялся. Справа были троллейбусы, которые ехали очень медленно, поэтому я стал опережать. Скорость не больше 60 км/ч, — говорит Максим.

— 60 на кругу многовато. Лучше — 40 км/ч, на таком перекрестке это безопасная скорость, — замечает Краснов.

— Я видел этот Nissan, но прямо перед кругом он затормозил. Я решил, что он меня пропускает, поэтому ехал спокойно. А он после торможения почему-то стал разгоняться. Когда я это понял, было уже поздно, — продолжает Максим.

При выезде на Запорожскую площадь с улицы Филимонова есть одна особенность. Выезд этот довольно протяженный, то есть нужно проехать вперед, чтобы занять полосу на кругу, хотя кажется, что уже вот-вот.

— Сбоку у этого водителя тоже был троллейбус, который двигался медленно. В такой ситуации может сложиться обманчивое ощущение, что раз в соседней полосе транспорт медленно едет, то и все остальные будут еле плестись. И вот выезжает Nissan, водитель, может, и налево даже не посмотрел. А тут Максим выходит на траекторию и набирает скорость, — пересматривает видео ведущий рубрики.

— Знаешь, в чем была главная ошибка? Ты увидел, что он притормозил, и, как сам говоришь, подумал, что другой водитель тебя пропускает. Так нельзя делать! Никогда не делайте выводы за другого водителя, вы не знаете, что у него на самом деле на уме. Он вас мог вообще не видеть, а вы себе придумали, что он вас пропускает, — отмечает преподаватель.

Максим кивает головой. Он достаточно опытный водитель, причем поездил на разных видах транспорта, да и круговые перекрестки ему хорошо знакомы.

— Сколько раз бывало, что удавалось предотвратить опасную ситуацию. А в этот раз не удалось, — разводит он руками. — Я еще в последний момент пытался нащупать кнопку клаксона, надеялся, что успею, что он меня заметит. Но замешкался, поздно посигналил.

Удар, ДТП, вызвали ГАИ.

— Столкновение получилось относительно аккуратным: он в конце вывернул руль вправо, а я — влево. Но повреждения все равно значительные. В итоге мы составили европротокол. Водитель Nissan признал свою вину: ему и хорошо, по крайней мере права за ДТП не заберут. Ну а я занимаюсь теперь ремонтом авто, — рассказал Максим.

— Повезло, что у тебя сбоку никого не оказалось, когда ты руль выкрутил, — задумчиво заметил Краснов.

— Не было никого, я же смотрел.

— Ага, то есть что у него сзади, он смотрел, а переднего все равно «мочканул»...

Какой можем сделать вывод? Как это часто бывает, во всем виновата спешка.

— Знаешь такое правило: выскочил на круг — нужно спокойно по нему ехать, чтобы и другие успели выехать? Ну теперь знаешь. Не переживай, починишь ты свой Mercedes, — Краснов с улыбкой приобнял водителя. — Но еще хочу отметить, насколько важно разбираться в каждом происшествии, а не судить сгоряча по видео. Я, когда посмотрел твой ролик, был уверен, что ты ехал напролом, потому что считал, что тебе должны уступать. А теперь стало понятнее: тебя ввело в заблуждение то, что он притормозил на мгновение, и ты решил, что все хорошо, тебя пропускают. А у человека, возможно, свои мысли были.

Когда видишь такие ситуации, часто делаешь вывод, что человек, который ехал по кругу, агрессивный водитель и чуть ли не специально газовал, чтобы не дать проехать. А на самом деле большинство людей не нарочно так поступают, они действуют по ситуации. Он быстро сделал вывод, быстро принял решение, а второй водитель оказался постарше: ну не успел он, пока то да се, а Максим уже тут как тут.

— В любом случае стоило ехать помедленнее и тоже притормаживать, даже если ты был уверен, что тебе уступают дорогу, — дал совет инструктор. — Лучше бы вы вдвоем остановились, чем вот так разгребать последствия ДТП, пусть даже ты в нем и не виноват.

— Еще и регистратор широкоугольный: расстояние кажется больше, чем на самом деле, — добавил Максим.

— Да, это тоже важно понимать, — согласился Краснов.

Можно ли снизить риски?

Мы еще раз обошли Запорожскую площадь, внимательно следя за тем, как ее проезжают автомобили.

— В чем смысл такого перекрестка? Скорость у машин на кругу должна быть примерно той же, с которой они выезжают на круг. И если водители умеют оставлять друг другу свободное пространство, то никто никому не мешает. Пока одни едут по кругу, другие успевают выехать, — отмечает ведущий рубрики.

— Поэтому мой совет такой: на круговом перекрестке нужно ехать с такой скоростью, чтобы помочь выехать другому водителю, по крайней мере не врезаться в человека, который вот так вот выедет поперек, не заметит тебя.

Одно из предложений Краснова по совершенствованию организации движения здесь — корректировка режима работы светофоров.

— Если бы, пока на съезде с Радиальной горит красный, машинам на Филимонова загорался зеленый, часть из них успевала бы проехать до того, как в них сбоку начинал бы разгоняться поток. А сейчас все синхронизировано и загорается одновременно. В результате одни не успевают выехать, потому что другие уже летят, — поясняет преподаватель. — Светофоры, кстати, здесь установлены перед пешеходными переходами. Можно в этом направлении подумать, например сделать поэтапные переходы. Тем более что цикл все равно очень короткий, перейти дорогу не успеваешь. Но у нас обычно боятся делать поэтапные переходы, потому что люди могут не сориентироваться, посмотреть на дальний светофор и пойти через дорогу не вовремя — есть такая опасность.

Что делать тем, кто едет по кругу, мы уже объяснили: не торопиться и найти возможность помочь другим водителям. А есть ли совет для тех, кто пытается выехать на круговой перекресток?

— Круг сложен тем, что нужно уметь подгадывать момент, когда выезжать. Особенно трудно начинающему водителю: он осторожничает и сунется понемногу. Ему уже и ехать можно, и он даже говорит, мол, все, я поехал. Но пока он поедет, пройдет еще три секунды — и все, ситуация меняется, и он уже выезжает под машину, — говорит Краснов.

— Выезжать нужно не в тот момент, когда машина мимо тебя проехала, а так, будто ты в эту машину удариться хочешь. Машина эта едет на скорости, а ты двигаешься будто на опережение. Она проскакивает, и ты вслед уже на скорости выскакиваешь на круг.

— Это тяжело сделать. Мы на тренировках такое отрабатываем, и даже там это непросто. А в автошколах такое и вовсе не отрабатывают. Там учат так: остановись, посмотри, потом поезжай. А на кругу нужно уметь не после остановки стартовать, а так снижать скорость, чтобы ты раз — и выскакивал в нужный момент, с ходу, без остановки. Или если остановился, нужно оставить перед собой место, где ты будешь разгоняться, выезжая на круг, — рекомендует инструктор.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by