В сентябре на Национальном правовом интернет-портале Беларуси проходило общественное обсуждение законопроекта, который может внести очередные изменения в Правила дорожного движения. Эти изменения в первую очередь могут коснуться тех, кого мы называем владельцами средств персональной мобильности: электросамокатчиков, моноколесников, а заодно и велосипедистов. Причем некоторые возможные нововведения вызвали большой общественный резонанс. Мы изучили предложения участников общественного обсуждения и собрали здесь некоторые из них.
С текстом законопроекта, который также опубликован на Национальном правовом интернет-портале Беларуси, может ознакомиться любой желающий. Наибольший резонанс вызвали три вопроса, которые могут оказать существенное влияние на то, как будет регулироваться поведение людей на средствах персональной мобильности и велосипедах, а также их взаимодействие с другими участниками дорожного движения. В их числе следующие вопросы:
Обсуждению этих предложений и было посвящено большинство комментариев. Их насобиралось более 60 страниц форума. Причем очень явно определились некоторые тенденции. Так, к примеру, часть людей сразу определяла себя как активных пользователей СПМ или велосипедов. И, как правило, они весьма негативно отнеслись к перспективе откатиться обратно в вопросе пересечения проезжей части и снова спешиваться для этого. Другие — их также было много — высказывались как бы от лица водителей автомобилей и были недовольны тем, как некоторые пользователи СПМ и велосипедисты пересекают дорогу, резко и на большой скорости выскакивают на переход, не смотрят по сторонам, провоцируют опасные ситуации. Понятно, что их позиция относительно изменений ПДД в этой части была куда более позитивной. Эта тема так и осталась одной из самых острых в ходе всего периода общественных обсуждений.
А теперь давайте поподробнее.
Одно из предложенных новшеств — изменение категории лиц, управляющих средствами персональной мобильности: элетросамокатами, сегвеями, моноколесами и пр. Пока они официально пешеходы, а предлагается отнести их к водителям. Водителям, которые обязаны ездить главным образом по велодорожкам и тротуарам. Да и само определение средств персональной мобильности предлагается изменить на «транспортное средство, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей), имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч».
Было немало комментариев, смысл которых сводится к тому, что пользователей СПМ стоило бы в обязательном порядке обучать Правилам дорожного движения, по крайней мере в каком-то варианте. Иначе что же это за водители — не знающие ПДД?
Взгляните на комментарии.
«Может быть, для велосипедов и СМП ввести обучение ПДД в упрощенном варианте в части, необходимой для передвижения на указанных средствах?»
«Имею права категории В и АМ. Для безопасного движения главное — уважение ко всем участникам дорожного движения, начиная от пешеходов и заканчивая водителями. <...> По поводу движения электротранспорта персональной мобильности: категория AM требует всего лишь сдачи теоретического экзамена в ГАИ. Когда я получал права, в данную группу входили мопеды и велосипеды с электрическим мотором, а главным критерием было наличие электромотора и скорость до 50 км/ч. Предполагаю, стоит более детально изучить данный вопрос».
«За движение таких транспортных средств по проезжей части лиц, не имеющих водительских удостоверений, необходимо наказывать, как и за управление автомобилем без прав. На электромобиль нужны права, так же нужно сделать и для самокатов с теми же последствиями, иначе скоро начнут скручивать два самоката в четырехколесное средство и ездить по дорогам со скоростью 60 км/ч и выше, не имея при этом водительского удостоверения».
«Сейчас стало случаться больше происшествий на тротуарах и пешеходных переходах главным образом с пользователями кикшеринга. А поправки коснутся в первую очередь водителей личных самокатов. Это не решит проблемы. Предложение: обучать пользователей шеринга вождению. Например, сначала они изучают теорию, потом сдают экзамен, потом их допускают к вождению (начиная со скорости, допустим, 15 км/ч). И спустя некоторое количество поездок, когда они освоили управление и научились прогнозировать дорожную ситуацию, скорость увеличивается до 20 км/ч или до 25 км/ч. Плюс регистрация в приложении шеринга строго по паспорту, с 18 лет. А старт поездки каждый раз с селфи. Программно ограничьте скорость до 5 км/ч на переходах либо замените тариф на оплату за километраж: тогда пользователю шеринга не нужно будет летать, нарушать, создавать аварийную обстановку».
«Предлагаю разрешить велосипедистам, имеющим водительское удостоверение, движение по проезжей части и возможность им самим выбирать оптимальные для себя условия движения: тротуар либо проезжая часть».
ИГОРЬ СУЩЕНКО, инструктор по обучению езде на моноколесе:
— 25 км/ч в городе — это было и останется. Те ребята, которые катаются на моноколесах, не враги своему здоровью, и это та скорость, на которой на моноколесе можно мгновенно среагировать на ту или иную ситуацию в городских условиях. В этой части все прекрасно.
При этом я уверен, что моноколесникам ни в коем случае нельзя двигаться по проезжей части. Водители к такому не привыкли, они и мотоциклистов не всегда могут вовремя заметить. А здесь человек на одной точке опоры. Это громадный риск. Поэтому мы бы хотели продолжать двигаться по велодорожкам и пешеходным дорожкам, не мешая при этом пешеходам. Как и прежде.
Конечно, самая обсуждаемая тема — спешивание на пешеходных переходах. Лично от себя я скажу так: да, возможно, это имеет смысл для некоторых людей. Но от лица моноколесников я бы предложил такой вариант: обязательно остановиться перед пешеходным переходом для того, чтобы убедиться, что опасности нет, а потом переехать переход со скоростью пешехода. Или как минимум оставить значение тех участков, где нанесена разметка велопереезда, чтобы там можно было переезжать дорогу опять же со скоростью пешехода, на разрешающий сигнал светофора, не мешая пешеходам.
Подытоживая, я хочу подчеркнуть, что основная функция СПМ и моноколес в частности — разгрузить наши дороги, помочь городам решить проблему трафика и заторов.
Еще одно важное изменение: к средствам персональной мобильности собираются отнести лишь те устройства, которые имеют максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч. Все, что может ездить быстрее, уже не СПМ. Тогда что? Объяснения на недавней пресс-конференции дал начальник Главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков: «Все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам будут передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут являться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении».
А вот и комментарии.
«И как пешеход, и как водитель я только за предлагаемые изменения. Ну не может быть самокатом электромотоцикл с максимальной скоростью 90 км/ч и весом более 80 кг, лихо рассекающий по тротуару или детской площадке. И не может быть пешеходом водитель СПМ, вылетающий на пешеходный переход даже со скоростью 25 км/ч — это 7 метров в секунду. Касательно знаков и регистрации ТС мощностью более 0,25 кВт и с максимальной скоростью более 25 км/ч: всегда есть куда прикрепить номер, например чуть ниже спины. Никто вам не обещал, что вы сможете безнаказанно рассекать на электромотоциклах по тротуару вечно. Законы совершенствуются, ошибки учитываются».
«Рулевые трубы на самокатах нужно обязать красить в ярко-желтый цвет и при регистрации в ГАИ наносить на всю трубу номер самоката. Это поможет инспекторам определять, прошел ли самокат регистрацию, а также добавит ответственности в поведении самокатчикам, нарушающим правила. На переходах уже стоят камеры наблюдения, и это поможет защитить самокаты от краж. Также самокатчик вполне способен сбить маленького ребенка или совершить маневр, создавший аварийную ситуацию, а затем скрыться безнаказанно. С нанесением номера и камерами наблюдения процесс установления владельца значительно ускорится».
«Слишком формальная классификация персональных средств движения. Это попытка уместить все разнообразие устройств в одну формулировку. Даже в текущих ПДД мотоциклы разделены на три категории: А, АМ и А1. И СПМ тоже нужно разделять как минимум на два вида по принципу движения: на традиционные и гиростабилизируемые (формулировки примерные). Электросамокаты, велосипеды, скейты, трициклоподы стоят на земле, а при нажатии ручки газа двигатель начинает вращаться, они просто начинают движение. Могут двигаться по инерции и с горки при отсутствии питания двигателя. У самобалансирующихся СПМ (моноколеса, сегвеи, гироскутеры) принцип движения другой. Они не имеют ручки газа. Для моноколеса нет принципиальной разницы — двигаться вперед или назад. На них устанавливают мощные двигатели, чтобы тяжелый ездок при сильном наклоне не продавил его вперед и не упал (когда силы „мотор — колеса“ недостаточно для компенсации). Мощный двигатель не означает высокую скорость. При отсутствии питания движение на нем невозможно. У сегвея и гироскутера похожий принцип движения, только двигателей больше. Моноколеса нельзя отправлять на проезжую часть с автомобилями: в случае отказа электроники на проезжей части травмы неизбежны (происходит мгновенное падение)».
«Предлагаю установить максимальную скорость, аналогичную для движения в жилой зоне, — не более 20 км/ч. А также запретить движение трех- и четырехколесных СПМ по тротуарам».
«Вешу 160 кг, и мощность самоката для меня — это не блажь, это не про погонять, а про возможность полноценно ехать. При этом на самокате есть режим движения — не более 25 км/ч. С этой скоростью я и езжу постоянно, хотя самокат по паспорту может двигаться быстрее. Считаю, что правила нужно оставить без изменений. А вот инфраструктуру нужно улучшать, как и усиливать контроль за выполнением ПДД. Не стоит всех грести под одну гребенку».
В Правилах дорожного движения предлагается упомянуть и об использовании шлема. Но не как об обязательном элементе и не для всех. Вот как это звучит в законопроекте: «Водителю средства персональной мобильности рекомендуется использовать во время движения шлем».
«Почему все изменения предназначены для граждан, проживающих в городах? Если гражданин купил электросамокат в сельской местности и пользуется им в течение 5 лет без нарушений ПДД, то ему сейчас, с введением изменений, транспортировать свой электросамокат для регистрации в областной или районный центр? Затем производить регистрацию электросамоката, покупать шлем и т. д.? Я использую самокат для поездок в магазин, на рыбалку, за грибами. При внесении изменений вы лишите меня возможности пользоваться электросамокатом. Будет невозможно лично мне зарегистрировать электросамокат как транспортное средство, это влечет за собой наличие водительского удостоверения, необходимость регистрации, покупку шлема, получение страховки. Из законопослушного гражданина я буду вынужден стать нарушителем ПДД. Мое предложение: дать возможность владельцу СПМ самому определить необходимость перевода своего самоката в категорию механического транспортного средства».
«У меня мотоцикл 3 кВт. С документами из магазина, но без VIN, так как это СПМ и документы о растаможке не выдаются, если меньше 4 кВт. Едет он до 70 км/ч при полной зарядке батареи, конструктивно он полностью соответствует Правилам дорожного движения: ближний дальний со светотеневой границей, поворотники, стопы, гидравлические тормоза, управление мотоциклетное в точности. <...> Я не против зарегистрироваться и платить страховку, проходить техосмотр и т. д., но я не могу его зарегистрировать и, соответственно, по дорогам тоже ездить не могу. Как мне сказали: вам будет безопаснее ехать по тротуару. А пешеходам со мной безопасно? Я не могу добраться туда, куда мне нужно, особенно когда дорога резко заканчивается: там, где только подземный переход, как мне спускаться туда? Инфраструктура не приспособлена к такой технике».
Предложения звучат в том числе такие: ставить на учет под категорию А1 технику, способную передвигаться со скоростью более 50 км/ч, а то и гораздо меньше.
«Предлагаю регистрировать СПМ с получением регистрационных знаков, если максимальная скорость СПМ, указанная в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации), превышает 25 км/ч. Также ввести для владельцев таких СПМ обязанность по страхованию гражданской ответственности. Для шеринговых самокатов предлагаю создать реестр организаций, оказывающих услуги по предоставлению СПМ в аренду. Ввести обязанность шеринговых компаний страховать гражданскую ответственность пользователей. Обязать шеринговые компании регистрировать СПМ (вне зависимости от скорости) с получением регистрационных знаков. Обязать шеринговые компании принимать необходимые меры (технические, организационные и прочие) для предотвращения нарушения ПДД пользователями. Также необходимо на уровне ЕАЭС ввести обязательную сертификацию СПМ».
Законопроект предусматривает изменения в части пересечения пешеходных переходов. На них снова придется спешиваться, только если это не велопереезд, да не лишь бы какой, а тот, который оборудован транспортным светофором, который регулирует движение велосипедистов. Даже в Минске на данный момент таких светофоров — единицы. Вот как это звучит в законопроекте: «При пересечении проезжей части велосипедист, водитель средства персональной мобильности обязан спешиваться, за исключением случаев: движения по велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов; движения по линии тротуаров и обочин, уступая дорогу иным транспортным средствам».
Конечно, наибольшее число высказываний касалось именно этого пункта. Есть те, кто его поддерживает.
«Обязанность спешиваться велосипедистам и уже водителям СПМ при движении на пешеходных переходах сохранит жизнь и здоровье самих же велосипедистов и уже водителей СПМ, т. к. ими часто и грубо нарушаются действующие правила пересечения пешеходных переходов».
«От лица водителей говорю спасибо за такие изменения. 90% велосипедистов и самокатчиков переезжают пешеходный переход, не включая голову. Едут на большой скорости, не убеждаются в том, что водитель их заметил и уступает им дорогу. А если ездишь на машине типа фургон, то при повороте на перекрестке направо, на 90 градусов, водитель видит только ближайшие 2—3 метра, а велосипедисты и самокатчики думают, что водитель их видит через стенку. Не говоря уже о детях».
«Если мы хотим, чтобы велосипедисты и СПМ не спешивались, давайте приравняем их к водителям: пусть с них будет такой же спрос, как, например, с пользователей мотоциклами, мопедами — разрешим им ездить по проезжей части и установим минимально допустимую скорость движения свыше 40 км/ч, обязуем носить шлем и защитную экипировку, сделаем так, чтобы этим товарищам приходилось так же, как водителям механических ТС, отвечать за неверное или необозначенное перестроение, движение не в той полосе, пересечение сплошной, помеху справа, непропуск пешехода и так далее. Чтобы эти люди понимали свою ответственность».
«Cпешивания велосипедистов и водителей СПМ намного уменьшат травматизм — полностью поддерживаю».
Но многие высказались против.
«Только недавно отменили необходимость спешиваться, и вот опять откатываемся назад. Я категорически против. Такое изменение сделает хуже жизнь тех, кто не просто катается, а использует велосипед как средство передвижения. Людям придется либо тратить на дорогу больше времени и сил, приезжать на работу уставшими и нервными, либо отказаться от велосипеда и увеличить загрузку общественного транспорта и проезжей части дорог. Те неосторожные пользователи велосипедов, которые создают опасные ситуации, продолжат их создавать, несмотря на изменения ПДД, с ними необходимо работать сотрудникам ГАИ, а также с ранних лет лучше учить в школе безопасности движения».
«По сути, это хуже, чем статус-кво, ведь в действующей редакции можно не спешиваться при пересечении проезжей части по велодорожке. Теперь в большинстве случаев это будет нужно делать. Таким образом, теряется смысл разметки 1.15. Вместо создания неудобств для велосипедистов гораздо важнее делать акцент на развитии велоинфраструктуры, улучшении обзорности перекрестков и пешеходных переходов, а также на организации движения: существуют перекрестки, где для механических транспортных средств светофор загорается на несколько секунд раньше, чем у пешеходов и велосипедистов. И при повороте направо водитель не ожидает, что через мгновение на переход может выскочить пешеход. Можно придумывать какие угодно правила и строить какие угодно препятствия, но они не будут соблюдаться, если противоречат здравому смыслу и создают дискомфорт».
«Может, есть смысл не вводить поголовное спешивание на всех переходах без разбора? А только на проблемных переходах. К примеру, маркировать такие, где спешивание было бы строго обязательным, специальными знаками. А на прочих переходах оставить спешивание, как и сейчас, не обязательным».
«Я категорически против спешивания велосипедов на пешеходных переходах. Об этом могут говорить и писать те, кто никогда не ездил на велосипеде на далекие расстояния по городу. Я пересекаю ежедневно около 14 пешеходных переходов за 1 час по дороге до работы только в одну сторону, с учетом того, что половина моего пути идет по главной велодорожке вдали от автодорог. Если каждый раз скакать со своего велосипеда туда и обратно — во что превратится такая поездка?»
«Спешиваться с велосипеда намного сложнее, чем спешиваться с самоката. Это очень неудобно и энергозатратно. И самое главное, проблему это не решит. Оголтелые летчики как летали, так и будут летать — для них ничего не изменится. Зато дискомфорт начнут испытывать законопослушные граждане».
ЮРИЙ КРАСНОВ, преподаватель, инструктор по вождению:
— Моя позиция заключается в том, что человек, который едет на транспортном средстве, должен по возможности на нем ехать. Потому что иначе это издевательство: кто-то приобрел себе велосипед или СПМ, он его приобрел для того, чтобы на нем перемещаться с комфортом, с большей скоростью, чем пешеход. Но ему устраивают препоны. Слезь, иди пешком, снова залезь, снова слезь... Город не имеет той инфраструктуры, чтобы это носило какой-то исключительный характер. И дорога из пункта А в пункт Б превращается в какой-то кошмар.
На мой взгляд, такие меры спровоцируют лишь новые нарушения. У нас и так в ПДД есть пункты, которые по умолчанию принято нарушать.
Мало просто написать что-то в важной книге. Нужно, чтобы люди придерживались того, что написано. А они не станут этого делать, если им это неудобно. Людей, конечно, можно заставить. Но снова встает вопрос, как это сделать, как контролировать соблюдение требований? Вопрос, на мой взгляд, нерешенный, так как в противном случае не было бы смысла что-то менять в правилах — мы просто заставили бы всех соблюдать действующие и переезжать переход безопасно, со скоростью пешехода.
(Это выдержка из большого «Разбора с Красновым», который был опубликован ранее. Ознакомиться с ним можно по ссылке).
«Велосипедист, водитель СПМ при пересечении проезжей части может не спешиваться, но обязан уступить дорогу механическим транспортным средствам, движущимся по пересекаемой проезжей части. Это правило должно быть универсальным как для пешеходных переходов, так и для выездов с прилегающих территорий, которых значительно больше, чем переходов. Хочешь ехать через переход — уступи дорогу машинам или убедись, что тебя пропускают. Не хочешь ждать, пока тебя пропустят, — спешивайся и иди пешком как пешеход».
«Я использую велосипед как необходимость. В Несвиже пешеходных переходов огромное количество. И если на каждом пешеходном спешиваться, то зачем тогда велосипед? Это бессмысленно. Устаешь от того, что спешиваешься, особенно когда есть проблемы».
Мы попросили кикшеринговую компанию Whoosh поделиться своими мыслями о возможных изменениях в ПДД. Компания представлена в российских городах и имеет большой опыт работы в разных условиях и с разными требованиями.
— Кикшеринг уже давно стал частью транспортной системы Минска, — считают в Whoosh. — И ПДД для средств персональной мобильности были разработаны и приняты еще в 2022 году. С момента принятия новых Правил дорожного движения популярность СПМ только продолжила расти. Так, уже в 2023 году кикшерингом пользовался каждый десятый житель Минска.
— Беларусь стала одной из первых стран СНГ, где самокаты признали частью транспортной системы на государственном уровне.
По статистике, самокаты в белорусской столице в основном используют именно как транспорт, а не как развлечение: более 93% поездок на самокатах Whoosh в столице проходят по транспортному сценарию.
— Разделить различные СПМ — логично. Шеринговые устройства, скорость которых ограничена 25 км/ч, и мопеды должны подчиняться разным правилам. Шеринговому самокату опасно быть на дороге: его скорость не совпадает со скоростью движения потока машин, что может провоцировать аварийные ситуации. При этом частным самокатам, которые могут развивать скорость до 100 км/ч, не место на велодорожках, — считают в сервисе.
— Важно, чтобы в обновленном законе были зафиксированы права, обязанности и ответственность пользователей всех видов транспорта. Отсутствие общих правил для всех может провоцировать небезопасные ситуации на дорогах: участники движения не понимают, как взаимодействовать.
Что касается ограничения скорости в 25 м/ч, то в Whoosh к этому вопросу относятся очень спокойно.
— Предполагаемые изменения в скоростном режиме в первую очередь отразятся на пользователях частных самокатов. Скорость всех шеринговых устройств всегда была ограничена на системном уровне — они технически не могут разогнаться быстрее 25 км/ч. Стоит отметить, что средняя скорость шеринговых электросамокатов в городе гораздо ниже, — говорят в компании. — На наш взгляд, ограничение скорости для электросамокатов до 25 км/ч — это оптимальный вариант, который учитывает как удобство пользователей, так и безопасность на дорогах. Этот скоростной режим снижает риск аварий, получения серьезных травм, при этом учитывает транспортную составляющую самоката. В современных городах самокат используют для решения транспортных задач. Транспорт, который передвигается со скоростью пешехода, горожанам не нужен.
— Мы рады, что частные устройства будут приведены к этому стандарту. Но встает вопрос, как контролировать их скорость, — и он пока открыт.
В новых ПДД предлагается законодательно запретить поездки на одном самокате вдвоем.
— Мы поддерживаем данную инициативу. Такая поездка значительно ухудшает управляемость самоката, увеличивает нагрузку на механизмы и повышает риск падения. Тандемные поездки — один из самых опасных сценариев использования самокатов, и запретить его в ПДД — правильное решение. В правилах нашего сервиса такие поездки всегда были строго запрещены, — отмечают в Whoosh.
К слову, в целях борьбы с такими нарушителями компания разработала технологию «Антитандем», которая автоматически определяет, что на самокате не один человек, и блокирует движение.
— Технология сложная и не имеет аналогов в мире, сейчас проходит фаза тестирования ее работы. Помимо этого, если наша служба поддержки Whoosh получает запрос от свидетелей нарушения или компетентных органов, мы проверяем и принимаем меры: штрафуем и блокируем, — говорят в кикшеринге. — Whoosh придерживается политики нулевой терпимости к несоблюдению правил. Результат — 99,5% поездок на самокатах Whoosh в столице проходят без каких-либо инцидентов.
— Предполагается, что в новых ПДД правила парковки самокатов будут закреплены законодательно. Нельзя будет оставить самокат там, где он мешает пешеходам. Считаем, что это движение в правильном направлении, — отмечают в компании. — Мы работаем исключительно по модели виртуальных парковок. То есть начать и завершить поездку на наших самокатах можно только в особых точках, отмеченных в приложении знаком «Р». Вне этих зон завершить поездку не получится технически. Парковки стараемся размещать каждые 200—300 метров. При этом места для парковки выбираем так, чтобы они не мешали горожанам. Однако в Минске работают и другие модели парковки: они позволяют оставлять самокат где угодно, даже перед подъездом жилого дома. Нам такой подход кажется неправильным, поскольку брошенные самокаты могут мешать родителям с колясками, пожилым людям.
Новые правила дорожного движения запрещают движение СПМ в пешеходных зонах. Согласно ПДД, пешеходные зоны обозначаются специальными знаками 5.40 «Пешеходная зона» и 5.41 «Конец пешеходной зоны». То есть это не любой участок, где ходят пешеходы.
— На кикшеринговых самокатах уже внедрены технологии, которые контролируют передвижение по пешеходным зонам. Скорость в зонах с повышенной концентрацией пешеходов, которые отмечены на карте шерингового приложения, автоматически снижается до 15 или 10 км/ч. Это сделано для безопасности и комфорта пользователей и остальных горожан, — говорят в сервисе.
— Что касается частных самокатов, их, увы, не контролирует никто: ограничить их скорость технически — невозможно.
— Поэтому считаем, что предлагаемый запрет на передвижение СПМ в пешеходной зоне должен распространяться именно на частные устройства.
Кстати, данные Whoosh говорят о том, что пользователи самокатов всегда предпочитают велодорожку тротуару, если у них есть выбор.
— В Минске, несмотря на развитую велоинфраструктуру, есть места, где пешеходные дорожки остаются единственным удобным маршрутом для велосипедистов и самокатчиков. Ограничение до 15 км/ч в таких зонах поможет найти баланс между комфортом пешеходов и удобством пользователей, — считают в компании.
Ну и самый принципиальный вопрос: спешивание на пешеходных переходах.
— Наш опыт в российских городах подтвердил, что спешивание на пешеходном переходе — надежный способ предотвратить аварийные ситуации. Мы активно пропагандируем это правило среди наших пользователей. После обновления ПДД в Беларуси планируем больше говорить о важности переходить пешеходный переход именно пешком. Однако, чтобы правило стало нормой, необходимы совместные усилия, — говорят в Whoosh.
В частности, там предлагают подумать над созданием специальных обозначений на пешеходах.
— Может быть полезна также фото- и видеофиксация, с помощью которой можно верифицировать ситуации, когда пользователь не спешился. Мы готовы обрабатывать такую информацию и принимать меры, как это делаем, например, в Москве: получаем фото от городских властей, верифицируем, направляем штраф или блокируем, если пользователь нарушает систематически, — отмечают в компании.
В целом в кикшеринге отметили, что готовы делиться экспертизой с городскими властями и продолжат информировать пользователей об актуальных правилах.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by