«О, руль к столу прикручен. Уже чувствую, что будет интересно». Водители входили в учебный класс настороженно. Одни шутили, другие хмурились. Взрослые люди, большой водительский стаж у каждого, целыми днями за рулем. Они работают в такси, и они пришли на курсы повышения квалификации, потому что так надо — иначе в реестр не попасть. В учебном классе их дожидаются Юрий Краснов и Виталий Жуковский, преподаватели, инструкторы по вождению. Оба спокойны, потому что оба все это видели уже не раз: и взрослых учеников за партами, и скепсис в их глазах.
Пока водители рассаживаются по местам в учебном классе, мы говорим с начальником автошколы СДЮСТШ по автомотоспорту ДОСААФ Екатериной Филипповой. Эта автошкола организовала учебные группы повышения квалификации для водителей такси.
— Мы привыкли думать, что в автошколу идут те, кто ничего не умеет. Зачем доучиваться тем, кто умеет? Ни у кого же нет сомнений, что водители такси умеют водить машину.
— Программа повышения квалификации водителей всех категорий в единых программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей есть давно. И в Правилах перевозки пассажиров есть требования к водителям, задействованным в этой сфере, проходить эту программу каждые 5 лет. Но приходится признавать, что водители зачастую программу не проходили, а свидетельства от них никто не требовал, — отмечает Екатерина Филиппова.
Правила автомобильных перевозок пассажиров:
Водители должны знать требования нормативных правовых актов, регламентирующих выполняемые ими автомобильные перевозки пассажиров, и не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.
Водители, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси и международные автомобильные перевозки пассажиров, должны пройти обучение в рамках образовательной программы обучающих курсов в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций, в учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право
осуществлять образовательную деятельность (п. 22).
По словам собеседницы, раньше остальных серьезность в повышении квалификации проявили водители автобусов.
— Где-то с конца 2022 года повышение квалификации водителей категории D у нас идет массово: одна-две группы в месяц набираются стабильно, — уточнила начальник автошколы.
Ну а с 1 ноября вступили в силу нововведения указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров». Начал работать Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, который содержит сведения о перевозчиках, их ТС (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах.
— Когда появилась информации о создании реестра, водители категории B тоже стали задумываться. Ведь при включении в реестр необходимо предоставить целый перечень документов, среди которых есть и свидетельство о повышении квалификации. Многие, конечно, тянули до последнего, группы активно стали набираться только летом. И в августе, сентябре, октябре был страшный ажиотаж, — продолжает Екатерина Филиппова.
В классе тем временем становится шумновато. Мы заглянули: водители крутят рули под руководством Краснова и Жуковского. У некоторых на лицах читается неудовольствие: они же все знают, ну что за детский сад! Другим становится интересно: дело в том, что крутить руль так, как показывают инструкторы, не так уж просто — нужно ловко и быстро перехватывать руки. Если все делать правильно — получается красиво и четко, лишь бы не запутаться в собственных руках.
Чтобы не отвлекать учебную группу, мы снова спрятались за дверь.
— Сколько времени занимает обучение?
— Программа изменилась уже в процессе. Вместо 55 часов осталось 35 (это и теория, и практика — все вместе), в меньшую сторону изменилось количество практических занятий. В результате если раньше все обучение занимало две недели, то теперь минимальный срок — 5 дней. Понятно, что при большом количестве людей в группе за 5 дней обучение не пройдешь, поэтому обычно это 9—10 дней, — ответила начальник автошколы.
— Юрий Сергеевич, вы чему обучаете опытных дядек? — спрашиваем Краснова. — Кажется, некоторые из них отнеслись к занятиям скептически.
— Они все так приходят, — легко отвечает инструктор. — Человек каждый день за рулем — он, считай, за рулем живет. И когда ему начинаешь рассказывать, что руль нужно крутить как-то по-другому, как-то по-правильному, — ему смешно, потому что он же все и так знает. Он же не разучился водить от того, что его отправили на курсы повышения квалификации. Но мы на практике доказываем, что всегда есть в чем совершенствоваться.
У Краснова с Жуковским своя методика, довольно мягкая для водительского самомнения. Некоторые инструкторы действуют иначе: сразу ведут курсантов на автодром, дают задание. Задание, понятное дело, сложное: траектория, скорость, нужно хорошо отработать руление, чтобы везде вписаться. И недостаточно подкованный водитель, каким бы у него ни был стаж, не справляется. И вот тогда, уязвленного, его приводят в класс крутить тренажер.
— Каждый как-то себе представляет, как крутить руль в автомобиле. Но есть эффективный способ, а есть неэффективные. И руление оказывается неточным: водитель не успевает, не вписывается, не попадает и так далее. На дороге это вопрос безопасности, это индикатор того, как человек способен действовать в экстренной ситуации. Такая ситуация может никогда и не случиться, но нужно уметь на нее реагировать. И владея правильными приемами управления, с такой ситуацией больше шансов справиться. Так и выходит, что, кажется, ненужное упражнение, отработка эффективного способа крутить рулевое колесо имеет прямое отношение к тому, что мы называем водительским мастерством, — объясняет ведущий рубрики.
Интересно наблюдать, как взрослые дядьки садятся за парту крутить тренажер, будучи уверенными, что у них все получится. Краснов показывает, как нужно крутить, — и у дядек не получается. Нужна хорошая координация, нужно отлично владеть своими руками. Думаете, это так просто? Дядьки, которые тоже так думали, начинают смущенно улыбаться, чуть качают головой. Улыбка сменяется удивлением: что это, руки не слушаются? Самые упорные продолжают крутить руль по-своему, так, как получается, — не хотят учиться, но и неумеками выглядеть не хотят. В общем, стандартный класс с успевающими и неуспевающими, с прилежными учениками и тем, кому все равно.
— Мы всем им говорим, мол, вы опытные водители, у вас большой опыт наблюдения за дорожной обстановкой, взаимодействия с окружающими на дороге, но могут быть какие-то небольшие недостатки, о которых вы можете даже не знать. И в процессе обучения мы попытаемся их выявить. И прокачать, чтобы они стали достоинствами, — говорит Жуковский.
— Кроме руления что еще проходите с водителями?
— В классе часть времени уделяем разбору наиболее типичных ДТП, говорим о причинах с упором на ошибки водителя: недостаток внимания, непонимание того, как может развиваться дорожная ситуация. Многие заблуждаются, полагая, что все вокруг будут соблюдать правила, и поэтому попадают в неприятности. Исходить нужно из того, что любой на дороге эти правила может нарушить, а вам следует быть к этому готовым, — предупреждает Краснов.
Кстати, не все и не всегда нарушают осознанно. Иногда водитель может просто подзабыть некоторые моменты из Правил дорожного движения. Причем водители с большим стажем даже больше подвержены таким ошибкам. Ко всему прочему, в ПДД то и дело вносятся поправки и изменения, о которых, случается, водитель еще ничего не знает — этому также уделяется внимание на занятиях.
— Среди всех ДТП выделяются две категории. Первая — водитель не справился с управлением: у него была возможность повести себя в ситуации иначе и избежать неприятностей, но не получилось, не хватило уровня подготовки. Вторая — невнимательность: периферическое зрение не сработало, отвлекся, еще что-то, — отмечает преподаватель. — Поэтому наши упражнения и направлены, во-первых, на развитие реакции, концентрации, ловкости, а во-вторых, на взаимодействие на дороге. Человек, который после таких занятий садится за руль, начинает больше замечать, лучше видеть обстановку вокруг себя. А если водитель лучше контролирует ситуацию, ему зачастую вообще не требуется прибегать к каким-то экстренным мерам — он все делает аккуратно, предусмотрительно, заранее.
Подход здесь такой: сам по себе стаж за рулем мало о чем говорит. Реально чему-то научиться и прокачать свои навыки можно либо на тренировках, либо в реальной экстренной ситуации на дороге, которая и станет тем самым опытом. Но опыт может быть по-настоящему трудным, а тренировки — это все-таки относительно простые и безопасные условия с контролируемым риском.
— На дороге ты попал в опасную ситуацию — чего мы никому не желаем — один раз. Или один раз увидел опасную ситуацию. А на автодроме мы сотни раз повторяем, моделируем какие-то условия, и у тебя вырабатывается рефлекторная реакция на образ опасной ситуации, — говорит ведущий рубрики. — Кому-то достаточно один раз испытать стресс, чтобы выработался рефлекс, а кому-то ситуацию нужно прогнать много раз, чтобы правильная реакция постепенно наработалась.
— Очень важно прогрессировать, даже если кажется, что все знаешь, — соглашается Жуковский. — Необходимо на хорошем уровне поддерживать уровень психофизической реакции. Вы посмотрите, как готовятся профессионалы «Формулы 1» — вы что, думаете, они еще чего-то не умеют? Но они оттачивают мастерство, потому что это не менее важно, чем обрести какой-то навык.
— Есть ведь еще и большой воспитательный момент, — отмечает Екатерина Филиппова. — Потому что тот водитель, который привык вести себя безответственно, не наблюдать за дорогой, во время групповых занятий все равно быстрее получит необходимые навыки.
— Да, и мы тоже весь свой авторитет направляем на то, чтобы каким-то образом попытаться этому помочь, — добавляют инструкторы. — Чтобы больше никто не жаловался, что ехал в такси и было страшно.
Наконец, самое интересное. Водители вместе со своими машинами (более 25) выстроились на площадке. Для разминки — змейка с постепенным набором скорости. Вот где сразу и пригодится навык эффективного вращения руля: если ехать медленно — справитесь, даже если будете работать рулем как попало, а вот на значительной скорости нужна правильная выучка и сноровка.
— Тренажер — это одно, он помогает запомнить движения руками. Все основное происходит за рулем: движения должны быть мягкими, и только красивые движения бывают точными — такой вот неочевидный вывод, — заявляет Краснов.
Следующий блок — на взаимодействие.
— Упражнение «Восьмерка». Машины едут по территории, повторяющей эту цифру. Нужно следить за траекторией, следить друг за другом. Машины везде: спереди, сзади, параллельное движение, перекрестное, — объявляют инструкторы.
— Я на своей машине так не поеду — боюсь! — говорит кто-то из водителей.
Едут все. Боятся, но едут.
Дальше — сложнее. Появляется Краснов на своем автомобиле с мигалками. Он сигналит, изображая звук сирены, и вклинивается в общий поток, нарушая и без того хрупкое равновесие.
Как это выглядит: по восьмерке, обозначенной конусами, движется поезд из примерно 20 автомобилей. Движется быстро — каждый старается поднажать, подгоняемый адреналином, и никто не желает тормозить остальных. В месте, где потоки перекрещиваются, «змея» метит в свой «хвост». И водителям приходится двигаться достаточно разреженно, чтобы проскакивать мимо друг друга. В этом вся соль: ты должен следить за скоростью, за траекторией и, проезжая условный перекресток с очень интенсивным движением, за другими машинами.
— Хорошая тренировка. Понятно, что на дороге в реальной обстановке так не ездят, но мы моделируем стрессовую ситуацию, чтобы развивать умение водителей видеть ситуацию в целом, понимать, что происходит на дороге, как движутся они, кто движется на них, — объясняют инструкторы.
Дальше по программе — блок на реакцию. Снова воссоздаются опасные ситуации: внезапное появление пешехода на дороге и экстренное торможение, а также условное появление дикого животного и попытка объехать его.
Какой бы скепсис водители такси ни испытывали вначале, скучным этот день никто из них считать не будет.
— Почему бы так сразу не обучать в автошколах?
— Для этой программы нужно, чтобы водитель уже что-то умел, — отмечает Екатерина Филиппова.
— Это правда, должна быть эволюция водителя, — подтверждает Юрий Краснов. — Нужно поездить полтора-два года, чтобы приступать к таким упражнениям. А в автошколах со всеми курсантами это не применимо, разве что выборочно. Иногда я использую некоторые упражнения, когда вижу, что тот, кто еще не сдал на права и занимается индивидуально, быстро прогрессирует и готов к таким занятиям.
— Но в упрощенном формате какие-то начальные упражнения (вращение руля, восприятие пространства, упражнение «Змейка») все же хорошо бы включать в программу обучения автошкол, — задумчиво добавляет Виталий Жуковский. — Все-таки они много всего развивают: чувство автомобиля, ощущение динамики разгона и торможения, понимание маневрирования. И это то, что необходимо в базе, еще до того, как человек выедет в город. На городских дорогах много стресса. К ним нужно быть готовым, а не начинать в таких условиях учиться.
— В программу автошкол входит и «Восьмерка», и «Змейка», — уточняет Екатерина Филиппова.
— В программе есть, а на практике часто этого нет. Хотя бы потому, что многие автодромы автошкол довольно небольшие по размеру — там физически этого не сделаешь. И потом те, кто приходит к нам на занятия, имея стаж 5—10 лет, спрашивают: «А почему этого не было у меня в автошколе? Я теперь совсем иначе себя ощущаю, еду так, как надо было ехать с самого начала», — говорят инструкторы.
— Так может быть, имеет смысл делать обязательными занятия по повышению квалификации не только для водителей такси, но и вообще для всех? Скажем, раз в 5 лет, на автодром, на небольшой курс.
— Конечно, это бы имело смысл. И заняло бы не так много времени, — кивает ведущий рубрики. — Дорога — это уже реальный тренажер, и внимание можно тренировать на дороге. А вот скоростное маневрирование или экстренное торможение на дороге общего пользования не отработаешь. Но нужны площадки, автодромы, куда был бы доступ. Чтобы можно было приехать и позаниматься самому вне зависимости от стажа.
— Только под присмотром инструктора, чтобы исключить нецелевое использование площадок, — предложила Екатерина Филиппова.
— А как же! — дружно согласились Краснов и Жуковский.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by