07 декабря 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Максим Малиновский

Вы хоть раз видели такое вживую? Редкие автомобили и мотоциклы из частной белорусской коллекции

Автор: Вероника Сайко. Фото: Максим Малиновский

Почти полгода в «Великом камне» работает уникальная (и тут без преувеличения) автовыставка. И хоть де-юре назвать это место музеем нельзя, де-факто по-другому и не скажешь: частная коллекция поражает своими экспонатами. Некоторые из них настолько редкие, что в мире их по пальцам можно пересчитать. Мы уже писали про отдельные экземпляры, но за это время выставка успела масштабироваться. Рассказываем, что новенького привезли.

«Автоэпоха» — так называется эта частная ретроколлекция — за полгода разрослась более чем в два раза. Недавно у нее появился второй этаж, куда завезли более 170 единиц техники — редких мотоциклов, мопедов и скутеров. Здесь рай не только для тех, кто имеет отношение к двухколесному транспорту, но и для любителей истории и всего винтажного.

Однако начнем с первого уровня — с автомобилей. Что здесь новенького?

Packard DLX. Вот как выглядел премиальный «американец» 1950-х

Название расшифровывается как Deluxe — это роскошный «американец», выпущенный в 1950 году. За 70 с лишним лет на нем проехали 200 тысяч километров. Причем неподвижным экспонатом он стал относительно недавно — это подтверждают заказ-наряды, найденные в багажнике. Например, еще в 2014 году в «Паккарде» меняли радиатор.

Если порыться в бумагах, то можно отследить практически всю историю автомобиля. Среди документов мы нашли идентификационную карту владельца, датированную 1950 годом и выписанную на некого Уильяма Ф. Р. Мьюри. Жив ли этот человек — неизвестно, но его машина довольно неплохо себя чувствует.

— Модель позиционировалась как премиальная. Из-за формы кузова в народе ее прозвали «перевернутой ванной», — рассказывает Владимир, хранитель выставки.

— Под капотом, который откидывается на бок, рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 5,4 литра. Конкретно этот автомобиль мы покупали у белорусского владельца, машина была не единожды замечена на автофестивалях. В стране она с 2022 года, — продолжает собеседник. — Как рассказывал предыдущий владелец, этот Packard очень долго и сложно добирался к нам: плыл через весь океан, побывал в разных точках мира, пока не попал в Литву, а потом в Беларусь.

— Машина хороша тем, что она практически вся в оригинале. Касаемо кузова — было небольшое обновление ЛКП, но выполнялось оно еще в Америке, — добавляет Владимир.

Заглядываем в салон: это шик для 1950 года. Ламповый приемник, коробка-«автомат», климат-контроль... Говорят, автомобилей этой модели было выпущено всего 4335 единиц.

Chrysler New Yorker и его трагическая история попадания в Беларусь

По соседству с «Паккардом» — наш старый знакомый. ПроChrysler New Yorker (модель выпускалась с 1939 по 1996 год), мы уже рассказывали: минчанин Александр нашел его на Facebook, автомобиль продавал какой-то американский дедушка. Машина находилась почти у канадской границы, поэтому ей пришлось проделать долгий путь до Беларуси. К сожалению, доставку задержали, и Chrysler не успел доехать до человека, которому он предназначался. Александр хотел подарить автомобиль на день рождения своему отцу — военнослужащему на пенсии, который много лет был активным участником ретродвижения и тематических фестивалей. Но тот не дожил до прибытия машины на таможню буквально несколько недель.

— Надо отдать должное владельцу: он очень много времени потратил на то, чтобы все почистить и отполировать. Автомобиль был перекрашен еще в Америке, и сделано это было не очень качественно. Но Александр три месяца потратил на полировку, чтобы нюансы не были заметны, — говорит Владимир.

Volkswagen Beetle. Что с ним сотворили?

А тут нужно начать с фотографии.

Да, это «Жук». Точнее, фантазия предыдущего владельца авто на тему того, как должен выглядеть Beetle.

«Тюнинг», очевидно, был выполнен в гаражных условиях, и мастер, как видно, не перфекционист. Но зато как экзотично выглядит то, что мы можем видеть по итогу.

— Чем вдохновлялся владелец? Могу только предположить (по решетке радиатора), что Rolls-Royce или Bentley. Между собой мы, работники выставки, называем этот экспонат чудиком, — улыбается хранитель коллекции.

Tatra 603. Самый красивый автомобиль в мире?

Эта машина тоже наверняка зацепит взгляд за счет своей необычной передней части. Но сейчас речь о серийной модели. Это Tatra — некогда чехословацкий бренд, который строил автомобили для «сильных мира сего»: партийных лидеров и директоров предприятий. Обычным людям заполучить такую было нереально, а потому и сохранилось их немного. К слову, на такой ездил кубинский лидер Фидель Кастро.

Да и выпущено 603-х было не так уж много — всего около 20 тысяч. Внешний вид машины специфичный: немного погуглив, вы найдете современные опусы на тему того, что это чуть ли не самый красивый автомобиль в мире. Что касается международного признания, то в 1959-м модель получила награду на выставке в западногерманском Висбадене — за «стиль, концепцию и элегантность». Новинку демонстрировали на выставках в Италии, Франции и Нью-Йорке.

— Этот экземпляр мы покупали в России. По легенде продавца, авто возило какого-то тульского чиновника. Машина выглядит не сильно презентабельно, но восстанавливать ее мы пока не планируем. Она интересна тем, что вообще дожила до этого времени. Я очень сомневаюсь, что в Беларуси есть еще хоть одна Tatra 603 в лучшем состоянии. Только если хозяин хорошо прячет ее от чужих глаз, — считает Владимир.

Skoda 120. Одна из последних чехословацких «Шкод»

— Мы пока не смогли выяснить: это модификация L (люкс) или LS (люкс-супер)? Отличаются они как минимум отделкой салона, — собеседник указывает на 120-ю «Шкоду».

Конструктивной особенностью этого заднемоторного автомобиля является то, что капот открывается на левую сторону. А запасное колесо должно крепиться к днищу спереди.

— Эту машину могли бы полюбить контрабандисты: за задними сиденьями у нее есть потайной багажник. Еще из интересного — расположение рычажка открытия капота. Он находится в проеме задней левой двери. А сзади — это не спойлер, а воздухозаборник. В систему охлаждения, к слову, входит примерно 9 литров антифриза, потому что трасса проходит через весь автомобиль: радиатор — спереди, а мотор — сзади, — показывает хранитель коллекции.

ЕрАЗ-762 — фургон из Армении

А вот настоящая капсула времени, выпущенная Ереванским автомобильным заводом. Как рассказывает Владимир, при покупке на одометре машины было всего 60 километров.

— Видимо, предыдущий владелец купил авто, чтобы открыть какой-то бизнес, но не получилось. Машина в родной краске, с родными деталями. Качество сборки, откровенно говоря, ужасное, — добавляет собеседник.

FSO POLONEZ

Продолжаем наше международное путешествие и переходим к творению польского автопрома. Модель названа в честь танца, выпускалась с 1978 по 2002 год. Создана она на платформе упрощенной польской версии Fiat 125.

— Купили автомобиль в Беларуси, в Барановичах. Машиной владел молодой человек. Она на ходу, мы просто почистили ее и помыли, — вспоминает Владимир.

Первый минский мотоцикл

Перемещаемся на второй этаж выставки — к мотоциклам. Тут на одной площадке собрана как советская техника, так и более современные «немцы», «японцы», «итальянцы» и не только. Хранителю коллекции трудно было выделить самые интересные экспонаты, поэтому начнем с наиболее возрастных и редких.

— Самая первая модель, с которой началось производство минских мотоциклов, это M1A, — рассказывает Владимир. — Изначально она называлась «Москва» и выпускалась там же. Изготавливать ее начали после войны, когда в качестве репараций «вывезли» завод DKW. Потом Москва передала производство в Минск. Параллельно с этим завод города Коврова наладил выпуск К-125. Это брат-близнец минского мотоцикла.

— M1A вскоре начали называть «Минск». У нас на выставке третья модификация мотоцикла — М1М. В нем сзади уже появилась амортизация, чуть другой стала вилка. Но в целом техника сохранила прежний вид, — уточняет собеседник. — Признаюсь: у нас в коллекции есть самый первый M1A, но он в печальном состоянии. Хочется его восстановить и поставить рядом.

EMW R35 1953 года выпуска. «Бээмвэшное» наследие

Этот мотоцикл можно спутать c BMW R35, но речь о разных моделях (хотя и почти идентичных внешне и в техническом плане).

— Во время войны мотоциклетную часть баварского завода перенесли в немецкий город Айзенах, — говорит хранитель коллекции. — Дело в том, что BMW R35 изначально разрабатывался для пожарных, полицейских и прочих экстренных служб. Однако он так хорошо себя зарекомендовал, что понадобился и на войне. Мотоцикл любили не только немецкие солдаты, но и советские, если им удавалось таким завладеть.

Когда провозгласили ГДР, Сталин издал указ возобновить производство мотоциклов. До 1949 года R35 выпускался еще под маркой BMW, но позже его переименовали в EMW и поменяли эмблему. Цвет стал отсылать к Красной армии.

Первая двухскоростная «Рига»

А вот техника, сошедшая с конвейера Рижского мотозавода. Это первый двухскоростной мопед советского производства, выпускавшийся в 1961—1965 годах. Пробег у него — меньше тысячи километров.

— За этот мопед развернулась целая война, — признается Владимир. — Он появился в продаже на одной из белорусских автобарахолок. Мы созвонились с владельцем, договорились о цене. Я выехал за мопедом из Минска, но где-то на середине пути хозяин набрал мне и сказал, что ему предложили больше. И тут у нас начались торги.

В какой-то момент нервы сдали, и от мопеда наша команда отказалась. Я пошел пить кофе, начал обдумывать ситуацию и понял: он должен быть в коллекции! Снова связался с продавцом, а тот уже получил залог на карточку. Я ему объяснил, какая судьба ждет мопед, что он станет экспонатом на выставке… В итоге все-таки удалось уговорить владельца продать технику именно нам.

— К слову, как рассказал предыдущий хозяин, мопед он нашел, когда помогал бабушке-соседке разбирать гараж. С ее слов, супруг несколько раз съездил на нем на рыбалку, но во время одной из поездок упал. После этого мопед на долгие годы отправился в гараж, — добавил собеседник.

Итальянская икона стиля Piaggio Vespa 50s

«Веспа» — культовый итальянский мотороллер, спроектированный авиационным инженером Коррадино Де Асканио. Выпускается с 1946 года и до сих пор. Конкретно тот, что находится перед нами, сошел с конвейера в 1993-м.

— Ключевая особенность модели — безрамная конструкция. Еще одно необычное решение — силовой агрегат качался вместе с задним колесом на маятниковой вилке, — рассказывает хранитель коллекции. — Думаю, вы наверняка знаете о минском «близнеце» «Веспы», который называется «Весна». Еще один, более возрастной клон — это «Вятка» ВП-150, выпускавшаяся в 1950-х.

Классические Vespa выпускались до начала 1980-х. Но с 1983 по 1993 год их начали производить для японского рынка. Наша «Веспа» — как раз с японского аукциона. Она в изумительном состоянии, сохранился даже набор инструментов.

«Урал Геркулес». Редкий постсоветский «трудяга»

— Эта модель была выпущена уже после развала СССР. Тогда заводы остались без господдержки, и чтобы выжить, они начали «изобретать» подобную технику. Так и появился грузовой трехколесный «Геркулес», — вводит в курс дела Владимир. — В основу легли детали от «Волги», «Москвича» и не только. Собирали трицикл, по сути, из того, что осталось на складах. Однако качество техники было настолько плохое, что до нас дошло очень мало единиц. Даже покраска производилась по голому металлу!

Трицикл — тоже своеобразная капсула времени. На одометре у него всего около 700 километров.


Где находится выставка «Автоэпоха»? 

Адрес: Смолевичский район, индустриальный парк «Великий Камень», Пекинский проспект, 29, вход 4.

График работы:

суббота и воскресенье — 11:00–18:00;

среда — пятница — 11:00–18:00 (по предварительному согласованию);

понедельник и вторник — выходной.

Стоимость билетов:

взрослый — 15 руб.;

льготный (школьники, студенты дневной формы обучения, пенсионеры) — 5 руб.;

дети до 7 лет, ветераны ВОВ, инвалиды 1 и 2 группы, дети-сироты — бесплатно;

акционный (для владельцев авто старше 30 лет при предъявлении техпаспорта) — 5 руб.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by