Очередная авария оставила больше вопросов, чем ответов. Дорога вблизи Минска, промзона. Девушка на Toyota пытается развернуться и сталкивается c Renault, объезжающим ее слева. Со слов девушки, в ДТП виновной признали ее. И мы получили немало читательских откликов с общим вопросом: почему так? В нюансах этой неоднозначной аварии попытаемся разобраться вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.
Автодорога Н9088 (Дворецкая Слобода — Озерцо). Серый Renault Duster нагоняет темную Toyota, которая явно замедляется. Последняя начинает разворот, а водитель Renault пытается объехать ее слева. Происходит столкновение.
— Мне нужно было развернуться, и я искала ближайшее место, где это можно сделать. Нашла, включила левый указатель поворота и приступила к маневру. И совершенно не ожидала увидеть уже на встречной полосе серый Duster, — говорила корреспонденту Onlíner водитель Toyota.
В ГАИ указали на то, что перед разворотом водитель Toyota не заняла соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги (нарушение пункт 63 ПДД), в результате чего совершила столкновение с двигающимся в попутном направлении Renault.
— Меня лишили прав на полгода и назначили штраф — 8 базовых величин, — сообщила девушка.
Водитель, не оспаривая свою виновность, обратилась в ГАИ с просьбой по крайней мере не лишать ее права управления. Теперь ждет ответа.
Опрос наших читателей относительно виновности водителей лишь подтвердил спорность этого ДТП. Мнения разделились.
Приезжаем с Юрием Краснов на место происшествия. Узкая дорога, читается небольшой изгиб. Не самое очевидное место для разворота, но и для обгона — тем более. Слева припаркованы машины, но автомобиль там был и в тот момент, когда разворачивалась Toyota.
— По видео мне показалось, что девушка видела, что у нее мало пространства, и поэтому пыталась взять правее — оставить для себя побольше места. Видела ли она машину за собой? Если и видела, то, наверное, подумала, что ей помогут, — задумчиво говорит ведущий рубрики и сам готовится к развороту.
Куда вы смотрите, разворачиваясь на узкой дороге? Вперед, и это логично, ведь нужно же пропустить встречных. А в левое боковое зеркало смотрите? Вдруг кто-то вас объедет слева? Или уверены, что такого не может произойти?
— В автошколе рассказали, что вас в такой ситуации нельзя объезжать, и вы поверили? Неопытные, даже отчасти наивные водители считают, что все им помогут, — продолжает начатую мысль инструктор. — Не помогут, и даже не ожидайте этого. Никто не поможет!
Наш водитель разворачивается, пропустив всех, кого только можно.
— Чтобы развернуться, легковой машине нужно две с половиной полосы, считай три. Поэтому когда мы говорим о том, что нужно развернуться из крайнего левого положения, мы подразумеваем благоприятные обстоятельства. А здесь, в этом месте, это не очевидно. Кажется, что с первого раза развернуться можно, но могут помешать машины, стоящие на противоположной стороне, — отмечает Краснов. — И это приводит нас к пункту 66 Правил дорожного движения: «Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения». Едет водитель и прикидывает на глаз: может, поместится, а может, и нет. Что ему делать? И он может не занимать левое положение, опираясь на пункт 66.
Довольно важные вопросы, на которые, однако, трудно ответить по одному лишь видео — оно не дает четкого представления о произошедшем.
— Уехала ли Toyota из своей полосы? Если не уехала, ее не должны были опережать — полоса занята. Выехал ли Duster на встречную? Мы тоже не можем однозначно это утверждать по записи. Включала ли водитель левый указатель поворота? В ПДД четко сказано: водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота (пункт 93.1), — вместе с преподавателем мы в очередной раз пересмотрели видео.
Смещение Toyota вправо перед попыткой развернуться заметно, но что это меняет, если автомобиль не оставил своей полосы? В особенности если левый указатель поворота был включен.
— Есть у наших водителей такая привычка: если ты хотя бы чуть-чуть начинаешь смещаться вправо, все лезут напролом опережать тебя слева. Никто не ждет, все нетерпеливые. Поэтому так важно заранее включать указатель поворота: чтобы его точно заметили. Кстати, в обычной ситуации водитель замечает поворотник на другом автомобиле примерно на третьем моргании. Вот и представьте, сколько нужно времени, чтобы он увидел ваш поворотник и сделал соответствующие выводы, успев снизить скорость, — продолжает инструктор.
Займи девушка на Toyota крайнее левое положение в полосе, она рисковала бы не вписаться в разворот, но с меньшей вероятностью рисковала бы стать виновницей ДТП.
— Бывают случаи, когда пытаются обогнать машину, которая находится в левом положении, — говорит преподаватель. — Это стандартное ДТП. На наших дорогах невозможно спокойно замедлиться: ты всегда боишься, что или в тебя въедут, или тебя начнут опережать. И вообще многие слишком поздно начинают снижать скорость, поэтому всегда оказываются не готовы. И выбор: либо въехать тебе в зад, либо выехать на встречную.
Хорошо еще, что это ДТП случилось недалеко от города, на дороге, где скорости сравнительно небольшие. А если бы такая ситуация сложилась где-то на более скоростной загородной трассе?
— В районе Колосово есть такой участок: ты выезжаешь на Столбцы, а потом нужно развернуться и чуть вернуться в обратную сторону, чтобы съехать куда тебе нужно. И сколько раз одно и то же: подъезжаем, снижаем скорость, чтобы пойти на разворот, а сзади, с горы, на нас на полной скорости несутся машины. Водителям все равно, они хотят, чтобы ты ехал по прямой, они не готовы ни к чему другому. Просто повернуть налево было бы проще — это можно сделать быстрее. А разворот — самый медлительный маневр, для его выполнения нужно очень сильно снижать скорость, — рассказывает ведущий рубрики.
— Я бы предложил такой вариант: смещаться вправо девушке на Toyota нужно было, но гораздо значительнее, — демонстрирует наш водитель. — Я бы делал так: съезжал бы гораздо правее и дальше, освобождая свою полосу, и останавливался, готовясь к развороту. И смотрел бы в оба, пропуская и встречный транспорт, и тех, кто едет попутно.
Здесь речь о развороте на перекрестке. Но вот аналогия для подобных случаев на других участках дорог: если для разворота вне перекрестка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги или с правой по ходу движения обочины (пункт 68 ПДД). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
— Пугает то, до какой степени люди не умеют безопасно ездить, — говорит Юрий Краснов. — Это конкретное ДТП не случилось бы, если бы водитель Toyota действовала наверняка, а не ожидала, что все вокруг догадаются, что она будет делать. Или если бы водитель Renault не лез опережать автомобиль, который, как ему показалось, немного сместился вправо, а притормозил бы и посмотрел, что будет.
Поэтому наши советы всем: хотите развернуться — не будьте наивны, не думайте, что все подождут, пока вы это сделаете. Обязательно смотрите по сторонам, и в зеркала тоже, проверяйте, как ведут себя водители. А если видите, что впереди вас притормаживает машина, — тоже замедляйтесь, смотрите, что водитель хочет сделать, дайте ему совершить маневр.
Не нужно торопиться на свой страх и риск, чтобы потом разводить руками и говорить, что кто-то создал вам аварийную обстановку, кто-то вынудил.
Будьте осмотрительны и доброжелательны на дороге — это лучшая подстраховка против аварийных ситуаций.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by