КРАСНОВ

Наивное ДТП при развороте вызвало много споров. Разбор с Красновым

30 509
13 декабря 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Наивное ДТП при развороте вызвало много споров. Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Очередная авария оставила больше вопросов, чем ответов. Дорога вблизи Минска, промзона. Девушка на Toyota пытается развернуться и сталкивается c Renault, объезжающим ее слева. Со слов девушки, в ДТП виновной признали ее. И мы получили немало читательских откликов с общим вопросом: почему так? В нюансах этой неоднозначной аварии попытаемся разобраться вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.

Момент ДТП и версия водителя Toyota

Автодорога Н9088 (Дворецкая Слобода — Озерцо). Серый Renault Duster нагоняет темную Toyota, которая явно замедляется. Последняя начинает разворот, а водитель Renault пытается объехать ее слева. Происходит столкновение.

— Мне нужно было развернуться, и я искала ближайшее место, где это можно сделать. Нашла, включила левый указатель поворота и приступила к маневру. И совершенно не ожидала увидеть уже на встречной полосе серый Duster, — говорила корреспонденту Onlíner водитель Toyota.

В ГАИ указали на то, что перед разворотом водитель Toyota не заняла соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги (нарушение пункт 63 ПДД), в результате чего совершила столкновение с двигающимся в попутном направлении Renault.

— Меня лишили прав на полгода и назначили штраф — 8 базовых величин, — сообщила девушка.

Водитель, не оспаривая свою виновность, обратилась в ГАИ с просьбой по крайней мере не лишать ее права управления. Теперь ждет ответа.

Опрос наших читателей относительно виновности водителей лишь подтвердил спорность этого ДТП. Мнения разделились.

Разбор по месту

Приезжаем с Юрием Краснов на место происшествия. Узкая дорога, читается небольшой изгиб. Не самое очевидное место для разворота, но и для обгона — тем более. Слева припаркованы машины, но автомобиль там был и в тот момент, когда разворачивалась Toyota.

— По видео мне показалось, что девушка видела, что у нее мало пространства, и поэтому пыталась взять правее — оставить для себя побольше места. Видела ли она машину за собой? Если и видела, то, наверное, подумала, что ей помогут, — задумчиво говорит ведущий рубрики и сам готовится к развороту.

Куда вы смотрите, разворачиваясь на узкой дороге? Вперед, и это логично, ведь нужно же пропустить встречных. А в левое боковое зеркало смотрите? Вдруг кто-то вас объедет слева? Или уверены, что такого не может произойти?

— В автошколе рассказали, что вас в такой ситуации нельзя объезжать, и вы поверили? Неопытные, даже отчасти наивные водители считают, что все им помогут, — продолжает начатую мысль инструктор. — Не помогут, и даже не ожидайте этого. Никто не поможет!

Наш водитель разворачивается, пропустив всех, кого только можно.

— Чтобы развернуться, легковой машине нужно две с половиной полосы, считай три. Поэтому когда мы говорим о том, что нужно развернуться из крайнего левого положения, мы подразумеваем благоприятные обстоятельства. А здесь, в этом месте, это не очевидно. Кажется, что с первого раза развернуться можно, но могут помешать машины, стоящие на противоположной стороне, — отмечает Краснов. — И это приводит нас к пункту 66 Правил дорожного движения: «Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения». Едет водитель и прикидывает на глаз: может, поместится, а может, и нет. Что ему делать? И он может не занимать левое положение, опираясь на пункт 66.

Было ли смещение вправо из полосы? Был ли выезд на встречную?

Довольно важные вопросы, на которые, однако, трудно ответить по одному лишь видео — оно не дает четкого представления о произошедшем.

— Уехала ли Toyota из своей полосы? Если не уехала, ее не должны были опережать — полоса занята. Выехал ли Duster на встречную? Мы тоже не можем однозначно это утверждать по записи. Включала ли водитель левый указатель поворота? В ПДД четко сказано: водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота (пункт 93.1), — вместе с преподавателем мы в очередной раз пересмотрели видео.

Смещение Toyota вправо перед попыткой развернуться заметно, но что это меняет, если автомобиль не оставил своей полосы? В особенности если левый указатель поворота был включен.

— Есть у наших водителей такая привычка: если ты хотя бы чуть-чуть начинаешь смещаться вправо, все лезут напролом опережать тебя слева. Никто не ждет, все нетерпеливые. Поэтому так важно заранее включать указатель поворота: чтобы его точно заметили. Кстати, в обычной ситуации водитель замечает поворотник на другом автомобиле примерно на третьем моргании. Вот и представьте, сколько нужно времени, чтобы он увидел ваш поворотник и сделал соответствующие выводы, успев снизить скорость, — продолжает инструктор.

Займи девушка на Toyota крайнее левое положение в полосе, она рисковала бы не вписаться в разворот, но с меньшей вероятностью рисковала бы стать виновницей ДТП.

— Бывают случаи, когда пытаются обогнать машину, которая находится в левом положении, — говорит преподаватель. — Это стандартное ДТП. На наших дорогах невозможно спокойно замедлиться: ты всегда боишься, что или в тебя въедут, или тебя начнут опережать. И вообще многие слишком поздно начинают снижать скорость, поэтому всегда оказываются не готовы. И выбор: либо въехать тебе в зад, либо выехать на встречную.

Хорошо еще, что это ДТП случилось недалеко от города, на дороге, где скорости сравнительно небольшие. А если бы такая ситуация сложилась где-то на более скоростной загородной трассе?

— В районе Колосово есть такой участок: ты выезжаешь на Столбцы, а потом нужно развернуться и чуть вернуться в обратную сторону, чтобы съехать куда тебе нужно. И сколько раз одно и то же: подъезжаем, снижаем скорость, чтобы пойти на разворот, а сзади, с горы, на нас на полной скорости несутся машины. Водителям все равно, они хотят, чтобы ты ехал по прямой, они не готовы ни к чему другому. Просто повернуть налево было бы проще — это можно сделать быстрее. А разворот — самый медлительный маневр, для его выполнения нужно очень сильно снижать скорость, — рассказывает ведущий рубрики.

Как бы разворачивался Краснов

— Я бы предложил такой вариант: смещаться вправо девушке на Toyota нужно было, но гораздо значительнее, — демонстрирует наш водитель. — Я бы делал так: съезжал бы гораздо правее и дальше, освобождая свою полосу, и останавливался, готовясь к развороту. И смотрел бы в оба, пропуская и встречный транспорт, и тех, кто едет попутно. 

Здесь речь о развороте на перекрестке. Но вот аналогия для подобных случаев на других участках дорог: если для разворота вне перекрестка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги или с правой по ходу движения обочины (пункт 68 ПДД). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Пугающий вывод

— Пугает то, до какой степени люди не умеют безопасно ездить, — говорит Юрий Краснов. — Это конкретное ДТП не случилось бы, если бы водитель Toyota действовала наверняка, а не ожидала, что все вокруг догадаются, что она будет делать. Или если бы водитель Renault не лез опережать автомобиль, который, как ему показалось, немного сместился вправо, а притормозил бы и посмотрел, что будет.

Поэтому наши советы всем: хотите развернуться — не будьте наивны, не думайте, что все подождут, пока вы это сделаете. Обязательно смотрите по сторонам, и в зеркала тоже, проверяйте, как ведут себя водители. А если видите, что впереди вас притормаживает машина, — тоже замедляйтесь, смотрите, что водитель хочет сделать, дайте ему совершить маневр.

Не нужно торопиться на свой страх и риск, чтобы потом разводить руками и говорить, что кто-то создал вам аварийную обстановку, кто-то вынудил.

Будьте осмотрительны и доброжелательны на дороге — это лучшая подстраховка против аварийных ситуаций.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by