Перевозки между странами ЕАЭС хотят сделать более быстрыми и дешевыми. Как?

 
13 812
31 декабря 2024 в 13:00
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер

В декабре стали известны условия совершения каботажных перевозок по территории России. Казахстан не продлил для белорусских автоперевозчиков разрешение на перевозки по территории своей страны после процедур перецепки или перегрузки. Латвия анонсировала введение нового ограничения, а перевозки между странами ЕАЭС хотят сделать более прозрачными, быстрыми и дешевыми. Все это — новости грузоперевозчиков за декабрь.

Россия

«В декабре приняли ряд решений, которые повлияют на работу грузоперевозчиков в новом году. Основная новость, связанная с Россией, заключается в том, что стали известны условия совершения каботажных перевозок по территории федерации. Это долгожданное решение для белорусских транспортных компаний, потому что работа с каботажем позволит повысить рентабельность международных перевозок на российском направлении», — говорит директор компании-представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Разрешение на инвестиционно-строительный каботаж вступит в силу с 1 марта 2025 года. В декабре озвучили условия, соблюдение которых позволит перевозчикам из Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана совершать каботажные перевозки на территории России:

  • совершать не более трех последовательных перевозок на одном и том же транспортном средстве между пунктами, расположенными на территории России;

  • последняя разгрузка должна быть произведена в течение семи календарных дней со дня первой разгрузки в ходе завершения международной автомобильной перевозки;

  • иметь в наличии оригинал международной товарно-транспортной накладной, подтверждающей выполнение международной перевозки грузов;

  • если после завершения каботажных перевозок планируется международная перевозка груза на или через территорию государства — не члена ЕАЭС, то в наличии необходимо иметь один из следующих документов: оригинал иностранного разрешения на проезд по территории такого государства, оригинал российского специального разового разрешения на перевозку с территории или на территорию третьего государства или оригинал многостороннего разрешения;

  • фиксация в государственной информационной системе электронных перевозочных документов информации, подтверждающей логическую последовательность каботажной автомобильной перевозки грузов.

Помимо этого в декабре подписали Декрет Союзного государства, который предусматривает обязательное использование навигационных пломб для перевозки ряда товаров по территории Беларуси и России. Нововведение будет распространяться на табачную и алкогольную продукцию, одежду, обувь, электронику, сотовые телефоны, мониторы и другие товары. Предполагается, что такая мера поможет усилить борьбу с контрафактом и контрабандой. Сейчас навигационные пломбы применяются на грузовом автотранспорте только в Беларуси, а с 27 января такой порядок распространяется и на перевозки по России.

Казахстан

Казахстан не продлил для белорусских автоперевозчиков разрешение на перевозки по территории своей страны после процедур перецепки или перегрузки. Несмотря на то что Минтрансом Казахстана уже подготовлен соответствующий проект приказа, предусматривающий продление разрешения на следующий год, документ пока не приняли. Ответ с разъяснениями от казахстанской стороны на запрос белорусского Минтранса, отправленный еще в ноябре, до сих пор не получен.

До 2022 года в Казахстане существовал запрет на перевозку иностранными фурами перецепленных или перегруженных грузов по своей территории (если это не перевозчик страны назначения или страны отправления товара). После вступления в силу санкций ЕС против России и Беларуси запрет сняли до конца 2022-го. Далее он то возобновлялся, то снова отменялся.

Латвия

Латвия анонсировала введение нового ограничения: с января 2025 года объем ввозимого топлива в баках грузового транспорта для перевозчиков из стран, не входящих в ЕС, будет составлять не более 200 литров. При несоблюдении правила фуры будут просто отправлять домой.

Ограничение связано с противодействием незаконной торговле импортным топливом, освобожденным от пошлины в Латвии, а также служит для предотвращения неравенства возможностей между перевозчиками ЕС.

ЕАЭС

В конце года наблюдаются подвижки во взаимодействии в сфере грузоперевозок между странами ЕАЭС. Так, в декабре подписано Соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьих стран. Основная задача, которую должно решить соглашение, — это сделать перевозки между странами ЕАЭС более прозрачными, быстрыми и дешевыми.

«Главный инструмент для решения этих вопросов — широкое внедрение цифровых технологий и унификация правовых норм и стандартов. Так, например, соглашением предусмотрено введение единой электронной транзитной декларации, единое обеспечение пошлин и налогов, использование  навигационных пломб для отслеживания грузов, взаимное признание результатов проведения таможенного контроля и так далее», — объясняет Татьяна Солдатенко.

Такие договоренности способствуют развитию транзитного потенциала ЕАЭС в целом и увеличению товарооборота между странами. Они также помогут сделать трансграничные поставки более удобными и безопасными.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро