КРАСНОВ

Трагедии на пешеходных переходах: почему сбивают людей и как это остановить?

14 748
17 января 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Трагедии на пешеходных переходах: почему сбивают людей и как это остановить?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Пугает то, как начался этот год на пешеходных переходах. Сбивают детей, сбивают взрослых, сбивают по двое и по трое. Сбивают тех, кто идет на зеленый, и тех, кто идет на красный. Сбивают на нерегулируемых переходах, когда необходимо было уступать. Почему так происходит? Мы собирали мнения наших читателей: и пешеходов, и водителей, в том числе опытных. И пока собирали, на переходах снова случались ДТП: серьезные, страшные. Это похоже на черную полосу, которая все никак не закончится. Что идет не так, в чем причина этих происшествий и, главное, как самому их избежать? Об этом сегодня говорим с преподавателем и инструктором по вождению Юрием Красновым.

Трагедия в Минске

Одно из самых резонансных происшествий, случившихся в первые дни наступившего года, — ДТП на улице Космонавтов в Минске. Вечером 10 января 28-летняя водитель Ford сбила 8-летнего мальчика, переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Ребенок погиб под колесами пикапа. На опубликованной позже записи можно разглядеть, как дорогу переходят двое детей, а автомобиль почему-то не останавливается.

Внимание! Видео не предназначено для просмотра впечатлительным людям.

— Поначалу, до того, как появилась эта запись, у меня была такая гипотеза: наверное, летела. Даже когда есть искусственная неровность, на таких больших машинах можно не обращать на нее внимания — многие так и проезжают, не замедляясь, — говорит Краснов. — Но затем появилось видео: водитель ехала относительно небыстро, снизила скорость перед неровностью, спокойно ее переехала.

— Но не затормозила.

— Она не увидела пешеходов. У нее огромная машина, а мы не знаем роста водителя и того, что она в действительности видела со своего места. Стойки закрывают обзор, там же и огромные боковые зеркала, за которыми тоже ничего не видно. Плюс этот треугольник, куда крепится зеркало. В итоге большая зона оказывается скрытой от водителя, который сидит на своем месте. Кто может ручаться, что в этой зоне не оказались пешеходы? Там и взрослый человек будет скрыт, не то что ребенок.

Большой пикап — это, конечно же, не причина ДТП, это просто одно из множества обстоятельств, которые сложились трагическим образом. Темное время суток, темная одежда детей, угол, под которым в тот момент находился водитель по отношению к пешеходам, — обстоятельства того же ряда.

Произошедшее на улице Космонавтов тем и ужасает — это была совершенно обычная ситуация, которая может сложиться практически на любом переходе. Небыстро движущийся автомобиль, пешеходы тоже не бегут, переходят дорогу от дальнего края. И остаются не замеченными водителем.

Правила дорожного движения (п. 116):

при подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту.

— Выходит, не обязательно быть злостным нарушителем, явно превышать скорость, быть нетрезвым за рулем, чтобы оказаться в крайне плохой ситуации?

— Я бы сказал, что опытные водители рискуют в них попасть ничуть не меньше. Проблема в чем? Ты много ездишь за рулем, ни с чем таким не сталкиваешься, ничего такого не видишь. И вдруг совершенно обычная ситуация, никакого подвоха не замечаешь, а когда осознаешь, что происходит что-то непоправимое, — уже поздно. Успеваешь только воскликнуть: «Ой, мама...» — и все, мгновение не возвратить.

Останавливаться обязательно

Еще одна типичная ситуация, которая, впрочем, должна бы считаться настоящей фобией для любого водителя.

— Пешеходный переход, ты едешь по свободному ряду, а в других полосах вроде бы останавливаются машины. Или не останавливаются, а, знаете, как у нас любят, притормаживают, но все равно продолжают небыстро двигаться, накатывая на переход. Это очень плохая привычка — не останавливаться перед переходом. Во-первых, когда машина продолжает движение, пусть и медленное, это нервирует пешехода и провоцирует его ускориться, а в этом нет ничего хорошего, как сейчас станет ясно. Во-вторых, такое движение обманывает водителей в других полосах. Им в контексте может быть не очевидно, что рядом автомобили стоят, что впереди может быть опасность. И они могут просто не сфокусироваться на том, что впереди переход. Водитель едет, ему кажется, что он просто опережает машину в другом ряду, а из-за этой машины ему вдруг под колеса шагает пешеход, который тоже торопится. Спешка на дороге — это всегда большая проблема, — отмечает ведущий рубрики.

А ведь в соседней полосе может находиться грузовик, автобус, троллейбус, за которыми может быть вообще не виден пешеходный переход. Если они еще и едут в этот момент, пусть и медленно, то ситуация становится совсем опасной.

Правила дорожного движения (п. 117):

если перед нерегулируемыми пешеходным переходом и (или) велосипедным переездом остановилось (стоит), замедлило движение или движется с меньшей скоростью транспортное средство, водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов и (или) велосипедистов предоставить им преимущество и уступить дорогу соответственно.

«Это вопрос личной дисциплины»

Почему так много ДТП на переходах случается именно сейчас? Читатели высказывали различные версии: короткий световой день, бесснежная зима, когда сумерки становятся просто непроглядной мглой, рассеянность водителей после праздников.

— С начала года, а по-моему, и до Нового года на пешеходных переходах дежурили сотрудники ГАИ. Школьные каникулы же были. То есть профилактика проводилась. И ведь нельзя сказать, что это было работой впустую. Не исключено, что если бы этого не делали, все обстояло бы еще хуже, — рассуждает инструктор. — Но есть и побочный эффект. Люди ездят, видя, что на пешеходных переходах дежурит ГАИ. Потом враз все исчезают. Все, можно расслабиться, выдохнуть, ездить без страха — так некоторые считают. И внимание уходит. Это вопрос личной дисциплины водителей и их подготовки.

Алгоритм Краснова

— На наших дорогах много водителей, которые не натренированы для выполнения каких-то маневров, совершения определенного алгоритма действий, направленных на то, чтобы вовремя увидеть опасность, — продолжает преподаватель. — Проще говоря, водитель едет с расчетом, что если он увидит перед собой пешехода, то затормозит и пропустит его. А если он никого не видит, то и беспокоиться как бы не нужно.

Добавим, что некоторые водители, по ощущениям, действуют даже так: если появится пешеход, перед которым не будет возможности проскочить, — водитель затормозит.

— А что, если пешеход приближается к дороге, но водитель по какой-то причине его не заметил? Мы уже увидели, что такое вполне возможно. Соответственно, водитель должен действовать таким образом, чтобы увидеть этого не замеченного поначалу пешехода либо же достоверно убедиться в том, что никого нет. Причем эти действия должны быть доведены до автоматизма и составлять привычный и знакомый алгоритм, практически ритуал, который будет повторяться при проезде каждого пешеходного перехода, — настаивает ведущий рубрики.

Почему важен именно автоматизм? Потому что всего в голове не удержишь. Мы привыкли брать вилку в удобную для нас руку и не фокусируемся на этом всякий раз, когда садимся обедать. Ради интереса попробуйте изменить это правило и держать вилку другой рукой. Намучаетесь себе об этом напоминать, пока новый паттерн не войдет в привычку.

— Я за рулем уже много лет, езжу каждый день и каждый день проезжаю много нерегулируемых пешеходных переходов. И все равно случается, что мне жена, сидящая на пассажирском месте, подсказывает, что слева идет пешеход. И что интересно: я инструктор, я знаю, как нужно себя вести и какие действия необходимо предпринимать, я учу этому других, но будто по закону подлости часто никакой опасности для меня нет. А стоит мне один раз отвлечься, забыть — и обязательно будет идти пешеход. Поэтому алгоритм должен выполняться всегда — это единственный способ как-то подстраховаться от больших неприятностей, — отмечает инструктор.

Что за алгоритм предлагает Юрий Краснов? Водитель должен своими действиями обеспечить себе полный обзор ситуации. Нужно наклоняться, менять угол обзора, сделать все необходимое для того, чтобы исключить слепые зоны. Причем нужно наклоняться под разными углами, чтобы действительно увидеть все вокруг себя. Не вертись, сиди смирно — это требование учителя из младшей школы. Водителю, подъезжающему к пешеходному переходу, нужно вести себя совсем иначе.

— Что ни пешеходный переход — у меня лицо аж на капоте! Я наклоняюсь, смотрю по сторонам и вижу, идет кто-нибудь или не идет, — преподаватель старается продемонстрировать это. — Важный момент: чтобы увидеть то, что нужно, следует знать, куда смотреть. Подумайте, откуда может идти пешеход. Убедились, что можно ехать? Перепроверьте все еще раз, просто на всякий случай. Многие и совершают ДТП только потому, что еще раз что-то не перепроверили.

Чтобы выполнить этот алгоритм, нужно время, а чтобы это время было, нужно снизить скорость. Вот и еще одна правильная привычка — снижать скорость перед пешеходными переходами.

— Это самый важный фактор. Не соблюдение принципа двух полос между автомобилем и пешеходом, а то, с какой скоростью движется автомобиль. От этого зависит и то, успеет ли водитель среагировать на внезапное появление пешехода, и то, какими будут последствия, даже если все пойдет по плохому сценарию, — говорит ведущий рубрики. — И это точно такой же алгоритм: вы видите, что на пешеходном переходе никого нет, но снижаете скорость так, будто на нем кто-то есть. 

Можно, впрочем, услышать и альтернативные мнения.

— Бывает, что инструкторы говорят так: «Если вы будете наклоняться, чтобы оглянуться, вы будете дергать руль». Мои наблюдения подтверждают обратное. Руль дергают именно те водители, которые при оглядывании сидят ровно. А если ты наклонился, тебе, во-первых, хватает длины рук, чтобы не менять положение руля, а во-вторых, ты оказываешься в сгруппированной позиции. И это наш рефлекс, сформированный эволюционно: когда человек так группируется, у него активизируются зрение и реакция. Понаблюдайте сами: водитель сидит расслабленно, и вдруг что-то происходит на дороге — водитель рефлекторно сядет в такую позу, активизировав внимание, приготовившись реагировать, — считает Краснов.

— Недавно моя курсантка сдавала экзамен в ГАИ. А я своих курсантов учу, что когда ты хочешь оглянуться, нужно немного наклониться вперед. Она это делает, и ей экзаменатор говорит: «Водитель не должен наклоняться, он должен сидеть ровно». Мое мнение другое: те водители, которые сидят ровно, с гораздо большей вероятностью рискуют сбить пешехода на переходе, потому что попросту не заметят его в какой-то момент. Тот, кто сидит ровно, не может увидеть всю обстановку вокруг машины, — добавляет инструктор.

Как можно не заметить красный?

Еще одно жуткое ДТП. На проспекте Черняховского в Витебске 9 января водитель микроавтобуса, проехав, как сообщили в Следственном комитете, на запрещающий сигнал светофора, на регулируемом переходе сбил ребенка. Мальчик скончался в больнице.

Внимание! Видео не предназначено для просмотра впечатлительным людям.

— Как можно не увидеть красный сигнал светофора? — вопрошали многие.

— Элементарно. Опять же гипотеза: у водителя не натренировано внимание, он куда-то засмотрелся, о чем-то задумался — даже с опытными людьми это случается, — отмечает Краснов. — Причем проезжают на красный или сбивают пешеходов в основном как раз те водители, которые отнюдь не склонны к хулиганству за рулем, — они просто не увидели.

— С этим можно что-то сделать?

— Тренироваться. Я как инструктор регулярно часть своего времени уделяю тренировке внимания. А обычные водители чаще всего этого не делают. Они получили права и ездят, надеясь, что все будет хорошо и с ними ничего не случится.

— То есть развесить камеры на каждом светофоре и штрафовать за проезд на красный не поможет?

— Если человек невнимательный, если он отвлекся — никакая камера не поможет. В моей практике в бытность сотрудником ГАИ был такой случай: я останавливаю две машины, оба водителя проехали на красный свет. Подхожу к каждому, представляюсь, прошу документы. Поворачиваюсь и вижу, как на меня едет третья машина — и тоже на красный свет. Я останавливаю водителя, говорю: «Вы проехали на красный свет». А он на полном серьезе: «А где здесь светофор?» Я начинаю с ним беседовать, и оказывается, что полчаса назад он уже получил протокол за то, что проехал железнодорожный переезд на запрещающий сигнал. И вот он едет в расстроенных чувствах, внутри переживает эту ситуацию и не видит, не фокусируется на том, что происходит вокруг него. А есть те, кто отвлекается на музыку, на разговоры, на мобильный телефон за рулем, — что они увидят на дороге?

Попытки предотвратить такие ситуации мы видели, изучая с Красновым, как организовано дорожное движение в областных центрах страны.

— В разных городах мы видели, как с этим экспериментируют: дублируют сигналы светофора на асфальте, устанавливают дополнительные конструкции, делают проекции. Любой способ хорош, если невнимательный водитель благодаря ему обратит внимание на то, какой горит сигнал светофора, — полагает преподаватель. — Для нерегулируемых пешеходных переходов это еще важнее. Но подходить к вопросу нужно осознанно. Недостаточно освещать дополнительно сам переход, нужно подсветить территорию на подходах к нему, чтобы водитель мог увидеть пешехода заранее, пока он еще на тротуаре, и своевременно принять меры.

Вспомнили и о системах безопасности самих автомобилей, которые в наше время стали куда совершеннее.

— Было бы здорово, если бы все машины, а в первую очередь внедорожники, грузовики и автобусы, были оборудованы датчиками, которые бы контролировали ситуацию и либо предупреждали водителя об опасности, либо даже останавливали автомобиль, когда это нужно. Такое уже есть в мире, теперь необходимо, чтобы это стало обязательным — как ремни безопасности, — говорит Юрий Краснов и добавляет: — В общем, можно применять любые средства организации дорожного движения, внедрять любые технологии. Но подготовка водителей, на мой взгляд, имеет тоже большое значение. Каждый должен не просто ездить за рулем как получится, а тренировать свое внимание, знать в каких типичных ситуациях водитель может не видеть пешехода и принимать меры для улучшения обзора.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by