Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы приезжаем на большой перекресток улицы Богдановича и проспекта Машерова в центре Минска: недавно там случилось ДТП, столкнулись Peugeot и BMW. Что интересно, пять лет назад мы с Красновым точно так же приезжали на этот перекресток разбирать такое же по сути ДТП с двумя автомобилями. Согласитесь, раз в одном и том же месте происходят однотипные аварии, значит, с этим местом что-то не так.
Прежде всего короткий экскурс в год 2019-й. Тогда кроссовер Porsche Cayenne ехал по проспекту Машерова (со стороны гостиницы «Беларусь») и совершал поворот налево. А купе BMW 6-Series двигалось навстречу в прямом направлении. На перекрестке траектории пересеклись. Водитель Porsche сказала, что завершала маневр, а водитель BMW упирал на то, что начал движение через перекресток на зеленый сигнал светофора.
Вспомнили? Очень хорошо.
Теперь актуальный 2025-й. Тот же перекресток, только теперь с проспекта Машерова налево поворачивает Peugeot, ну а на месте BMW все так же BMW, только другой модели. Направления те же, полосы те же — просто какое-то дежавю спустя пять лет.
Запомним и формулировку ГАИ относительно последней аварии: «По предварительной информации, 20-летний водитель Peugeot, двигаясь по проспекту Машерова, на пересечении с улицей Богдановича при повороте налево не уступил дорогу BMW, двигавшемуся во встречном направлении».
Новый разбор Юрий Краснов начинает с изучения актуальной организации движения на перекрестке. Она могла как угодно измениться за это время, но перемен не так и много.
— Что тогда, что сейчас BMW у нас выезжали на перекресток по проспекту Машерова со стороны проспекта Независимости, по второй справа полосе. Это важный момент. Крайняя правая полоса уходит направо, и второй ряд справа за перекрестком становится первым, — показывает инструктор. — И сразу же упирается в автобусную остановку. Если вам не повезло, вы ехали по этому ряду и на остановке был автобус — будете стоять. И разумеется, никто не захочет притормозить, чтобы дать вам выехать.
Многие водители, ездившие этим маршрутом, хорошо знают эту ловушку. Отчасти поэтому вторая полоса на светофоре всегда посвободнее, в нее так и хочется перестроиться, чтобы продвинуться по потоку. Но что потом? Самые шустрые рассчитывают поднажать, как только загорится зеленый, чтобы оказаться впереди всех и перестроиться влево, до того, как калитка захлопнется. План-капкан в прямом смысле слова.
— Водитель из второго ряда стартует гораздо резче всех остальных. Он знает, что могут найтись те, кто из вредности ускорится, чтобы не дать ему перестроиться перед носом. И он валит на все деньги, как только загорается зеленый. Причем его внимание сконцентрировано на зеркалах, ему нужно видеть, что у него сзади и что сбоку, чтобы найти правильный момент для маневра. И водитель теряет из виду то, что происходит на перекрестке. А там кто-то поворачивает налево, кто-то не успел проехать, но он этого не видит. Еще и стойка может не вовремя закрыть обзор, — предполагает ведущий рубрики.
Что происходит, когда кто-то кого-то (а может быть, оба — друг друга) не видит, мы хорошо знаем. Громкий резкий звук удара, покореженный металл, мелкие обломки и расплывающиеся пятна технических жидкостей на асфальте.
— Важно то, что в обоих случаях встречные машины именно стояли на светофоре, они не выезжали на перекресток с ходу по свободному ряду, на скорости. Загорался зеленый — они разгонялись с места. Да, оба на BMW — быстрые машины, шустрые водители. Вот шустрые обычно и попадают в такие ситуации, — со вздохом говорит Краснов.
— Для чего здесь вообще такая полоса, которая заканчивается сразу за перекрестком?
— Так организовано движение, — пожимает плечами преподаватель. — Тем же автобусам хорошо по ней подъезжать на остановку.
— Может быть, тогда имело бы смысл выделить ее только для движения общественного транспорта?
— Может быть. Но это не исключит все проблемы. К примеру, там смогут ехать электромобили — им ведь разрешено двигаться по выделенным автобусным полосам, а мы знаем, что электромобили тоже умеют разгоняться очень шустро. Тем не менее это могло бы положительно сказаться на ситуации в целом. Для водителей был бы еще один повод сконцентрировать внимание, лишний раз подумать, стоит ли вообще туда соваться.
Есть и другая весьма любопытная особенность этого перекрестка. Он большой, действительно большой. Но для тех, кто выезжает на него по проспекту Машерова со стороны улицы Сторожевской, он становится просто огромным. Все потому, что стоп-линия, с которой нужно начинать движение при переключении светофора на зеленый, находится примерно на расстоянии 30 метров от пересекаемой дороги. На 30 метров, соответственно, увеличивается дистанция для условного водителя, который собирается поворачивать налево.
— А что ж так далеко?
— Потому что светофор установлен далековато от перекрестка, а стоп-линия должна быть для водителей раньше светофора. Почему так установили светофор? Потому что ближе к перекрестку его негде повесить — столба не хватило. Такая особенность этого места, — объясняет ведущий рубрики.
Итого получаем автомобиль, которому нужно по длинной траектории успеть проехать перекресток на дополнительную стрелку для поворота налево, и другой автомобиль, встречный, готовый сорваться с места на зеленый.
— Важно отметить, что стрелка налево здесь горит достаточно долго, если сравнивать с некоторыми другими светофорами в Минске. Но именно у этого перекрестка свои нюансы. Стрелка горит долго, и часто те машины, которые стояли на светофоре в очереди, успевают проехать друг за другом. Потом образуется небольшая пауза — никого нет. А стрелка горит. И вот кто-то подъезжает к перекрестку и видит, что впереди пусто, что ему горит стрелка, и он хочет успеть. Хорошо, если водитель опытный: добавил скорости и быстро проскочил перекресток. А есть такие, кто хуже понимает ситуацию и едет так, будто и не торопится вовсе. Стрелка уже моргает, а он и не тормозит, и не ускоряется — едет так же, как ехал. А перекресток большой, и водитель этот, вместо того чтобы поворачивать скорее, едет по долгой траектории к центру перекрестка... Ему стрелка уже погасла, а он все еще едет! И тут загорается зеленый встречным, — отмечает Краснов.
— Поэтому в такие ДТП попадают не хулиганы, а как раз достаточно спокойные и дисциплинированные водители, — продолжает инструктор. — Если человек сознательно нарушает, если видит, что стрелка гаснет, он будет лететь на всех парах, чтобы быстро смыться с этого перекрестка и не попасть в опасную ситуацию. Но в нее попадет тот, кто не осознает риск. Он едет равномерно, не ускоряется, он даже не в курсе, что ему нужно торопиться. Он может до самого удара не оценивать всего, что происходит. Или даже поймет, что ситуация стремительно ухудшается, но он же уже выехал и так быстро не может сообразить, как ему действовать.
Это уже не говоря о том, что не все и не всегда замечают, что стрелка мигает, а не горит. Бросил взгляд — увидел стрелку, потом глянул по зеркалам, снова на светофор — снова увидел стрелку. Так совпало: думаешь, что она горит, что не нужно ни останавливаться, ни торопиться, и едешь спокойно, а она вдруг гаснет.
Кстати, не все в принципе помнят, как проезжать перекресток, если горит дополнительная стрелка с основным зеленым сигналом светофора.
Правила дорожного движения
При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
При включенной стрелке дополнительной секции светофора (одновременно с запрещающим сигналом) водитель, находящийся на крайней полосе проезжей части дороги, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие для движения транспортных средств, движущихся за ним по этой же полосе, если иной порядок движения не определен дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе» или соответствующей горизонтальной дорожной разметкой.
При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений (п. 104).
— Все это сильно тормозит всех в конечном счете. Кто-то начинает движение только через 8—10 секунд, как стрелка зажглась. Другие так долго выезжают, что успевают доехать лишь до середины перекрестка, и стрелка уже мигает. Кто-то едет на стрелку с зеленым и боится: думает, что нужно уступать встречным. И все это так неспешно движется, а потом оказывается, что стрелка погасла, а ты завис посреди перекрестка и навстречу тебе уже едут, — говорит преподаватель.
В таких ситуациях нужно как у пилотов — определить момент принятия решения. Если уже едешь — то езжай и постарайся не задерживать других и не подставляться под удар. А не уверен — тормози, поедешь во время следующего цикла светофора.
И не нужно думать, что опасные ситуации происходят на единственном перекрестке в Минске. Таких перекрестков множество.
— Я сам на днях чуть не встрял на Партизанском проспекте, — рассказывает Краснов. — Остановился на красный, впереди поворачивают троллейбус, автобус и маршрутка — закрывают обзор. Загорается зеленый, я начинаю движение и вижу, как выезжает женщина, поворачивает налево. Я видел, что она растерялась, у нее буквально по губам можно было прочитать «Ой!» И ведь она могла видеть светофор, могла просчитать ситуацию. В общем, хорошо, что ей все дали проехать. А представьте, что справа кто-то резче стартовал — он бы в нее врезался.
А теперь к формулировке ГАИ — помните ее? «По предварительной информации, 20-летний водитель Peugeot, двигаясь по проспекту Машерова, на пересечении с улицей Богдановича при повороте налево не уступил дорогу BMW, двигавшемуся во встречном направлении». То есть виноват водитель Peugeot — так предварительно выходит?
— Как это: при повороте налево не уступил дорогу? — задается вопросом ведущий рубрики. — Стрелка здесь загорается с основным зеленым сигналом светофора. То есть водитель, при условии, что он выехал на разрешающий сигнал светофора, не должен никому уступать. Если после того, как он выехал на перекресток, стрелка погасла и встречному направлению загорелся зеленый свет, то этот водитель должен завершить свой маневр. Соответственно, другие водители должны уступить дорогу.
Правила дорожного движения:
при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений (п. 104);
водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо (п. 106);
при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток (п. 107).
— На мой взгляд, это пограничная ситуация, которая выявляет правовой казус. Один водитель пытается закончить проезд перекрестка, но стрелка погасла и встречные водители стартуют на свой зеленый: должны они ему уступать или не должны? — инструктор ставит вопрос ребром.
— И в Минске такая схема работы светофоров весьма распространена: сначала загорается стрелка для поворота налево с основным зеленым сигналом, потом стрелка гаснет и зеленый загорается встречным. Должны ли они пропустить того, кто не успел уехать с перекрестка?
Кстати, в Витебске мы наблюдали несколько иной подход к организации движении. Там, когда гаснет стрелка, очень часто движение начинают не встречные авто, а поперечное направление. Это позволяет избегать конфликтов.
— Причин ДТП может быть много, но когда аварии происходят в одном месте будто под копирку, невольно задумываешься: а можно ли что-то сделать, чтобы подобного не случалось? Можно, как в Витебске, запускать по очереди разные направления. Или выделить автобусную полосу. Или для безопасности предусмотреть время, когда стрелка для поворота налево уже погасла, а зеленый встречным машинам несколько секунд не загорается. Понятно, что перекресток большой и загруженный и любое промедление здесь нежелательно. Но ведь и ДТП сильно влияют на его пропускную способность. Из двух зол нужно выбирать меньшее, — констатирует Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by