Россия разрешила белорусским грузоперевозчикам совершать каботажные автомобильные перевозки грузов по своей территории. Казахстан возобновил разрешение на выполнение перевозок с перецепкой/перегрузкой. Литва же обязала белорусских и российских перевозчиков декларировать уровень топлива при въезде в страну.
Изменения в законодательстве РФ, разрешающие перевозчикам государств — членов ЕАЭС совершать каботажные автомобильные перевозки грузов по территории России, вступили в силу с 1 марта.
Среди самых важных условий:
каботаж должен осуществляться после завершения международной перевозки;
разрешено не более трех последовательных рейсов между пунктами на территории России;
между датами первой разгрузки в ходе завершения международной перевозки и последней в ходе каботажной перевозки не должно пройти больше семи календарных дней.
«Еще одно существенное условие — получение разрешения от Ространснадзора на каждую перевозку. Сделать это можно через оформление заявки в электронном виде с приложенным перечнем необходимых документов, включая международную ТТН. Однако здесь возникла путаница. Разрешение на каботаж вступает в силу с 1 марта. Приказ же, определяющий порядок оформления заявки и регламентирующий состав сведений, которые необходимо в ней указывать, вступит в силу только 1 сентября. Как работать до осени — непонятно. Министерство транспорта Беларуси уже обратилось к коллегам в России за разъяснениями. Ждем ответа», — комментирует ситуацию директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
Казахстан возобновил разрешение для перевозчиков ЕАЭС на выполнение перевозок с перецепкой/перегрузкой. Оно будет действовать до 1 января 2026 года.
Напомним, в стране запрещена перевозка иностранными фурами перецепленных или перегруженных грузов по своей территории, если это не перевозчик страны назначения или страны отправления товара. Однако в 2022 году, после вступления в силу санкций ЕС против России и Беларуси, запрет сняли. С тех пор разрешение то продлевалось, то снова отменялось на какой-то период. Срок действия последнего разрешения истек в декабре 2024-го. И вот в феврале оно снова вступило в силу.
«Впрочем, не обошлось без ужесточений: последующий перевозчик должен иметь в наличии казахстанское разрешение на перевозку по стране, выданное первому перевозчику. То есть тому, кто вез груз до процедуры перецепки/перегрузки. Это обязательное требование и его несоблюдение может повлечь за собой штраф в размере около $4000», — говорит Татьяна Солдатенко.
Литва обязала белорусских и российских перевозчиков декларировать уровень топлива при въезде в страну. Это касается тех фур, которые едут транзитом через Калининград. Нововведение анонсировано в феврале, но вступит в силу 12 марта. Проверять уровень топлива будут в пунктах пропуска на границе с Беларусью и Калининградской областью как на въезде в Литву, так и на выезде из нее.
На такую меру Вильнюс пошел для того, чтобы предотвратить случаи перепродажи топлива на черном рынке. Власти посчитали, что из-за таких действий страна теряет до 20 млн евро в год.