КРАСНОВ

Разворот здесь — это целая проблема. Разбор аварии на Логойском тракте

33 765
28 марта 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Разворот здесь — это целая проблема. Разбор аварии на Логойском тракте

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Каждую аварию можно рассматривать по-разному. Кто-то видит только столкнувшиеся автомобили, а для других искореженный металл — это лишь следствие неких более значительных условий и процессов, которые привели к ДТП. Как организовано дорожное движение, как вели себя водители, были ли факторы, которые обусловили их действия? Это то, что называется разбором, и это то, чем мы занимаемся в еженедельной рубрике вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.

Авария на Логойском тракте

Происшествие на Логойском тракте осталось бы незамеченным, если бы не очевидец, приславший нам видео со своего регистратора. Участок между улицами Широкой и Кольцова, специально предусмотренное для разворота место. В средней полосе останавливаются встречные автомобили, остальные полосы выглядят свободными. Начавший маневр водитель Skoda не замечает машину, которая приближается по крайнему правому ряду.

Больших вопросов о виновности в таком ДТП не возникает.

Правила дорожного движения (п. 67):

Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и попутному трамваю.

— Конечно, основные претензии в такой ситуации должны быть к тому, кто разворачивается. Хорошо, в одной из встречных полос тебя пропускают, а в остальных? Нужно было при развороте притормозить перед правым рядом и убедиться, что оттуда нет опасности, — отмечает ведущий рубрики. — Но водитель, который разворачивается, частенько торопится, чтобы никого не задерживать и самому быстрее выйти из рискованного положения. А тут еще место проблемное.

О том, что место проблемное, нам сообщали и многие читатели. Да и Краснов отлично знает Логойский тракт. Поэтому совсем скоро углубимся в специфику этого участка, а пока упомянем о неосторожности, которую допускают многие.

— Есть такое правило: не опережай на скорости машины, которые замедляются или стоят в соседних полосах. В такой ситуации осторожность могла бы спасти от неприятности обоих водителей. С другой стороны, трудно в чем-то винить человека, который просто едет по свободной полосе. Он, может быть, впервые на этом участке Логойского тракта и не знает, что здесь место для разворота. Едет себе и едет и никому ничего не должен, — говорит инструктор.

Проблемное место

Что же это за участок такой, в чем его сложность?

Чуть поодаль к Логойскому тракту выходят две улицы: Широкая с одной стороны и Калиновского с противоположной. И улица Широкая тут действительно широкая, практически бульвар. Но выезд с нее на Логойский тракт разрешен только в одном направлении — направо. Соответственно, всем, кому с Широкой нужно ехать прямо или налево, приходится сначала поворачивать направо, а потом разворачиваться.

И вот место, где случилась авария, — ближайшее такое место, где разрешен разворот.

Не станем слишком углубляться в причины такой организации движения. Обозначим лишь, что улица Калиновского на противоположной стороне Логойского тракта совсем узкая: полоса туда, полоса назад. Но трафик здесь значительный, движение разрешено во всех направлениях. Если выезжающим автомобилям придется пропускать тех, кто едет навстречу с Широкой, — в час пик остановится и улица Калиновского, и вся эта часть Логойского тракта, включая трамваи.

— Может быть, когда-нибудь улицу Калиновского расширят, и тогда проблема исчезнет. Сделают развязку, может быть, — смотрит в будущее Краснов.

Трудности разворота

Но давайте вернемся к настоящему.

Как бы там ни было, а многим водителям приходится разворачиваться в том самом проблемном месте, на которое жалуются наши читатели и где произошла авария. Развернуться здесь не так просто.

— Человек подъезжает и видит: на встречной стороне три полосы. Он делает вывод, что сможет спокойно развернуться. Но в процессе понимает, что это не так. Дело в том, что когда увеличивали пропускную способность Логойского тракта, полосы движения здесь сделали весьма узкими. И эти три полосы на самом деле по ширине как два обычных широких ряда. Поэтому с разворотом могут быть проблемы: он сделан так, что не каждая машина развернется с первого раза, даже легковая, — считает преподаватель.

Иногда это вопрос навыка.

— Каждый водитель должен понимать габариты своего автомобиля. И разворот в таком месте нужно выполнять правильно: не начинать движение, плавно доруливая, а сразу и максимально быстро выворачивать руль до упора. Но и это не гарантия, ведь у каждой машины свой радиус разворота, и кому-то пространства не хватит, — предупреждает Краснов.

Если не вписался — нужно быстро включить заднюю передачу, перекрутить колеса в обратную сторону, отъехать, снова переключить передачу, снова перекрутить колеса... В общем, как ни старайся, а если не вписался, то не вписался.

— И тут начинается, к сожалению, обычная история на наших дорогах: вместо того чтобы помочь тому, кто застрял, водители несутся на него на скорости, сигналят, моргают фарами, начинают объезжать со всех сторон. Для чего? Дайте человеку уехать — всем легче станет. Но каждый раз повторяется одно и то же. Я думаю, кто хоть раз сталкивался с таким, тот запомнил этот опыт и уже знает, что лучше ему вписаться с первой попытки, — продолжает ведущий рубрики.

Когда мы наблюдали со стороны, как здесь разворачиваются водители, приехал длинный ГАЗ. Было понятно, что он никак не впишется. Да и само решение водителя попытаться проехать в таком месте вызвало вопросы.

— Там дальше перекресток — лучше бы он туда поехал разворачиваться. Стратегическая ошибка, — заметил инструктор.

Но водитель ГАЗа рискнул. И вот длинный грузовик становится поперек дороги, долго включается задняя передача. В этот момент кто-то начинает разворачиваться где попало, а водитель, стоявший в очереди за грузовиком, зачем-то подъезжает к нему вплотную, мешая тому отъехать. Уже сигналят машины, которым грузовик мешает проехать по прямой. Хаос — иначе не скажешь.

Краснов смотрит на все это с каким-то болезненным выражением лица.

— Я считаю, что умение ждать — это показатель культуры человека. Имейте выдержку! — говорит он в сердцах, но быстро успокаивается: — Я, кстати, недавно с курсанткой парковался во дворе. И проезжавшей девушке нужно было какую-то минуточку подождать, пока дорога освободится. Так она, чтобы не ждать эту минуточку, стала объезжать нас по тротуару.

Это, конечно, не нормально, но многие в глубине души знают, что поступили бы так же, правда?

Грузовик наконец смог сдать назад и завершил свой маневр, тяжело покатил по узкой полосе широкого тракта.

— Должно работать правило логики и безопасного поведения на дороге: увидели, что человек не вписался, — остановитесь, оставьте ему достаточное пространство и дайте закончить маневр. Не нужно его объезжать или подпирать со всех сторон, он и так в таком положении боится всех, поэтому и замирает поперек дороги. Ему назад нужно отъехать, а он пугается, что там кто-то будет ехать. Общая задача в этот момент — сделать так, чтобы дорога освободилась как можно скорее, — это совет от ведущего рубрики.

Но здесь отъехать назад хотя бы можно по правилам. А вот не вписаться в разворот на перекрестке — беда, там задним ходом двигаться запрещено.

— И что, машину бросать, если на перекрестке не вписался? — с улыбкой спрашивает преподаватель. — В этом проблема наших ПДД: там есть пункты, которые не выполняются. Раньше, кстати, формулировка была иной: движение задним ходом на перекрестке запрещено, кроме случаев разворота. И, на мой взгляд, так было правильнее, потому что случайно не вписаться может даже опытный водитель — сел в новую для себя машину, в каршеринг, к примеру, и не рассчитал. И как быть?

Выбор покупателей
для легковых автомобилей, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: A/C/71 дБ
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)

А если подстраховаться?

Мы уже выяснили, что из крайней полосы, той, которая предусмотрена для разворота, развернуться бывает по-настоящему трудно или даже невозможно.

— Что делать тем, кто не может вписаться? Или даже может, но хочет подстраховаться? К примеру, на этой машине я впишусь в разворот из крайней полосы, но протиснусь еле-еле. А если изначально займу положение чуть правее, то выполню разворот куда быстрее и проще и скорее освобожу проезжую часть для проезда. Что важнее и нужно ли рисковать? — задается вопросами инструктор.

Об этом же говорили наши читатели: многие, чтобы избежать затруднений, начинают разворот не из отведенной для этого полосы, а заезжая в полосу правее и оставляя себе больше места. Но это злит водителей, которые едут по Логойскому тракту прямо: часть полосы, не предназначенной для разворота, занята такими вот перестраховщиками. Им, понятное дело, сигналят.

— Есть интересный нюанс. Многим кажется, что разворот необходимо выполнять обязательно по кратчайшей траектории, закручивая руль по максимуму. Но вот интересно: это где такое сказано? А нигде. Поэтому, строго говоря, я имею право развернуться по любому радиусу. И это правильно, потому что у водителя могут быть разные обстоятельства, вплоть до того, что у машины нет гидроусилителя руля. Он даже если захочет — не сможет развернуться по минимальному радиусу, — отмечает Краснов.

Правила дорожного движения (п. 66):

Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения.

— В ПДД есть пункт 66, который оговаривает некоторые возможные отступления от правил, в том числе и, как там это сформулировано, по «другим причинам». Это значит, что если я по какой-то причине не могу выполнить разворот из крайнего положения на проезжей части, я имею право от этого пункта отступить, — продолжает он. — Принимает решение именно водитель, оценивая, из какого положения он сможет выполнить разворот. Он, к примеру, понимает, что сейчас не впишется из этой крайней полосы, ему придется сдавать назад, поставив и самого себя, и остальных в опасное положение, — зачем ему рисковать? И он оставляет себе больше места. Какие вопросы могут быть у остальных? Зачем они сигналят? Не надо сигналить, а надо снизить скорость и немного подождать или в крайнем случае перестроиться вправо. Но для многих это проблема, потому что многие на дороге очень нетерпеливые.

Чуть-чуть бы пошире

Бросаются в глаза где-то помятые, а где-то перекошенные столбики, выставленные вдоль проезжей части в месте разворота.

— Хорошим решением было бы сделать на той стороне дороги отдельную полосу, куда бы попадали развернувшиеся авто: они бы набирали там скорость и уже оттуда выезжали в основные полосы движения. Эдакая «капелька», какие мы видели на гродненской трассе. Но тут это организовать сложно: вдоль края дороги имеются зеленые насаждения, еще и трамвайные пути рядом, — рассуждает ведущий рубрики.

Да что там «капелька»... Кажется, если бы удалось хоть немного расширить проезжую часть в этом месте, проблема в значительной степени была бы решена. Грузовики — отдельная история, но большинству невписавшихся легковушек не хватает каких-то сантиметров.

— Если уж мы делаем место для разворота, то оно должно быть сделано так, чтобы там мог развернуться практически любой — правильно? А здесь многие водители испытывают затруднения. Дорогу бы расширить хоть немного, а сделали наоборот: установили столбики. Зачем они? Чтобы, если не вписываешься, вообще не было никаких вариантов? Или чтобы побольше людей себе машины разбили? Странное решение, — замечает преподаватель.

Послесловие

Мы постояли у этого места еще некоторое время. Большинство водителей вписываются в разворот, но и тех, кому приходится сдавать назад, немало.

— Интересно, что некоторые изначально не доезжают до конца полосы, из-за чего очередь в ней не помещается. А еще бывает, что на разворот идут сразу двое-трое водителей, мешая друг другу. Основная проблема здесь именно в часы пик. Когда машин мало — обзор хороший. А в часы пик автомобилей много, собирается пробка, не позволяющая нормально разворачиваться, и очередь на разворот вырастает значительная — все нервничают, торопятся. Есть водители, которые видят трудность положения и стараются помочь: останавливаются, чтобы кто-то смог развернуться. Сам я часто еду на перекресток чуть дальше, чтобы развернуться там. Разворачиваюсь, возвращаюсь, а здесь все еще стоят те же машины. У них безнадега, и я тогда, конечно, притормаживаю, даю развернуться, — говорит Юрий Краснов.

— Потому что взаимопомощь на дороге — обязательное условие для безопасности дорожного движения.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by