Директор компании-партнера «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко рассказала нам о значимых событиях апреля на белорусском рынке грузоперевозок. Например, о ведущейся на межправительственном уровне работе по либерализации перевозок с Пакистаном.
В конце апреля Минтранс РФ ответил белорусским коллегам на обращение относительно разъяснений по поводу противоречий в законодательных актах, касающихся каботажных перевозок. Напомним: постановление, разрешающее перевозчикам государств — членов ЕАЭС совершать каботажные автомобильные перевозки грузов по территории России, вступило в силу еще с 1 марта. Оно содержит ряд условий, которые необходимо соблюдать перевозчикам. Однако приказ, определяющий порядок оформления заявки и необходимый состав сведений для ее оформления, вступит в силу только 1 сентября. То есть ситуация сложилась таким образом, что разрешение на каботаж есть, но регламента выполнения таких перевозок нет.
На обращение транспортного ведомства нашей страны российская сторона пояснила: противоречия в датах связаны с тем, что порядок подачи и рассмотрения заявки на выполнение каботажной автомобильной перевозки грузов предполагает создание и эксплуатацию отдельной информационной системы. Однако сейчас она находится в процессе разработки и будет введена в эксплуатацию не ранее 1 сентября 2025 года. Также в российском Минтрансе пояснили, что без введения в эксплуатацию этой информационной системы реализация всего комплекса положений нормативных правовых актов, регулирующих выполнение каботажных автомобильных перевозок, невозможна.
«Некоторые перевозчики на свой страх и риск уже поехали в Россию, чтобы попробовать работать с каботажем. Видимо, полагаясь на то, что оштрафовать их никто не сможет. По крайней мере, до сентября. Ведь точно так же, как нет четкого регламента оформления заявки, нет и прописанных штрафных санкций и оснований для их применения», — говорит Татьяна Солдатенко.
В апреле прошла рабочая встреча руководителей транспортных ведомств Беларуси и Пакистана, на которой стороны обсудили взаимодействие в области транспорта и логистики. Работа на межправительственном уровне по либерализации перевозок с этой страной ведется уже давно. А в ноябре прошлого года она вылилась в подписание документа, цель которого — упростить перевозки между странами. Соглашение пока не вступило в силу, но анонсируется, что к июню оно должно пройти белорусскую ратификацию.
«Для Беларуси Пакистан — перспективное направление. Оно открывает не только новые рынки сбыта, но и возможность выхода к морю через пакистанские порты в Индийском океане. Это важный момент, так как сейчас выход в Мировой океан через литовские и латвийские порты для Беларуси практически закрыт из-за санкционных ограничений. К слову, с закрытием прибалтийских портов осложнения испытала и торговля с Пакистаном, которая осуществлялась большей частью через море. Либерализация автомобильных перевозок на этом направлении подразумевает развитие удобных логистических маршрутов и инфраструктуры, упрощения способов расчетов, освобождение перевозчиков от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, связанных с использованием ТС, и другие нюансы, которые помогут сделать наземные перевозки с Пакистаном дешевле и проще», — объясняет Татьяна Солдатенко.
Беларусь предложила Китаю увеличить до 40 000 бланков годовую квоту разрешений на перевозки, так как существующая норма не сможет удовлетворить потребности белорусов. Об этом шла речь на заседании белорусско-китайской Совместной комиссии по международным автомобильным перевозкам.
Этот вопрос поднимается не в первый раз: в конце прошлого года белорусская сторона уже высказывалась о необходимости увеличить количество «дазволов» от Китая. Тогда перевозчики жаловались на то, что существующей в 2024 году квоты в 10 000 бланков критически мало, и просили на 2025-й увеличить ее до 20 000. Сейчас желаемая цифра увеличилась еще вдвое.
«Спрос на перевозки с Китаем действительно растет. По данным Биржи, за первый квартал 2025-го количество заявок на поставки из этой страны выросло в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительный рост спроса отмечался на протяжении всего 2024-го. И вероятно, что в этом году мы будем наблюдать ту же тенденцию», — отмечает Татьяна Солдатенко.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро