Сегодня разбираем аварии, которые происходят при выполнении одного из самых трудных маневров — разворота. В чем их схожесть, кто виноват и как предотвращать такие ДТП — об этом говорим вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.
Наверняка вам не раз доводилось слышать о том, что разворот является одним из самых трудных маневров. Так учат в автошколах, об этом регулярно напоминает ГАИ.
— Разворот труден тем, что это очень медлительный маневр. Любой может тебя догнать, создать помеху, и ты в конечном счете останешься виноват. Именно поэтому так важно быть внимательным при развороте, ожидая беды отовсюду: и сзади, и спереди, и справа, и слева, — отмечает ведущий рубрики.
Разворот запрещается:
• на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них с обеих сторон, кроме случая разрешенного разворота на перекрестке;
• в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров;
• на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств;
• на путепроводах и под ними;
• на железнодорожных переездах.
Вот видео, которое нам на разбор прислал читатель. «Кто виноват в этом ДТП? — интересуется он. — Или здесь обоюдная вина водителей?»
— Да, ситуация курьезная, — комментирует Краснов, просматривая запись. — Тот водитель, который первым начал разворот, посмотрел, что машины стоят. Он повернул, затем включил задний ход. И, как мне кажется, на дорогу уже не смотрел — он же помнил, что все стояли. И это первая ошибка: не нужно помнить, нужно контролировать. Потому что у нас любой автомобиль в любой момент может начать движение без каких-либо дополнительных сигналов. Указатель поворота почти никто не включает, потому что все привыкли, выезжая с парковочного места во дворе, что указатель поворота как бы не за чем. Обратите внимание: на АЗС, отъезжая от колонки, водитель обязан включать указатель поворота. Кто-нибудь это делает? Никто.
— А вы?
— Я делаю. Но это мало что меняет. И у второго водителя в ситуации на видео та же проблема. Включил ли он аварийную сигнализацию, начиная движение задним ходом? Хорошо ли он осмотрелся, контролировал ли ситуацию вокруг? Думаю, вряд ли, иначе увидел бы ту машину. Но он рванул так быстро, что сложилось впечатление, что в ту сторону он не смотрел, а просто решил, будто там никого нет, никто ему не помешает.
— И кто же виноват, с вашей точки зрения?
— Тот, у кого помеха справа. Причем относительно направления движения транспортного средства. Это важная оговорка, о которой задумывались не все водители. Если вы едете вперед, то помеха справа у вас будет с одной стороны — справа, а если едете задним ходом, то, выходит, с противоположной, как бы тоже справа, но именно относительно направления вашего движения, а не положения транспортного средства и того, где у него передняя часть, а где — задняя.
Однако если говорить не только о том, кто виноват, но и о том, что делать, важно вот что: когда двое водителей движутся задним ходом, им обоим очень трудно контролировать пространство по направлению своего движения. И чтобы не оказаться в сложной ситуации, нужно ехать как можно медленнее, много раз смотреть по сторонам, делать промежуточные остановки на всякий случай. То есть давать себе возможность избежать ошибки или по крайней мере вовремя ее исправить.
Еще одно видео от читателя. Улица Веры Хоружей в Минске. Водитель легкового автомобиля поворачивает направо и стремится занять полосу для разворота. Но разворота не случилось, а случилось ДТП с участием мотоциклиста. Виновным признали автора видео.
— Водитель автомобиля рассказывал мне, что он видел мотоциклиста слева, когда выезжал на улицу. На записи его тоже видно. Водитель повернул и хотел развернуться. При этом он не занял крайнюю левую полосу, потому как считал, что ему для разворота понадобится больше места. И, в принципе, это верно: обычно легковому автомобилю нужно две с половиной полосы, чтобы вписаться в разворот, — отмечает Краснов.
Если для разворота вне перекрестка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги или с правой по ходу движения обочины. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 68).
— А вот что не верно, так это считать, что раз ты занял половину полосы, то по второй половине никто уже не будет ехать. Ага, как же! Тут мотоциклист, он видит пространство — и он туда поедет. Да что мотоциклист, даже водители бы стали объезжать — пусть и по двойной сплошной. У наших водителей так заведено: никто не хочет ждать, в любой ситуации лезут, объезжают, лишь бы скорее проехать. И вот ситуация: у автомобиля включен левый поворот, но мотоциклист объезжает его с этой стороны — впереди же горит зеленый свет. Такой у нас менталитет, точка, грустный смайлик. Я больше люблю веселый, но он здесь не подходит, — продолжает преподаватель.
— И такие ситуации мы видим периодически, — добавляет ведущий рубрики. — Если кто-то считает, что когда он разворачивается, все остальные должны ему уступить и подождать, то он не угадал. И в случае ДТП виновным наверняка признают того, кто разворачивался, потому что он должен был уступить. Наши люди это знают, поэтому с еще большей вероятностью спокойно развернуться не дадут: у них преимущество, они будут им пользоваться. Остается принять как факт: тот, кто разворачивается, — всем должен.
— Но особенно эта ситуация обостряется тогда, когда транспортное средство не вписывается в разворот из крайнего левого положения. Впишется или нет, зависит от размеров перекрестка, от габаритов автомобиля и радиуса его разворота — соотношение этих параметров и определяет траекторию разворота. Если перекресток большой, а машина маленькая, водитель легко развернется там. Но чем перекресток меньше или чем машина больше, тем сложнее, — комментирует инструктор.
Напомним, что, выбирая для разворота большой радиус, нужно помнить не только о встречных автомобилях, но и о попутных, которые могут начать вас опережать в момент, когда вы пытаетесь развернуться.
— Некоторые водители, двигаясь по большому радиусу, включают сначала правый указатель поворота, и это ошибка, ведь все решают, что машина едет направо. А она вдруг зажигает левый поворотник и идет на разворот, когда кто-то там уже несется опережать. Поэтому нужно сразу включать левый указатель поворота, — предупреждает Краснов, а затем, подумав, добавляет: — Впрочем, это все равно не спасет. Те, кто сзади, будут со смехом думать: вот, мол, чудак, включил левый поворотник, а поворачивает направо — и все равно ничего не поймут.
И третье читательское видео. Пересечение улиц Восточной и Олешева в Минске.
— Мы видим, что водителю моргает зеленый свет, загорается желтый. И это всегда провоцирующий фактор. Что ему помешало заранее начать снижать скорость и остановиться, как того требуют ПДД? — задает резонный вопрос преподаватель. — В этот момент другой водитель, перед разворотом, мог решить, что встречная машина далеко и проехать не успеет, а значит, ему можно развернуться. Один не тормозил, другой что-то себе надумал — и вот результат.
— Так ладно бы только это. Ну разворачивается впереди автомобиль — притормози и спокойно езжай за ним. Нет, нужно же обязательно его объехать, пусть даже по двойной сплошной! Хорошо, объехал — ну и ехал бы себе дальше, зачем было сразу пытаться перестроиться? Мог так ехать до улицы Лукьяновича, никто не мешал. Сам себе человек нашел проблему, поступил неосмотрительно, давайте так это назовем, — качает головой ведущий рубрики.
Это, впрочем, не означает, что и к разворачивавшемуся у строгого инструктора не будет вопросов.
— Он тоже хорош. Зачем разворачиваться в ситуации, когда ты видишь, что на тебя едет машина? Решил, что она не проскочит? Не угадал. Опять-таки, поверил в то, что придумал сам. А гадать не надо, надо оценивать ситуацию. Посмотрел? Посмотри еще раз — все меняется за мгновение. А то знаю я, как это бывает. На разборе одного ДТП в ГАИ начальник задает водителю вопрос: «Вы следили за окружающей обстановкой?» Тот отвечает: «За обстановкой не следил: я же вперед ехал, вот вперед и смотрел». Это реальный случай, такие вот у нас есть водители, — посетовал Краснов.
— Обратите внимание: три разные аварии, но у них много общего. Бросаются в глаза общие ошибки: люди недостаточно хорошо отслеживают окружающую обстановку. И не потому, что они невнимательные. Просто они не смотрят, полагая, что никто им не помешает. Они себе что-то придумали и сами поверили в то, что придумали. А на дороге, как и в жизни, все нужно перепроверять, и чем чаще — тем лучше, — указывает ведущий рубрики.
— И другая проблема: отсутствие взаимопомощи на дороге. Наши водители, когда разворачиваются и видят, что на них едут, просто останавливаются. Они знают (потому что неоднократно попадали в такие ситуации), что никто им не поможет, и решают, что лучше уж постоять, пока остальные их как-нибудь объедут — все равно же будут щемиться.
А вот если бы водители привыкли помогать друг другу и вместо нервных и поспешных действий притормаживали и моргали дальним светом, показывая, мол, не переживай, я помогаю, разворачивайся, — на дорогах было бы куда спокойнее. И в этом мой самый главный совет: видите машину, которая разворачивается, — сразу думайте, как помочь, — призывает Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by