Rolls-Royce Phantom — это гораздо больше, чем просто автомобиль. Так о своем творении говорят сами создатели, на протяжении вот уже ста лет непреклонные в своем стремлении создавать «лучший автомобиль в мире». Эта величественная машина с богатой историей успела сменить восемь поколений, став не только символом статуса, власти и достатка, но и культурным феноменом.
В наши дни большую премьеру большой модели Rolls-Royce публика вправе ожидать на каком-нибудь крупном автошоу или торжественном мероприятии в рамках того или иного Конкурса элегантности. Но 100 лет назад все было иначе: впервые о New Phantom (так изначально назывался Phantom I) компания заявила 2 мая 1925 года… в опубликованном в газете The Times рекламном объявлении.
В то время Rolls-Royce поставляла автомобили «раздетыми» — в виде шасси с механическими узлами и агрегатами, включая рядный 6-цилиндровый двигатель. Считалось, что покупателю дорогой машины хватит средств, чтобы заказать себе кузов в соответствии с личными предпочтениями и потребностями. Изготовлением этих элементов конструкции занимались независимые кузовные дома вроде Hooper или H. J. Mulliner, многие из которых начинали свою деятельность еще в каретные времена.
В 1929 году (и опять-таки в The Times) появилась заметка, посвященная выходу Phantom II. В ней перечислялись все улучшения по сравнению с предшественником, включая новое шасси и модернизированную 7,7-литровую «шестерку», которая развивала от 40 до 50 л. с. На более поздних машинах мощность доходила до 120 л. с. — компания уже тогда не озвучивала точную отдачу своих моторов, называя ее «достаточной» и не более того.
В 1936 году Phantom шагнул в новую эру — третье поколение модели получило под капот 12-цилиндровый двигатель, который оказался не только мощнее (от 165 до 180 л. с. при объеме 7,3 литра), но и компактнее прежней «шестерки». Это был первый Rolls-Royce с V12. Другим новшеством стала независимая передняя подвеска. Но век Phantom III оказался коротким — с началом войны в 1939 году компания прекратила выпуск автомобилей.
Сложный технически и очень дорогой в обслуживании Phantom III не вписывался в реалии первых послевоенных лет: его производство решено было не возобновлять. На этом история «большого „Роллс-Ройса“» могла бы закончиться, но на выручку пришел британский королевский двор, решивший сменить своего многолетнего поставщика, коим являлось автомобилестроительное предприятие Daimler. Так в 1950 году на свет появляется Phantom IV, который по праву можно назвать редкой драгоценностью — в течение семи лет было изготовлено лишь 18 лимузинов исключительно для королевских особ и глав государств.
В 1959 году на сцену выходит Phantom V с новеньким атмосферным V8 объемом 6,2 литра и алюминиевым блоком цилиндров. В отличие от предшественника, приобрести этот автомобиль мог любой желающий — выпускался он без малого 10 лет и разошелся довольно массовым по меркам модели тиражом (832 штуки).
В 1968 году дебютировал Phantom VI. Последние экземпляры модели были собраны в начале 1990-х, после чего Rolls-Royce на длительное время отошла от традиций кузовостроения по спецзаказам на готовых шасси: машины получали кузова в стандартной заводской комплектации, а возможности индивидуализации сводились, по сути, к декорированию и перешивке салонов. К изготовлению эксклюзивных автомобилей с оригинальными кузовами по индивидуальным дизайн-проектам консервативная аристократическая марка вернулась только в 2017 году после демонстрации необычного купе Sweptail.
С появлением в начале 2003 года Phantom седьмого поколения, разработанного при участии BMW, для Rolls-Royce начинается новая эпоха. Этот «Фантом» стал первой моделью, выпуск которой был освоен на новом предприятии в Гудвуде — о самых важных и знаковых Rolls-Royce, появившихся в нынешнем столетии, мы рассказывали отдельно. В 2017-м состоялась премьера Phantom VIII. Его обновленная версия вышла три года спустя. В актуальном седане установлен 6,75-литровый V12 от Phantom VII, но теперь уже не атмосферный, а с двойным турбонаддувом.
Старомодно выглядящий, но при этом помпезный и величественный Phantom — не просто предмет роскоши, а средство передвижения для глав государств, военачальников, членов королевских семей и знаменитостей из мира шоу-бизнеса. Такое транспортное средство разного рода элите полагается по статусу.
Британский фельдмаршал Бернард Монтгомери, как говорят, пусть и вел сколь угодно аскетичный образ жизни, но к его личному транспорту это не относилось. В распоряжении «Монти» было три модели Rolls-Royce, в том числе Butler Phantom III с великолепным кузовом работы H. J. Mulliner. К слову, на нем Монтгомери передвигался и после войны — вплоть до 1963 года.
В начале 1950-х «Фантомы» стали использоваться в качестве официального транспорта монарших особ. Сперва в гараж Букингемского дворца поступила парочка Phantom IV, впоследствии он пополнился двумя Phantom V и VI. Разумеется, самым почетным клиентом Rolls-Royce была королева Елизавета II. В 1977 году по случаю 25-летия пребывания на троне ей подарили нестандартный Silver Jubilee Phantom VI, предназначенный для церемоний и парадных выездов — ему нарастили высоту крыши, увеличив площадь остекления. В 2011-м этот лимузин выехал на лондонские улицы во время свадьбы принца Уильяма и Кейт Миддлтон.
«Фантомы» изготавливали по специальным заказам для индийских махараджи, этой машиной пользовались президент Югославии Иосип Броз Тито, последний иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви и шейх Заид бин Султан Аль Нахайян, «отец-основатель» Объединенных Арабских Эмиратов.
Phantom — это не только «кабинет на колесах», где велись переговоры и вершились судьбы мира. Одним из самых знаменитых владельцев модели был парень по имени Джон Леннон. В декабре 1964 года после успеха битловского альбома A Hard Day’s Night он заказал себе почти 6-метровый лимузин Phantom V черного цвета. Весной 1967-го машина была перекрашена в ярко-желтый цвет с пестрыми психоделическими узорами в духе цыганских кибиток. Сам Леннон позже рассказывал, что однажды в Лондоне некая возмущенная англичанка ударила автомобиль зонтиком, выкрикнув: «Да как вы посмели сделать такое с Rolls-Royce?»
Элвис Пресли любил не только «Кадиллаки», а потому вполне ожидаемо оказался в компании знаменитостей, которые ездили на «Фантомах». Король рок-н-ролла приобрел Phantom V в 1963 году — седан, над которым поработало ателье James Young, был оснащен мини-баром с хрустальными бокалами, аудиосистемой Blaupunkt Köln и телефоном. В 1968-м Элвис передал свой лимузин в дар одной из благотворительных организаций.
Заметный след марка оставила и в мировом кинематографе. В 1964-м одна из моделей появилась в легендарной бондиане — в фильме «Голдфингер» Phantom III Sedanca de Ville 1937 года в черно-желтой раскраске стал машиной одержимого золотом киношного злодея Аурика Голдфингера. В том же году на экраны вышел фильм «Желтый Роллс-Ройс», снятый по сценарию английского драматурга Теренса Рэттигана. В этой экранизации с участием Омара Шарифа, Алена Делона и Ингрид Бергман одну из главных ролей сыграл Phantom II Sedanca de Ville 1931 года с кузовом от ателье Barker.
В наши дни Phantom, ставший неотъемлемой частью истории и поп-культуры, становится желанной машиной не только для солидной консервативной публики, но и для молодой клиентуры, быстро заработавшей состояния с помощью соцсетей.
Разумеется, многие покупатели обращаются в Rolls-Royce с идеей построить уникальный Phantom с необычными стилистическими элементами и в соответствии с новыми, так сказать, стандартами роскоши. Посему компания регулярно балует разнообразными спецверсиями флагманской модели, одна из которых была показана этой весной.
Называется она Chery Blossom и создана на основе длиннобазного Phantom Extended. Инициатива по созданию эксклюзивного автомобиля исходила не от самой компании, а от частного заказчика из Японии, вдохновленного цветением сакуры. В общей сложности на проработку и воплощение концепции в жизнь было потрачено около трех лет. Одни только работы по созданию причудливого узора в виде ветвей сакуры на потолке заняли три недели — потребовалось 250 тысяч стежков вышивки. Стоимость такого произведения искусства на колесах держится в секрете.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by