В Беларуси довольно широкий список спецслужб, которым можно ездить с мигалками. ГАИ, скорая помощь, пожарная, «транспортники», «газовщики», внутренние войска, инспекция охраны животного и растительного мира… Что делать, если к вам приближается одна из этих служб, настойчиво моргая «люстрой»? И как правильно уступать дорогу? А что будет, если проигнорировать маячки? Разбираемся.
Автомобили, на которых установлены звуковые и световые спецсигналы, дающие преимущество приоритетного проезда, есть не только у ГАИ, милиции, пожарных и скорой помощи. Видов такого спецтранспорта гораздо больше. В частности, мигалки используют:
Водители ТС оперативного назначения, включившие маячки синего (или синего и красного) цветов, имеют право отступать от требований светофоров, дорожных знаков и разметки (п. 25 Правил дорожного движения). Оговорка, прописанная в ПДД, — «при условии обеспечения безопасности дорожного движения». Этим же правом могут пользоваться те, кого сопровождают такие ТС.
А как поступать остальным водителям, если к ним приближается спецслужба с «люстрой»? Если включены синие мигалки, то:
- нужно уступить дорогу независимо от направления и обеспечить беспрепятственный проезд ТС. Если спецслужба сопровождает организованную транспортную колонну, необходимо пропустить все ТС, движущиеся в этой колонне (и не мешать им каким-либо образом).
Если включены и синие, и красные «мигалки», то:
- водители попутных авто должны остановиться на обочине. Если ее нет — занять крайнее правое положение в правой полосе и остановиться. То же самое правило распространяется на «встречку», если нет разделительной полосы.
Начинать движение можно после проезда ТС оперативного назначения с включенными маячками синего и красного цветов. Если речь про колонну в сопровождении такого ТС, то ехать разрешается после того, как проедет замыкающее транспортное средство спецслужбы с включенным маячком синего цвета или авто с опознавательным знаком «Колонна».
1) обгонять и опережать его;
2) двигаться по соседним полосам движения со скоростью движения авто с «маячками»;
3) занимать место в организованной транспортной колонне или пересекать ее.
Если включены синие спецсигналы, то водители проезжающих мимо ТС должны снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости. Если включен маячок красного цвета, то водители проезжающих мимо машин должны остановиться, не доезжая до ТС оперативного назначения. Продолжить движение можно после разрешения регулировщика или выключения мигалки.
Специальный звуковой сигнал служит лишь для привлечения внимания водителей. Он может дополнительно подаваться. И соответственно, может и не подаваться (п. 29 ПДД).
Маячок оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания и предупреждения участников дорожного движения о возможной опасности (п. 30 ПДД). Авто с такими спецсигналами могут отходить от некоторых правил и разметки, однако лишь при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Важно: участники дорожного движения не должны препятствовать работе служб с оранжевыми маячками.
Тут нужно обратиться к п. 10 ст. 18.13 КоАп РБ.
Невыполнение лицом, управляющим ТС, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда авто оперативного назначения – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин (84—420 рублей) с лишением прав сроком до одного года или без лишения.
Но штраф — это не самое худшее, к чему может привести непропуск авто с маячками. Невнимательность зачастую становится причиной аварий, которые, очевидно, отнимают драгоценное время у спешащих на срочные вызовы оперативных служб. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы уже разбирали подобные ДТП. Тогда мы пришли к выводу: очень сложно давать советы о том, как вести себя на дороге при появлении спецтранспорта с проблесковыми маячками. Ситуации бывают разные, универсальных приемов нет. Но чего точно не стоит делать, так это нервничать и уходить в эмоции. В том числе водителям спецтранспорта.
— Не нужно накручивать ситуацию и искать крайних. На дороге одним надо, чтобы их пропустили, другим нужно аккуратно пропустить — давайте взаимодействовать, чтобы сделать это наилучшим образом, — призывает Краснов. — Часто сравнивают видео из интернета: как уступают скорой у нас и где-нибудь за границей. Но при этом забывают обратить внимание на то, как ведут себя водители спецтранспорта. За границей, что бросается в глаза, водитель едет спокойно и аккуратно, хоть и на специальном автомобиле с мигалками. А наш водитель часто едет так, будто хочет попасть в ДТП. Он кошмарит окружающих.
Освежим в памяти ДТП, в которые попадали машины скорых с включенными маячками. В конце декабря 2022 года одна из таких машин легла на бок на столичном перекрестке. Авария случилась на пересечении ул. Одинцова и Лобанка возле ст. м. «Каменная Горка». Как видно на записи видеорегистратора, которую опубликовала Минская ГАИ, скорая с включенными проблесковыми маячками двигалась со стороны ул. Якубовского в направлении Скрипникова. В начале ролика также слышна сирена, однако потом звук на видео обрывается. Водитель Volvo ехал с ул. Бурдейного в направлении Мазурова на разрешающий сигнал светофора. Произошло столкновение, в результате спецтранспорт опрокинулся. К счастью, из людей никто не пострадал.
А вот ситуация «посвежее», она произошла в декабре. Lada влетела в скорую с маячками. Есть видео столкновения. «На пересечении проспекта Пушкина и улицы Притыцкого произошло столкновение автомобиля скорой медицинской помощи ГАЗ и легкового автомобиля Lada. К слову, в момент движения через указанное пересечение на автомобиле ГАЗ были включены проблесковые маячки синего цвета и звуковая сигнализация», — прокомментировали произошедшее в ГАИ.
Кто виноват в таких ДТП? Водитель «гражданского» авто? Не обязательно, были и другие прецеденты. Вспоминаем случай из 2019 года. Вечером 13 февраля на пересечении улиц Притыцкого и Кунцевщины в Минске произошла авария с участием автомобиля скорой помощи. Машина, которая ехала с включенными проблесковыми маячками, столкнулась с KIA. Как сообщил водитель скорой помощи, виновным в аварии признали его.
В соответствии с п. 194.4 ПДД запрещается участие в дорожном движении переоборудованного без разрешения ТС. К таким машинам также относятся авто, на которые установили маячки или специальные звуковые сигналы без согласования с ГАИ.
За нарушение этого пункта правил может грозить ответственность по ст. 18.21. Штраф в таком случае — 4—6 базовых величин (168—252 рубля).
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро