Минчанин Руслан собрал коллекцию из более чем 500 моделек авто. В ней не только «народные» иномарки, но и машины с белорусским колоритом. Например, представлены копии всех автомобилей экстренных служб нашей страны, а еще троллейбусы, трамваи и автобусы, которые ездили по столичным (и не только) улицам. Отдельное место отведено советскому автопрому. Разглядываем коллекцию вместе и узнаем, как хобби доросло до таких масштабов.
Мы приезжаем в гости к Руслану (для друзей — Кропачка) вечером: он только вернулся с работы в издательстве. Хобби захватило не только почти все свободное время нашего героя, но и квартиру — «отжало» целую комнату, которая по размерам могла бы служить гостиной.
Глаза разбегаются, когда пытаешься найти свои любимые модели и сосчитать, сколько же здесь всего автомобилей в масштабе 1:43 (но необязательно). Со второй задачей мы могли зависнуть надолго, благо Руслан не стал томить — 540. «А может, и чуть больше», — добавляет мужчина.
Поставить и забыть — это просто. Руслан ведет еще и свой учет: при попадании в коллекцию машинке тут же присваиваются номера (их формат наш герой разработал сам), она регистрируется в электронном журнале. Да, все как в ГАИ. Более того, в «системе» прописывается, какой моделью эвакуатора тот или иной автомобильчик можно оттянуть, чтобы не было неточностей.
Посреди комнаты — журнальный столик с макетом для фотосъемки. Проезжая часть, разметка, дорожные знаки — все как в жизни. А нет, подождите, что-то не то, не по ГОСТу… Руслан достает две книжечки — это его собственные стандарты разметки и указателей.
Зато табличка с расписанием движения автобусных маршрутов на полке — самая настоящая. Чуть-чуть ироничная — «Рэспубліканская бальніца»... Как говорят, вряд ли можно достичь успеха в каком-либо деле и при этом не страдать легким фанатизмом.
Но вернемся к машинкам. Одни Руслан покупает цельными, другие — сборными, некоторые изготавливает с нуля из подручных материалов. У этого Volkswagen Transporter T4, например, потерялась крышка багажника — Руслан восстановил ее из пластиковой карточки. Некоторые модели изготовлены на 3D-принтере — с этим помогает приятель из Литвы.
— Мне кажется, это все пошло из детства. Игрушечных машинок у меня было много. Более того, мне нравилось их систематизировать, — рассказывает Руслан. — Интересовался автомобилем отца, когда он у него появился. Первой машиной, вероятно, была «копейка», но на ней он ездил еще до моего появления на свет. А вот Honda Civic запомнилась. Отец рассказывал, что ездил за ней в Москву с чемоданом денег в ранних 90-х.
— Civic наверняка есть в вашей коллекции…
— Нет, его как раз нет. Я собираю не только те автомобили, которые ездили по Беларуси. Здесь есть то, что могло быть у нас проездом или чего могло не быть вовсе. Например, ретрокабриолет Lotus — вряд ли у нас такой водился.
— Коллекции около 12 лет: все началось с журналов вроде «Автолегенды СССР». Я просто увидел там машинку и вспомнил, что у меня в детстве были некоторые модельки. Они, к сожалению, почти не сохранились.
Просим Руслана продемонстрировать самый первый автомобильчик в коллекции. Он показывает два: Volkswagen Beetle и «Москвич-407».
Чем дольше ты рассматриваешь полки, тем больше интересных и редких машин замечаешь. Porsche 911 — классика, прекрасная в любом масштабе. BMW M1 — редкий спорткар, выпущенный в количестве до 500 штук: хоть тут на него посмотрим! Легковушки чешской марки Tatra вы тоже вряд ли увидите в потоке.
У Руслана в коллекции обширный автопарк белорусской милиции — есть даже трактор с мигалками, который использовался ГАИ в качестве эвакуатора. Есть и модели, которых на службе в современной милиции не было, например «копейка» (ВАЗ-2101 «Жигули»).
— Я помню, эвакуатор постоянно тусовался в районе проспекта Победителей и Машерова, — подмечает Руслан.
Замечаем модели других экстренных служб. МЧС (даже пожарно-криминалистическая машина), газовая служба, Транспортная инспекция, скорая помощь… Есть и выдуманная экстренная ветеринарная служба. Для телевизионщиков — передвижная станция.
Особый белорусский колорит — в общественном транспорте, который ездил (и ездит до сих пор) по нашим улицам. Ну и куда же без БЕЛАЗа?
Рассматривая всевозможные эвакуаторы, муковозы, молоковозы, хлебные фургоны, в шутку спрашиваем, а есть ли катафалк? Руслан в ответ демонстрирует сразу два.
Нашлось в коллекции место также спортивным, раллийным автомобилям. Тут и «американцы», и «британцы». И даже советские ЗИС и «Москвич».
А вот малышки-малолитражки: от советского «горбатого» (ЗАЗ-965) до европейского Smart. Любимчик Руслана — трехколесный Reliant Robin.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Спрашиваем про любимый бренд — наш герой задумывается. Говорит, нравятся классические европейские машины, а вот «американцы» — не очень.
— Первой моей машиной был Mercedes — наверное, это и есть любимая марка, — уточняет коллекционер.
Кстати, в виде моделек воспроизведены все автомобили, которые были во владении Руслана. Есть, например, Opel Astra, на котором мужчина учился вождению, — с соответствующим плафоном «У». Эта же модель, но поколения H, тоже присутствует — на такой машине Руслан ездит сейчас.
— Современный автомобиль я не то что не могу себе позволить. Я не хочу его себе позволять. Сажусь в свой раздолбанный Opel 2008 года — и чувствую машину. Нажимаю педаль — и через нее ощущаю мотор.
Полкой выше — кастомизированные человечки из Lego: это сам мужчина и его супруга в окружении друзей.
Уточняем, как к увлечению относятся окружающие. Руслан рассказывает, что жена поддерживает его во всем, не только в автомобилях. Некоторые модельки подарила сама девушка. И даже слегка расширила коллекцию нашего героя в сторону авиации — так на полке появился вертолет.
— Какая часть коллекции самая любимая?
— Сложно сказать. Бывает, я залипаю, разглядывая машины скорой помощи. Иногда — пожарные…
— Самая дорогая машинка в коллекции? Я не уверен, но, кажется, это автобус с гармошкой. В свое время покупал его за 5000 российских рублей, из «московских» цветов перекрасил в наши. Если не ошибаюсь, такие автобусы списали где-то в 2006 году.
— В какую сумму оцениваете коллекцию?
— Страшно представить. Хотя я многие модели доделывал — это снижает стоимость. Ну и то, что на машинки наклеены номерные знаки, ценности тоже не добавляет.
Руслан признается: есть модельки, которые существуют в состоянии «вечной незаконченности» — иногда не хватает вдохновения. Или терпения — все же это ювелирная работа.
— На каждый автомобиль уходит разное количество времени. На некоторые модели мне нужно лишь распечатать и нашлепнуть номер. А есть машинки, с которыми приходится долго «бороться», — подытоживает коллекционер.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by