Что нового у перевозчиков? Дайджест за прошедший месяц

 
10 075
05 сентября 2025 в 17:27

Ужесточение контроля за международными автоперевозками в России, серьезные сложности на китайском направлении, прекращение действия Договора об избежании двойного налогообложения между Беларусью и Литвой и не только. Директор компании-партнера «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Беларуси Татьяна Солдатенко рассказывает о значимых событиях августа на белорусском рынке грузоперевозок.

Россия

Россия ужесточает контроль за международными автоперевозками. Главной причиной тому послужило увеличение объемов международных грузоперевозок. В частности, согласно данным Евразийской экономической комиссии, грузооборот в странах ЕАЭС за последние годы увеличился на 15—20%. Следствием роста объемов стало увеличение нагрузок на пограничные контрольные пункты, что повышает риск нарушений.

Для урегулирования ситуации Россия приняла решение внедрить новую систему модульных контрольных пунктов. На них будет проводиться контроль разрешений и товарно-транспортных накладных, технический осмотр транспортных средств, весовой контроль грузовых автомобилей, проверка режима труда и отдыха водителей. Регистрация нарушений будет выполняться в автоматизированной системе. Предполагается, что это не только снизит риск нарушений, но и в целом повысит эффективность контроля международных автоперевозок, в том числе сократит время проверок и улучшит качество обслуживания перевозчиков. Новые модульные контрольные пункты уже работают на трех участках российско-казахстанской границы.

«Эти изменения в меньшей степени затронут белорусов, так как на границе с Россией действует упрощенный режим. В то же время белорусским перевозчикам, работающим с Казахстаном, следует быть готовыми к дополнительным проверкам документов, тахографов, техосмотра и весогабаритному контролю в будущем», — говорит Татьяна Солдатенко.

Казахстан

Казахстан планирует упростить систему выполнения международных автомобильных грузоперевозок и отказаться от практики использования разрешительных бланков.

Это неожиданное решение от Минтранспорта Казахстана, учитывая, что местные автоперевозчики неоднократно жаловались на то, что им сложно выдерживать конкуренцию с релоцированными российскими и белорусскими транспортными компаниями, считает Татьяна. Однако министр транспортного ведомства Казахстана аргументировал такое решение тем, что действующая система разрешений, созданная для защиты отечественных перевозчиков, не привела к появлению крупных частных игроков на рынке. Вместе с тем безразрешительная система позволит удешевить перевозки (что, как следствие, снизит стоимость товаров для населения), увеличить транзит через территорию Казахстана, привлечь инвесторов и избежать коррупции.

«Введение безразрешительной системы перевозок для белорусских компаний, конечно, позволило бы снизить стоимость поставок и упростить бюрократические процедуры в организации перевозок. Тем более что объем перевозок на этом направлении постоянно растет. Немалую роль в этом играет и тот факт, что Казахстан — самый короткий транзитный коридор между Китаем и нашей страной. Однако рассчитывать на то, что намерение отменить разрешительную систему быстро перерастет в конкретные меры, не стоит. Как правило, ратификации и вступление в силу даже уже достигнутых соглашений между странами об отмене разрешений растягиваются на годы», — комментирует Татьяна Солдатенко.

Помимо этого, Казахстан принимает активные меры по переходу на цифровой формат контроля за весовыми параметрами и габаритами грузового автотранспорта. Это станет ключевым шагом в сохранении автодорожной инфраструктуры и эффективного регулирования транспортных потоков, так как массовое движение тяжеловесного транспорта разрушает дороги, особенно если нарушаются допустимые весовые параметры.

В стране до конца года планируется установить 220 автоматизированных станций измерения, которые будут работать круглосуточно и в автоматическом режиме выявлять нарушения и направлять предписания нарушителям. На сегодня по стране установлено уже 59 таких станций.

Китай

На китайском же направлении в августе обозначились серьезные сложности. С 15 августа Китай ввел новые требования для грузоотправителей без экспортной лицензии: теперь они не имеют права оформлять отгрузку. Для белорусских компаний это оборачивается дополнительными расходами: им необходимо заранее узнавать о наличии такой лицензии у поставщика, и если ее нет, то оплачивать услуги логистических агентов в размере 1—2% от стоимости груза.

«Помимо этого, возникли проблемы на маршрутах из Китая через прибалтийские порты. С принятием нового пакета санкций ЕС возросли риски того, что те грузы, которые уже находятся в пути, могут не попасть в Беларусь, потому что попадут под ограничение на транспортировку через территорию Евросоюза. Транспортные компании уже пересматривают свои маршруты в работе с Китаем, выбирая менее рискованные каналы поставок по железным дорогам и морским маршрутам через российские порты», — говорит Татьяна Солдатенко.

Вдобавок ко всему китайские экспедиторы и морские операторы уже заявили о том, что намерены повысить ставки фрахта, а предстоящий сезон тайфунов может послужить причиной задержек в поставках и сокращения числа доступных маршрутов.

Евросоюз

Литва инициировала прекращение действия Договора об избежании двойного налогообложения между Беларусью и Литвой. Результатом такого решения станет удорожание транспортно-экспедиционных услуг на 6% для белорусских импортеров. Изменения вступят в силу с 1 января 2026 года. Повышение стоимости произойдет за счет того, что с нового года в соответствии с белорусским налоговым законодательством все транзакции резидентов Беларуси в адрес резидентов Литвы будут облагаться налогом на доходы нерезидентов.

«По большому счету, эти изменения не повлекут за собой значительных перестроек в логистических цепочках, так как доставка грузов в Беларусь из литовского порта все равно более выгодна, чем из польских. Поэтому для белорусских транспортных компаний почти все останется по-прежнему. К тому же уже сейчас из-за сложностей с прямыми платежами между Беларусью и Литвой многие белорусские компании расплачиваются с резидентами Литвы через польские банки, где те открывают счета. Белорусские же компании, у которых есть партнерские или дочерние фирмы в Польше, платят европейским экспедиторам через польские компании», — говорит Татьяна Солдатенко.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро