КРАСНОВ

«Вы не готовы!» Краснов попытался перейти дорогу по переходу — теперь ему есть что сказать

19 сентября 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

«Вы не готовы!» Краснов попытался перейти дорогу по переходу — теперь ему есть что сказать

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Иногда полезно оказаться на месте кого-то другого. Водителям — больше ходить пешком, пешеходам — сдать на права, всем время от времени кататься на велосипеде. Тогда, глядишь, лучше бы понимали друг друга и на дорогах было бы меньше конфликтов и опасностей. Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, попытался перейти дорогу по пешеходному переходу. Тому самому, о котором мы недавно рассказывали: где перейти дорогу иной раз — будто отметить второй день рождения. Теперь Краснову есть что сказать водителям, вот только им это совсем не понравится.

То самое видео

Партизанский проспект в Минске, развязка с МКАД. Движение тут всегда сумасшедшее: грузовики уходят к промзоне, уносятся на Могилев и Гомель, автобусы курсируют в пригород, косяками шелестят по асфальту легковушки. Но пешеходные пути сообщения тоже должны быть: рядом жилые дома, магазины, автостанция. Значит, нужны пешеходные переходы. Один из таких переходов (на самом деле два, так как ситуация зеркальная с двух сторон проспекта) регулярно становится местом действия настоящего триллера. Здесь — и это ужасно — люди пытаются переходить дорогу. И вот на них несутся все эти грузовики, автобусы и легковушки, а в них водители, которые могут заметить или не заметить, которые витают в мыслях, которые боятся друг друга.

Вот видео водителя — нашего читателя, — который увидел все это и остался в полнейшем шоке.

Мы посмотрели эту запись вместе с Юрием Красновым и сразу же отправились на тот самый переход — разбираться.

«Ему очень и очень повезло»

По дороге обсуждаем просмотренный ролик.

— Пешеходу очень и очень повезло, нужно справлять второй день рождения. Понятно, что в правой полосе остановился грузовик и пешеход ничего не видел. Но о чем думал водитель самосвала в левом ряду? У него же — видели? — стоп-сигналы зажглись и погасли — поехал дальше человек. А если бы за одним пешеходом бежал другой? — говорит ведущий рубрики.

Совпадение: два большегруза в один момент находились возле нерегулируемого пешеходного перехода. Но с учетом места легко предположить, что такие совпадения здесь происходят часто.

— Многие замечали, что именно водители грузовиков почему-то особенно лихие ребята. Даже водители легковых авто ведут себя аккуратнее, а те будто не привыкли снижать скорость. Учат их где-то этому или, может, кто-то придумал, что грузовик большой и перед ним все должны расступаться, а остальные поверили? Но это опасный такой оптимизм, — предупреждает инструктор.

Тем более что в Правилах дорожного движения предусмотрена именно такая ситуация.

Правила дорожного движения, п. 117:

если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось (стоит), замедлило движение или движется с меньшей скоростью транспортное средство, водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов предоставить им преимущество.

И ведь сколько раз мы видели, как невыполнение этого правила приводило к серьезным последствиям. Недавний случай в Орше помните?

— А тут все могло быть еще серьезнее. Несется огромный самосвал: я с реальным страхом смотрел видео — что будет с пешеходом? — отмечает преподаватель. — К счастью, обошлось на этот раз.

Русская рулетка — перейти дорогу по переходу

Сама «зебра», о которой мы говорим, — это переход через выезд на Партизанский проспект с развязки. Сюда попадают главным образом те, кто съезжает с обоих колец МКАД, чтобы ехать в направлении выезда из города. Движение тут весьма интенсивное, и, хоть полосы всего две, перейти дорогу непросто.

— Странно то, что нет разметки пешеходного перехода — это ухудшает его заметность для водителей. Хотя два знака по обе стороны есть — их водители обязаны замечать, — рассуждает Краснов.

И он начинает эксперимент. В сущности, ничего особенного — просто перейти дорогу, две полосы движения. Но это оказывается одним из самых рискованных замыслов за все время существования этой рубрики.

— Не понял... — с недоумением произносит инструктор, еще стоя на тротуаре.

Пешеходный переход, под знаком стоит пешеход (на самом деле трое пешеходов с учетом всей нашей группы) с явным желанием перейти дорогу, но никто не останавливается.

— Почему они едут? Хоть бы пытались замедлиться, — совсем по-пешеходному возмущается преподаватель.

Он делает осторожную попытку сделать шажок вперед, даже машет водителю приближающейся фуры, обозначая намерение перейти дорогу. Но затем происходит необъяснимое: водитель, который в этот момент говорит по мобильнику, показывает пешеходу рокерскую «козу» и, не сбавляя скорости, едет через переход.

— Это что такое? — с неестественным смехом уже кричит Краснов. — Мне что, плакат нарисовать, чтобы мне дали здесь перейти?

Сказано — сделано. Хотя, честное слово, лучше было бы найти где-нибудь полосатую палочку. Плакат почти не повлиял на ситуацию. Нет, нашлись водители, которые наконец затормозили, чтобы пропустить пешехода, но это было похоже на русскую рулетку: в одной полосе автомобиль замедляется, но что творится в другой полосе — ты не узнаешь, пока не приблизишься к ней вплотную, что ни в коем случае нельзя считать безопасным поступком.

И мы очень быстро прекратили эксперимент. Как сказали бы в «Разрушителях легенд», специалисты нашей страховой компании никогда не одобрят такого, это чрезмерный риск.

— У меня нет слов, всем просто ... (здесь слово, обозначающее крайнюю степень равнодушия. — Прим. Onlíner), — в полнейшем шоке говорит ведущий рубрики, которого не часто приходилось таким видеть. — Во-первых, они через одного говорят по телефону. Потом замечают меня и очень удивляются, видя пешехода на пешеходном переходе. Конечно, пешеходный поток здесь слабый, но это же не повод не тормозить, переход есть переход! Я тоже здесь часто езжу, и я заранее смотрю, нет ли людей. А эти несутся в каких-то своих мыслях, в какой-то прострации! Так мне дорога моя жизнь. А если тут будет кто-нибудь менее осмотрительный и просто пойдет через дорогу? Ведь они не успеют остановиться — так они несутся. Это насколько же у нас водители не готовы к изменению дорожной обстановки — у меня просто нет слов!

«Они мыслями уже в Бобруйске»

Прекратили рисковать, отдышались.

— Все дело в том, что они не обращают внимания на этот переход, — возвращается к анализу обстановки инструктор. — Водители, которые съезжают с МКАД, смотрят в левое зеркало, потому что им впереди нужно уходить влево, чтобы двигаться дальше по проспекту. Это основной поток. Некоторые из тех, кто едет слева, смотрят в правое зеркало, потому что им дальше нужно перестроиться правее, чтобы свернуть. В общем, здесь все думают о том, как им разъехаться, и ничего больше не видят. Тем более нет разметки пешеходного перехода, опять же — почему?

Еще один важный момент: весь транспорт проезжает этот участок на большой скорости.

— Смотри, как они летят с МКАД: здесь как раз удобный пологий съезд. На кольцевой они ехали хорошо если 90 км/ч, потом был знак «60», но им же нужно успеть влево проскочить — тут подгазовывают. Какой там переход — они мыслями уже в Бобруйске! И даже если кто-то из водителей (в основном легковых авто) успевает заранее увидеть пешехода и хочет притормозить — он боится! Он видит, что сзади за ним летит фура или самосвал, и понимает, что его просто сомнут в лепешку и выбросят на этот самый переход. И он не тормозит, — отмечает преподаватель.

Три ошибки водителей

Мы долго наблюдали за происходящим на этом участке.

— Я вижу по меньшей мере три типичные ошибки, которые совершают очень многие водители, — Краснов начинает загибать пальцы. — Первая ошибка: водитель, даже когда видит пешехода, не снижает скорость. Он рассчитывает, что пешеход или успеет перейти дорогу, или вообще не станет выходить на проезжую часть — испугается и пропустит. Вторая ошибка: водитель снижает скорость, но делает это неявно. И пешеход не понимает: то ли его пропускают, то ли нет. И задний водитель тоже в недоумении: тормозит перед ним машина или нет — и сам из-за этого опаздывает с реакцией. Третья ошибка: те, кто все же останавливается, чтобы пропустить пешехода, подъезжают к переходу вплотную, а нужно оставлять расстояние, чтобы дать угол обзора, чтобы и пешеход, и водитель в соседней полосе могли друг друга раньше увидеть.

Что делать пешеходам?

Действительно, пешеходу здесь очень сложно, в особенности если в первой полосе остановилось высокое транспортное средство вроде грузовика или автобуса. Приходится переходить одну полосу и затем осторожно выглядывать из-за края этого грузовика или автобуса, чтобы оценить, не несется ли кто-то по соседней полосе. Вы так делаете, когда переходите дорогу?

— Что поделаешь, здесь нужно вести себя именно так, нужно красться, опасливо выглядывать из-за угла. Я предлагаю новый пункт в ПДД: на многополосной дороге пешеходу следует перед каждой полосой в отдельности убедиться в безопасности, прежде чем следовать дальше по переходу. В особенности если в какой-то полосе водитель уже остановился и пропускает пешехода, — говорит ведущий рубрики.

Но тут же выясняется, что сделать это будет непросто из-за еще одной типичной ошибки водителей — уже четвертой.

— Смотри, даже те, кто пропускает, часто не останавливаются, а продолжают накатывать на переход. Пешеход видит, что на него сунется машина, и выпрыгивает в другую полосу, а там кто-то может ехать. Дайте вы нормально перейти человеку, не надо его торопить! У нас и так люди торопятся, как бы только не задержать водителей, поэтому часто бегут через дорогу, даже по переходу, а это опасно! Как мне видится, вся проблема здесь именно в водителях, — считает инструктор.

— Что делать пешеходу в такой ситуации?

— Стоять и ждать, пока какой-нибудь нормальный водитель остановится. Жизнь дороже, не надо торопиться. Прошел одну полосу — смотри, что в следующей, — рекомендует преподаватель.

ПДД и инфраструктура

Кстати, заметили, что изменилась формулировка в ПДД, касающаяся обязанностей пешеходов?

Правила дорожного движения, п. 17.2:

пешеход обязан переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а также, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, по наземному пешеходному переходу, а при их отсутствии в пределах видимости — на перекрестке по линии тротуаров или обочин. Выход на проезжую часть дороги должен осуществляться с разумной осмотрительностью после оценки расстояния до приближающихся транспортных средств и их скорости.

Прибавим сюда обязанность, возложенную на велосипедистов и пользователей СПМ, — спешиваться на переходах. Сколько всего делается, чтобы водители не сбивали людей. Вот только самих водителей эти изменения мало касаются.

— Не касаются до тех пор, пока не случится что-то плохое, — замечает Краснов. — Но я согласен с тем, что некоторые водители посчитали возможным расслабиться после таких изменений. Услышали, что теперь нужно спешиваться на переходах, и все: «Я еду и ничего не боюсь — они же должны спешиваться». Так и здесь: пешеход должен убедиться, а он будет ехать, как ему удобно.

— Можно ли повлиять на ситуацию извне, организационными мерами?

— Понятно, что на таких развязках пешеходам всегда очень сложно, и по-хорошему здесь не должно быть наземных переходов. Но раз уж они есть, пусть бы был и светофор с кнопочкой: нужно перейти — нажал кнопку, дождался разрешающего сигнала. Нет пешеходов — автомобильному потоку горит зеленый. Все-таки на светофор наши водители реагируют получше, чем на знак пешеходного перехода.

Может быть, кому-то покажется, что хорошей идеей будет вовсе убрать здесь знаки перехода. Вот только пешеходы от этого никуда не денутся. Тротуар есть, пешеходные связи есть — люди будут ходить. И будут переходить дорогу, только теперь уже где попало и как попало, что может спровоцировать еще худшие ситуации. Впрочем, и таких мест в Минске достаточно. Например, развязка проспекта Независимости и МКАД: тротуары есть, пешеходы ходят, велосипедисты ездят, а пешеходных переходов нет, и транспорт вылетает на скорости. Вся надежда на везение и благоразумное терпение пешеходов, которые дождутся, пока кто-нибудь им уступит.

— Существует большая проблема. И начинается она в автошколах, где водителей в широком смысле не учат пропускать пешеходов, — считает ведущий рубрики. — Курсанту расскажут на лекции, что есть такой пункт ПДД, он его запомнит, чтобы сдать экзамен. На практических занятиях с инструктором он в лучшем случае пару-тройку раз окажется в ситуации, когда нужно что-то предусмотреть на переходе, уступить, притормозить, если в соседней полосе замедлился автомобиль. И все. Экзамен сдал — выехал на дорогу самостоятельно. А выработанного рефлекса нет, устойчивого навыка, как реагировать, нет. В результате каждый из этих водителей рискует стать виновником очень нехорошей ситуации.

— Что делать?

— Заниматься. Методики есть. Нужно формировать у водителей четкий устойчивый рефлекс — пропустить пешехода, и неважно, где он выйдет — на переходе или не на переходе, на зеленый или на красный. Водитель должен реагировать моментально. И каждый должен прокручивать такую ситуацию у себя в голове, быть готовым к ней. Есть такое понятие, как идеомоторика. Нужно постоянно придумывать себе опасные ситуации, чтобы моделировать свои действия в них.


Уже после завершения репортажа Краснов прислал видео.

— Это мое обращение к водителям, которые сегодня подъезжали к пешеходному переходу, — сказал он.

для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 95 (690 кг)

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by