Велопетрович

Новая велополоса. Когда таких в Минске станет много, он будет очень велосипедным городом

30 386
25 октября 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Велопетрович

Новая велополоса. Когда таких в Минске станет много, он будет очень велосипедным городом

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Глубокой осенью в Минске созрел неожиданный плод: на проезжей части улицы Сторожовской, на всем ее протяжении от перекрестка с улицей Богдановича до пересечения с проспектом Машерова, появилась выделенная велополоса. Погода вряд ли позволит большинству заинтересованных протестировать этот маршрут уже сейчас, но мы рискнули: утеплились и покатались по красивой улице в центре столицы, а теперь рассказываем, что там насмотрели.

Осенний сюрприз

О появлении этой велодорожки мы узнали от читателей.

27.5", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 17.6 кг
28", рама M/L, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 9.7 кг
29", рама M, горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 75 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый гидравлический

Между тем событие значимое. Ведь Минск, как и в целом страна, весьма осторожно подходит к подобным экспериментам — организации движения велосипедов и средств персональной мобильности непосредственно по проезжей части, пусть и по выделенной полосе. В столице, напомним, таких велополос две: знаменитая велодорожка у Комаровского рынка на улице Хоружей и еще одна — на улице Нововиленской. Открыты они были несколько лет назад, а их общая протяженность не достигает и двух километров, так что трудно говорить о каком-то размахе.

И тут получаем еще почти километр велополосы вдоль всей улицы Сторожовской. На широкой, но не самой загруженной улице выделили целую широкую полосу по стороне жилой застройки. Движение велосипедов и СПМ по ней организовано в обе стороны, поэтому важно придерживаться правой половины. Но ширины действительно достаточно, чтобы с комфортом разъезжаться. Разметка свежая и понятная, знаков много, причем их продолжали устанавливать, пока мы устраивали тестовые заезды.

Маршрутная сеть

То, что все три велополосы открыты в Центральном районе, примерно в одной локации, говорит о том, что из этого может получиться некий целостный маршрут, соединяющий северную часть в пределах второго кольца с центром города. Пересечь бы перекресток улиц Сторожовской и Богдановича — и только полкилометра по улице Купалы будут отделять от главной минской велодорожки. И от главного проспекта.

Или, с другой стороны, проехав пересечение улицы Сторожовской и проспекта Машерова, через километр по улице Даумана и Старовиленскому тракту вырываемся на Нововиленскую и оттуда на Орловскую — прямиком на второе кольцо.

Можно также пофантазировать, что велополоса на улице Хоружей когда-нибудь дотянется до Старовиленского тракта (разумеется, после того, как закончатся строительные работы на улице Богдановича), и вот уже вырисовывается некоторое подобие велопаутины в этой части города.

Увидим, суждено ли этому сбыться и какое время в таком случае потребуется. Проблема в том, что все стыковые перекрестки (Сторожовская — Машерова, Сторожовская — Богдановича — Купалы) являются весьма загруженными. Впрочем, даже если не организовывать велодвижение через них, его можно увести на тротуар и дальше через пешеходные переходы.

Такие проекты должны иметь перспективу развития, потому как без развития все три велополосы в Минске — изолированные отрезки, не оказывающие решающего влияния на велосипедную/СПМ инфраструктуру района.

городской, мощность: 350 Вт, колеса 20", вилка жесткая, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 19 кг
горный, мощность: 250 Вт, максимальная скорость на моторе: 25 км/ч, материал рамы: сталь, размер рамы: 19", колеса 26", вилка жесткая, тормоза ободной механический + ободной механический
городской, мощность: 240 Вт, максимальная скорость на моторе: 25 км/ч, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 26", вилка амортизационная, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 30 кг

Застарелая проблема

Но вернемся к велодорожке на улице Сторожовской — в тех границах, в которых она уже существует. Она создана по подобию велополосы на улице Нововиленской, в том смысле, что двустороннее движение организовано по одной полосе с одной стороны улицы. Это предусматривает, что такая полоса должна иметь значительную ширину, зато освобождается место на противоположной стороне. На Сторожовской там организовали зону платной парковки, соответствующая синяя разметка тоже уже нанесена. Для сравнения, на улице Веры Хоружей движение велосипедов и СПМ организовано по обеим сторонам проезжей части в соответствии с направлением движения автомобилей.

Выезд на велополосу, если двигаться от улицы Богдановича, организован не сразу от перекрестка, а чуть поодаль. Примечательно, что прямо на выезде мы застали стоящий автомобиль без водителя. Как долго машина там стояла — не известно.

Но это та самая проблема, которая стала бичом на улице Хоружей: водители занимают велополосу для парковки. В районе Комаровки и расположенных там торговых центров это заметно лучше всего, но и здесь, в начале улицы Сторожовской, все то же самое: на первых этажах расположены кофейня, кафе, магазины, туда что-то подвозят, туда приезжают посетители, а найти место, где оставить машину, не могут. И оставляют ее где удобнее, а удобнее оказывается на велодорожке. Нет смысла говорить о том, что это вполне осознанный поступок: разметка настолько свежа, а знаков так много, что перепутать что-либо, не разобраться попросту невозможно.

Опыт улицы Хоружей показал, что решать проблему можно только системно. Либо постоянные рейды ГАИ, либо работа камер фотофиксации — и игнорировать велодорожку водители перестанут. Это не решит проблему удобной парковки вблизи объектов торговли и предоставления услуг, но странно решать ее за счет велосипедного движения.

Пока же ситуация следующая: объезжать стоящий в велополосе автомобиль приходится едва ли не по проезжей части. При этом тот самый автомобиль ограничивает обзор и для участника движения по велополосе, и для водителя, который проезжает это место. Риски возрастают, и рано или поздно может произойти непоправимое.

Кто кому должен

Впрочем, самый напряженный участок велодорожки расположен чуть дальше, в районе пешеходного перехода и пересечения с выездами с дворовой территории. Их сразу два на небольшом расстоянии друг от друга, между ними — пешеходная «зебра».

Читатели уже задают вопросы: «Должен ли я, как велосипедист, спешиваться или пользуюсь преимуществом? И, как житель дома и автомобилист, кого теперь я должен пропустить? Как по мне, это покруче алмазной развязки. Хоть ты в автошколу снова иди!»

Разобраться в этом необходимо, потому что такие велополосы в Минске, как отмечалось, большая редкость и привычки к ним нет ни у кого. Так кто же кому должен уступать?

Нам подробно все разъяснили в Главном управлении ГАИ МВД.

Очевидно, что водители, поворачивающие к жилой застройке, обязаны пропускать тех, кто движется по выделенной велополосе. Это прописано в п. 100 Правил дорожного движения: «При повороте налево или направо водитель обязан предоставить преимущество пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, уступить дорогу велосипедистам и водителям средств персональной мобильности, движущимся по велосипедной дорожке, расположенной в пределах проезжей части дороги, а также всадникам, пересекающим ее по дорожке для всадников».

Тот, кто выезжает со стороны жилой застройки, также обязан пропустить двигающихся по велополосе, расположенной в границах перекрестка.

При этом, в соответствии с п. 151 ПДД, при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги в случае ее пересечения по велосипедному переезду, линии тротуаров или обочин велосипедист и водитель СПМ обязаны заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересечь ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Светофоры, установленные на улице Сторожовской, велосипедистов и людей на СПМ не касаются — они для автомобилей. Светофоров, которые бы регулировали движение по велополосе, здесь не устанавливали. В Госавтоинспекции пояснили, что сознательно не создавали препятствия для движения велосипедов и СПМ, так как в этом нет необходимости.

Вместе с тем велосипедисты и пользователи СПМ обязаны уступать дорогу пешеходам на пешеходном переходе — нанесена соответствующая разметка. В сущности, у велосипедистов и пешеходов здесь нерегулируемый пешеходный переход: есть люди — пропускаем, нет никого — едем без остановки.

Пешеходам, кстати, тоже понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть. Пока есть те, кто выходит на велодорожку и останавливается посреди нее, ожидая, пока загорится зеленый свет для перехода проезжей части. Хотя для такого ожидания достаточно места и вне выделенной полосы.

Добавим, что если велосипедисту или пользователю СПМ понадобится здесь же переехать на другую сторону, к реке, то сделать это можно не спешиваясь: соответствующая табличка установлена под пешеходным светофором.

От перекрестка до перекрестка

По сути, других затруднений на велополосе улицы Сторожовской быть не должно. Есть перекресток с улицей Коммунистической, но движение там настолько неинтенсивное, что едва ли у кого-то возникнут там проблемы.

По велодорожке с удобством проезжаем небольшой подъем в районе Дома Москвы и спускаемся к проспекту Машерова. Важно не разгоняться чрезмерно, потому как внизу велодорожка обрывается на пешеходном переходе, выезд на перекресток предусмотрительно блокирован конструктивно. Дальше — через пешеходные переходы (придется спешиваться): налево — вдоль проспекта Машерова к проспекту Победителей, направо — к улице Богдановича или прямо — по улице Даумана в направлении второго транспортного кольца.

Любопытно, что кикшеринг еще не вполне различает велополосу: движение арендных самокатов здесь ограничено на отметке 15 км/ч, как и повсеместно в центральной части города, тогда как на велодорожке максимальная разрешенная скорость движения для СПМ составляет 25 км/ч.

Наша оценка. Коротко

Протяженность: около 1 км.

Оценка: ★★★★★

Комментарий: отличный эстетический маршрут, удобный способ перемещения между центром города и северной частью второго кольца. Ширина размеченной велополосы не дает поводов нервничать, разметка понятна и хорошо видна. Велосипедисты имеют приоритет в большинстве случаев, неудобств для движения нет.

Нужно что-то сделать с водителями, которые считают возможным парковаться на пути велосипедистов.

Еще один явный приоритет — дальнейшее развитие велосети по тем же принципам, которые использовались на улице Сторожовской.

взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 32 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 25 км, аккумулятор 8 А·ч, задний привод, колеса 8"/8", вес 19.1 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 45 км/ч, мощность 600 Вт, запас хода 40 км, аккумулятор 18.2 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 25.5 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by