Разворот — маневр крайне медлительный, в чем и заключается его сложность. При этом водитель, выполняющий разворот, в большинстве случаев должен всем уступать дорогу. А если при этом пространства откровенно мало — начинаются проблемы. Об этом будем говорить сегодня с преподавателями и инструкторами по вождению Юрием Красновым и Виталием Жуковским. В качестве примеров возьмем реальные ситуации, в которые попали наши читатели.
Начнем с видео, которое прислал наш читатель из Бобруйска. Неширокая улица, небольшой перекресток. Автомобиль впереди сначала уходит вправо, а затем — влево, наперерез приближавшейся на скорости машине.
— Я знал, я чувствовал, что он будет разворачиваться! — говорит автор видео. — Но при этом, как я полагал, он пропустит попутные и встречные авто. Хотя этот водитель вообще непонятно как действовал: с левым указателем поворота повернул вправо...
— Он так и должен был действовать: перед разворотом нужно включать левый поворотник, при этом уезжаешь вправо и начинаешь разворот. В этом плане он все верно сделал. Просто он должен был остановиться и ждать, пока проедут другие машины, — проводит разъяснительную работу Краснов.
— А я в таких случаях, когда не хватает места для разворота, сначала включаю правый поворотник — обозначаю, куда еду, — отвечает ему читатель.
— Но этим вы вводите в заблуждение окружающих: они думают, что вы направо собираетесь ехать, — возражает инструктор.
— Так я же и еду направо.
— Нет, вы едете на разворот. Просто по такой траектории, которая сначала уводит вправо, а оттуда — на разворот. Это все — траектория разворота, и потому с самого начала нужно включать левый указатель поворота, давая понять, что вы намереваетесь делать.
Итак, еще раз: автомобиль перед вами включает левый указатель поворота и на перекрестке начинает смещаться вправо. Ваши действия? Автор видео, чувствуя подвох, все же продолжил движение — он имел на это право — и в итоге чуть не поплатился.
— Безусловно, водитель, который разворачивался, имел право ехать по такой траектории — по п. 66 ПДД. Перекресток небольшой, дорога узкая — ничего другого не оставалось, — комментирует преподаватель. — Но также, безусловно, он обязан был пропускать всех: и встречных, и попутных. То есть нужно было остановиться и подождать, пока все проедут.
Перед разворотом, поворотом налево или направо водитель обязан, не создавая препятствия и опасности для движения других участников дорожного движения, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда поворот при въезде на перекресток и выезде с него совершается в тех местах, где организовано круговое движение, а также в местах, где направление движения по проезжей части дороги (перекрестку) определено дорожными знаками и (или) горизонтальной дорожной разметкой (п. 63).
Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63 и 65 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения (п. 66).
— Что интересно: поговори с любым выпускником автошколы — он про 66-й пункт не помнит. То ли не рассказали, то ли забыл... И все пытаются разворачиваться из крайнего левого положения, на чем и попадаются иногда — не вписываются, — отмечает Виталий Жуковский.
— При этом нужно помнить не только о 66-м пункте, но и о том, что при развороте нужно дать проехать как встречным, так и попутным машинам и только потом выполнить свой разворот. В обычной ситуации тот, кто разворачивается, о попутных авто не беспокоится: у него с ними траектория не пересекается. Но когда из-за габаритов нужно брать больший радиус — проблема возникает, — предупреждает Юрий Краснов. — К сожалению, об этом помнят не все водители. Они считают, что имеют право первыми выполнить свой маневр, а все остальные обязаны стоять и ждать. Этому их кто учит?
— Ну вот, а то мне половина Бобруйска сказала, что я был бы виноват в случае ДТП. В том числе и потому, что пытался увернуться. Теперь отлегло, — радуется автор видео. — У них в Бобруйске вообще считают, что машины с номерами 3-го региона нужно объезжать стороной. А сами ездят так, будто первый день за рулем.
— Я считаю, что в такой ситуации были все основания не только тормозить, но и маневрировать, так как иначе избежать столкновения было бы невозможно. Другой водитель вынудил нашего читателя так поступить — это и называется создание аварийной обстановки. Впрочем, это не отменяет того, что если, пытаясь избежать одного ДТП, ты совершишь другое, то будешь за него отвечать, — говорит ведущий рубрики.
Еще одно видео. Обстоятельства схожи, но на этот раз без столкновения не обошлось.
— С одной стороны, вердикт тот же: тот, кто разворачивался, обязан был остановиться и пропустить всех — и встречных, и попутных, — уверены инструкторы.
— Вот, его и признали виновным, — соглашается автор видео.
— С другой стороны, разворот выполнялся не на перекрестке, и нюанс в том, что водитель, выполнявший маневр, мог не освободить полностью полосу, по которой его опережали. Есть такие люди, которые не оставляют свой ряд, а остаются как бы между полос, тем самым подразумевая, что их никто не должен объезжать — они ведь заняли обе полосы. Но на практике происходит по-всякому, — комментирует Краснов.
— Это даже не про ПДД, а про то, как водители воспринимают дорожную обстановку. У нас если кто увидит пространство — он попытается проехать и будет уверен, что ему должны уступать. Должны, конечно, пункт 66 это ясно определяет, — добавляет Жуковский. — Мне почему-то кажется, что некоторых водителей этому учат: если не полностью освободил полосу, то якобы никто не имеет права тебя опережать. С этим можно согласиться, но не будет никакой гарантии, что вас признают невиновным в таком ДТП. И примеров тому много.
— Да, это особенность некоторых водителей: кто-то начал смещаться куда-то в сторону — его сразу торопятся объехать. Притормозить, подождать, посмотреть — такой привычки у этих водителей нет. Значит, нужно четко указать в ПДД: если автомобиль не освободил полностью полосу для движения — его нельзя опережать, — отмечает Юрий. — С другой стороны, тот, кто разворачивается не из крайнего левого положения, должен смотреть в оба при развороте. И пропускать не только встречных, но и попутных. Ладно, если там машина едет, а если мотоцикл? Маленький, шустрый. Мы же знаем, что даже легкое касание с ним может привести к трагическим последствиям.
— В автошколах часто говорят, что пока ты едешь в своей полосе — ты ее хозяин. А как только ты хоть частично ее оставил — ты уже всем там должен. Но на практике выходит так: один смещается, а другой считает, что он хозяин полосы, и прибавляет ход. В этот момент передний идет на разворот — и все, — говорит Виталий. — А перед этим еще поворотник не тот включит, чем всех запутает окончательно. То есть зажжет правый указатель поворота — он же смещается вправо — и потом пойдет на разворот.
— ДТП при разворотах случаются от того, что водитель не контролирует в достаточной мере обстановку вокруг. Или кто-то думает, что ему должны, а он — не должен. Такой автомобилист разворачивается, но считает, что это все вокруг должны остановиться, а не он должен всех пропустить. Это заблуждение. Ситуации могут быть спорными, но если мы говорим о безопасности движения, то действовать следует осторожнее: проверять, убеждаться, смотреть по зеркалам, — подытоживает Краснов.
— Во-первых, не нужно думать, что сзади никого нет. Во-вторых, не нужно думать, что вам дадут развернуться просто потому, что вы едете по двум полосам сразу. Иначе когда случится ДТП, это не будет аргументом в вашу пользу: «Я думал...» — советует Жуковский. — Это правда. Но мы все совершаем ошибки. И я ошибаюсь каждый день. Пытаюсь затем анализировать, чтобы не повторять ошибок, но бывает всякое. Поэтому важно думать о том, как выручить соседа на дороге, а не подловить его и только усугубить ситуацию.
Пользуясь случаем, вернемся к ситуации из предыдущего «Разбора», тем более что она напрямую связана с темой сегодняшнего выпуска, то есть с разворотом.
Многие читатели обратили внимание на то, что водитель Mitsubishi — участник аварии на проспекте Пушкина в Минске — совершал поворот налево в месте, обозначенном знаком 5.11.1 «Место для разворота». Предположение этих читателей следующее: водитель не имел права поворачивать налево — только разворачиваться.
— В ПДД нет пункта, который бы запрещал поворот налево в месте для разворота. И нет его потому, что знак «Место для разворота» изначально придуман для мест, где возможен только разворот. А в нашей ситуации мы имеем перекресток, на котором повесили знак «Место для разворота», но на котором чисто физически поворот налево возможен. И поскольку прямого запрета в ПДД нет, то и уличить водителя в неправомерном действии в этой части затруднительно, — разъясняет Юрий Краснов. — К тому же неплохо бы разобраться, куда именно собирался ехать водитель Mitsubishi изначально. Возможно, он предполагал именно развернуться, а затем, когда увидел разгоняющийся в него Volvo, изменил решение и попытался таким образом поскорее уйти с траектории. А там Geely — откуда не ждали.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by