Дефицит стояночных мест во дворах провоцирует на штурм бордюров. Водители паркуются на тротуаре. Или на газоне. Перекрывают пути для пешеходов, вынуждая людей ступать на проезжую часть. А можно попытаться решить проблему цивилизованно. Например, организовать временное экологическое решение — «постелить» специальную сетку или построить что-то вроде эстакады. Но гарантирует ли это, что за тобой будет закреплено местечко? Onliner.by посмотрел, как выкручиваются минские автомобилисты в своих дворах.
Асфальт вместо газона
Наиболее традиционный подход реализован в одном из дворов по улице Плеханова. Там дворовую парковку банально расширили, но сделано это было за счет жильцов. Точнее, тех, кто изъявил желание заплатить за увеличение числа стояночных мест. Это произошло во многом благодаря коммунальщикам — сотрудникам местного ЖЭСа. Именно они выступили с инициативой. Иначе отвоевать кусок газона у старушек, рассчитывающих разбить цветник, было бы непросто.
Табличка вежливо напоминает, что стоянка расширена благодаря волеизъявлению местных жителей. Но запирающих устройств нет — это запрещено законодательством, поскольку земля по-прежнему остается общей. Как решают этот вопрос водители, если на место претендует чужак?
Обращаем внимание, что на каждом дополнительном месте указан номер квартиры. Жильцы все же пытаются таким образом заявить права, но запирающих устройств, повторимся, нигде нет — одни остовы. Видимо, местные коммунальщики зорко следят за соблюдением законодательства.
— Два года назад парковочное место мне обошлось в $400, — нам удалось поговорить с одним из автовладельцев, живущим в этом дворе. — Поначалу ставили запорные устройства, вешали замочки. Но потом нам объяснили, что это запрещено, — пришлось снять. Как решаем вопросы с теми, кто пытается припарковаться на чужих местах? Ну, во-первых, мы все друг друга хорошо знаем. Во-вторых, номера квартир не так просто указаны: если кто-то хочет оставить машину, то звонит по домофону. Есть те, кто решил не вкладывать деньги. Они паркуются на тротуарах — весь двор по вечерам забит автомобилями. О потраченных деньгах не жалею, хотя зимой приходится чистить место самому.
Сетка маскируется под траву
В одном из дворов по улице Кальварийской мы нашли временное экологическое решение. На земле находится что-то вроде сетки зеленого цвета. Эдакая легальная возможность парковаться на газоне, не нанося вред окружающей среде. Обустроено это было там, где и так ставили машины. Просто теперь нет грязи, рытвин и луж. Стоянка стала цивилизованной, фактически легализована парковка на газоне. Жаль, что решение не получило широкого распространения в городе.
Главный вопрос здесь — что делать с техническими жидкостями, которые протекают? «Грязную» почву можно изъять, заменив ее свежим грунтом, объяснили нам. Впрочем, коммунальщики заверили, что никогда этим не занимались, не было необходимости.
В ЖЭСе уточнили: «сетка» существует несколько лет, то есть пережила и зиму с ее морозами, и дождливую осень, и весну с постоянными переходами через ноль градусов, доказав практичность и долговечность, несмотря на всю «временность». «Паркуются и жильцы, и гости двора. Рядом находится управление образования администрации Фрунзенского района, то есть поток транспорта здесь большой. Сложности в обслуживании? Никаких не замечали», — заверили в ЖЭСе, который обслуживает данную территорию.
Парковка из полихромвинила
Похожее решение применяется в одном из дворов на улице Некрасова. На газоне установлены решетки, полости которых заполнены песком. Кое-где даже пробивается травка. Это тоже разновидность «зеленой» парковки. При необходимости песок можно оперативно убрать, заменив обычным грунтом, и будет, как прежде, газон.
«Несколько лет назад тогдашний председатель Мингорисполкома Николай Ладутько предложил активизировать работу по расширению дворовых стоянок за счет минчан. Парковка была сделана за деньги водителей, которые живут в ближайших домах. Это решетки из полихромвинила. Одно место два года назад обходилось в пять миллионов рублей», — уточнили в ЖЭСе, к которому относится данная территория.
Но ситуация такая же, как во всем городе. То, что автовладельцы инвестировали свои деньги в стоянку, не делает их собственниками этой земли. Фактически это условность. Строго по законодательству земля остается общей и парковаться там может кто угодно. Но водители все же обозначают «свою» территорию: кто-то прикручивает таблички с объявлениями, кто-то — оставляет старую покрышку.
— Сейчас организовать подобную парковку будет сложнее: нужно собраться в товарищество собственников, разработать проектно-сметную документацию, предусмотреть перекладку коммуникаций. Если потребуется, то объявить тендер, провести его согласно действующему законодательству, — дополнили коммунальщики. — Словом, дело не на один год.
Стоянка по-немецки
А вот одно из самых красивых решений. Три с половиной года назад повезло двору, окруженному хрущевками, — сюда во время осеннего объезда города должен был нанести визит сам мэр. Специально к его посещению парковку обустроили по немецким технологиям. Плиты размером 80 на 40 сантиметров уложены на дренаж из песчано-гравийной смеси. Каждая имеет высоту 6 сантиметров и состоит из 32 ячеек. Бóльшая часть засыпана грунтом, меньшая — заполнена брусчаткой.
Благодаря своей ячеистой конструкции технология обеспечивает формирование корневой системы и не «запечатывает» почву. Вся вода уходит в землю, которая пропускает до 35 литров на метр квадратный. Решетка выдерживает температурный диапазон от +70 до −70 градусов.
Автомобиль, заезжая на парковку, не повреждает корневую систему травы. Деформация решетки под весом машины исключена. Плиты легко укладываются. В этом дворе, например, парковку на четыре автомобиля сделали буквально за один день.
Нужно заметить, что испытание временем решетка выдержала. Парковка по-прежнему выглядит аккуратной. Мы не заметили ни трещин, ни провалов. Есть четкие границы, что немаловажно для гостевой стоянки во дворе.
Заезд на эстакаду
Улица Парниковая. Сразу в нескольких дворах установлено около 40—50 объектов, похожих на эстакады. Металлические конструкции предотвращают заезд автомобиля непосредственно на газон. Машина как бы повисает над ним на высоте в 20—30 сантиметров. Это тоже относится к временному парковочному решению, объяснили коммунальщики.
— Сетки у нас не прижились, — рассказали в ЖЭСе. — Зато подошли такие металлические конструкции. Все согласовано с Мингорисполкомом. Парковочное место можно организовать даже в труднодоступном месте — там, где асфальт не уложишь. Газон не портится. При необходимости можно провести демонтаж.
Стоит каждая конструкция около 7,3 миллиона рублей. Сюда также надо прибавить сумму за монтаж. Оплачивается такая парковка за счет жильцов.
Здесь мы впервые кое-где увидели запирающие устройства, хотя на большинство мест доступ свободный.
Впрочем, есть одно замечание против: дворы напоминают СТО под открытым небом. Вокруг металл, эстакады. Неуютно! Бабушки, сидевшие возле одного из подъездов, ругаются: «Что за космодром устроили!» В ответ на претензию о сомнительной эстетике такого решения местные коммунальщики приводят такой аргумент: «Ну это лучше, чем когда автомобили месят грязь на газонах».
* * *
Нашим дворам еще предстоит пережить обновление. Очевидно, что в ближайшие 5—10 лет они закроются от чужаков шлагбаумами. Парковки тоже изменятся. Автовладельцы вынуждены будут пойти на компромисс с неавтомобилистами. Спорные решения демонтируют, а более «зеленые», эстетичные и дешевые станут применять активнее.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by