История Алексея типична и абсолютно не уникальна. Таких людей в нашей стране тысячи. Пока они скрываются под маской анонимности, опасаясь проблем на работе, на дороге. Но это не преступники. Их объединяет лишь то, что они принципиально не платят дорожный сбор. И у каждого, помимо очевидной финансовой, найдутся десятки других причин. Наш собеседник называет среди них неправдоподобные отчеты чиновников, беспочвенные остановки ГАИ. Да и сам техосмотр, по его словам, в реальности уже давно потерял свою главную функцию — проверку безопасности технического состояния. Госпошлина растет, дороги в основной массе лучше не становятся, меры ужесточают, а число анонимных неплательщиков продолжает увеличиваться. Простая, можно сказать обыденная история одного из них — в материале Onliner.by.
Распределение денег
«Чиновники доносят через СМИ свою статистику: сколько получили, сколько и на что потратили. Не надо даже доставать калькулятор, чтобы понять: что-то не сходится», — Алексей начал разговор с простых вычислений. За окном — январский день, его немолодой Rover обильно припорошен снегом. Под ветровым стеклом, в месте, где должна белеть наклейка о пройденном ТО, девственно чисто. В правом нижнем углу лобового пусто уже полтора года, с момента объявления о сборе налога на дороги. Молодой человек вспоминает громкие заявления, озвученные с тех самых пор: «Налоговики говорили, что деньги от пошлины ($100—120 млн) пойдут в фонд для строительства и ремонта дорог. Но, якобы, это мелочи, покрывают только одну пятую часть трат (всего их $700 млн). А если посчитать количество всех автомобилей (в том числе коммерческих) и умножить на суммы выплат, выйдет $500 млн. Получается, только каждый пятый проходит ТО? А в „Гостехосмотре“ говорят, нарушителей не 80 процентов, а 16—20. Кто-то врет?»
Польза техосмотра
Несоответствие или несогласованность информации — проблема. Но не она стала главной причиной, почему Алексей перестал проходить техосмотр. Толчком послужила ржавчина, обыкновенная дырка на кузове его Rover в районе задней арки.
«На безопасность движения она не влияет никак, но ТО я уже не пройду, меня развернут с формулировкой „не допущен к движению по дорогам из-за видимых повреждений кузова“, — говорит наш собеседник. — Признаться, я перфекционист. Каждый день я вспоминаю об этой дырке, и каждый раз она меня бесит. В остальном мой Rover полностью исправен: заметив малейший симптом, я сразу диагностирую и решаю проблему, то есть соблюдаю ПДД. Изучил свою машину досконально, как и другие модели марки. Сейчас администрирую минский клуб Rover. По случайности коррозия вылезла во времена введения дорожного сбора. И тут рациональность перевесила мой перфекционизм. Посчитал: $750 нужно отдать на ремонт дырки и других подгнивающих частей (с двухлетней гарантией), еще $200 — за два года налога. Это экономически нецелесообразно, траты не должны превышать пользу. Некоторые, приезжая на станцию ТО, оплачивают услуги только для того, чтобы узнать о недостатках. Ну а получив диагностическую карту на руки, уезжают, не заплатив налог, не получив заветную наклейку. Думаю, каждый понимает, что прохождение техосмотра уже давно не гарантирует безопасность техсостояния машины. Честно, я бы поверил в обратное. Но новости про отвалившиеся колеса у тракторов и грузовиков на столичных улицах не оставляют мне шанса».
Штрафы и вложения
Госпошлина для большинства легковушек составляет 1,26 млн, штраф — вначале 210 тыс., потом 420. То есть можно три раза попасться, рассуждают анонимы. Тут уж как повезет: сегодня можно проехать мимо патрульной машины, а завтра остановят трижды. Продвинутые автомобилисты сводят фактор случая к минимуму, в чем помогают мобильные приложения или рации. Но от неожиданной встречи не застрахован никто. В сети не раз всплывали истории, как сотрудники ГАИ, выслушав принципиальные доводы водителей по поводу госпошлины и, как следствие, отсутствия сертификата о прохождении техосмотра, отпускали нарушителей со словами «счастливого пути». В этом вопросе удача не на стороне Алексея, он ее компенсирует настойчивостью:
«Меня останавливают часто, не знаю почему. Два или три раза уезжал без штрафов за отсутствие ТО. В последний раз жезлом указали притормозить на перекрестке в частном секторе в темное время суток. Инспектор попался адекватный. Состоялся примерно такой диалог: „Почему остановили? Я же перестраховывался, ехал 30 км/ч. Какова причина?“ — „Проверка документов“. — „Но это недостаточное основание для остановки… (Позже я объясню, почему использую уже всем надоевшую фразу „причина остановки“.) Я не нарушал, спецмероприятие не проводится, заявление от граждан в мой адрес вряд ли поступало, и я не думаю, что вы меня в чем-то подозреваете“. Какое-то время мы еще спокойным тоном пообсуждали ситуацию, и он в итоге признался: „Вы знаете, на самом деле толковых оснований останавливать вас нет. Езжайте“. Конечно, это исключение из правил, чаще инспекторы начинают раздражаться, говорить, мол, „слишком умный попался“. Отвечаю: „Да, я умный. Неужели это плохо? Разве это может кого-то не устраивать?“
А вот раньше был неопытным. В первые два года водительского стажа ГАИ останавливала меня до пяти раз в неделю. Рекорд — три раза в день. Когда жил в другом районе, мой маршрут пролегал через пост дежурства инспекторов и раз в неделю я просто предъявлял документы. Штрафов не было, так как ПДД не нарушал. Но как мыслят новички? Если машут жезлом, значит, где-то нарушил. А по итогу участвуешь в праздной беседе на темы „куда едете?“, „почему крадетесь?“ Так сложились первые впечатления: останавливают просто так, подозревают „потому что“. Признаюсь, беспочвенные, „пустые“ требования воспитали меня таким, какой я есть. Я начал читать законы, внутренние инструкции Госавтоинспекции, а позже — оперировать этими знаниями в беседе. Оттуда и фраза „причина остановки“, и нежелание останавливаться там, где это запрещено ПДД, и обращения в службу доверия. Моя цель — не спор ради „правдорубского“ видео в сети. Я просто не хочу, чтобы меня останавливали без объективных на то причин. Я не создаю конфликт, не разжигаю его и не поддерживаю. Я только хочу понять, что же я сделал не так, почему меня остановили. Когда инспектор это понимает, вдруг сразу становится доброжелательным. Но это никогда не избавляет меня от штрафа за отсутствие ТО: как только мы доходим до передачи документов, я сразу говорю, мол, техосмотра нет, готов оплатить на месте».
Состояние дорог
«Дорожный налог ввели, а состояние дорог лучше не стало» — это высказывание сопровождает почти каждую новость на наболевшую тему. Кто-то не хочет принимать участие в финансировании строительства второго кольца вокруг Минска, кто-то не видит стремительного развития ремонтных организаций, продолжает прыгать по кочкам и ямам, к которым привык еще с начала 2010-х, с опаской выезжает на улицы в снежные дни. У Алексея тоже есть свой резон, и связан он с самой серьезной за его стаж аварией. «В январе 2010 года мне не уступили дорогу, и моя первая машина — Ford Sierra — превратилась в металлолом, — вспоминает молодой человек. — Тогда слегка приморозило. Я выезжал с работы, только повернул и начал набирать скорость. А через 200 метров был перекресток, где за пару минут до ДТП проезжую часть посыпали песком. Та же машина, закончив с дорогой, посыпала рядом тротуар. Я разогнался только до 50 км/ч, как со встречной полосы налево повернул автомобиль. Я ударил по тормозам и в заносе доехал до него. К счастью, никто не получил ни малейших травм. Тут же подбежал дорожник, спросил: „Может, еще скажешь, что скользко, что дорога плохо посыпана?“ В ответ только спокойно сказал ему: „Раз я не остановился за 20 метров, то, наверное, не очень хорошо“. Потом он утверждал, что я „летел черт знает сколько“, что песок на льду должен был сразу подействовать. Позже пригласили на разбор ДТП, санкций ко мне не применяли. Судьбу нарушителя я не знаю. Но моя машина оказалась разбита в хлам».
Форма оплаты
Многие анонимы готовы платить за свой автомобиль и за дороги, по которым он ездит, но только не так. Их смущает несколько аспектов. Во-первых, все автовладельцы должны платить равный налог: и те, кто ездит много, и те, кто мало. Во-вторых, пошлина привязана к человеку, а не к пробегу: платить приходится каждый раз при смене машины. В-третьих, по их мнению, не совсем справедлива градация по весу: за автомобиль массой в 1,49 тонны надо платить 3 базовые величины, а при массе 1,51 тонны — уже 6.
«Пошлина для белоруса — не совсем налог, — считает Алексей. — Мы не можем не заплатить НДС, заложенный в стоимость товара, или подоходный налог, который вычитают на стадии выплаты зарплаты. Наши люди привыкли, что кто-то другой считает их налоги. Пошлина в этом смысле — головоломка. Те, кто в принципе готов платить налог, просят включить его в стоимость топлива. Логично: больше ездишь — больше влияешь на покрытие, его состояние — соответственно, больше платишь. Не хочется вдаваться в вопросы акцизов и двойного налогообложения, чиновники уже все объяснили: топливо не подорожает, так как цена на него должна быть такой же, как в соседних странах. Но есть и другие способы обязательных выплат».
Пока же такие, как Алексей, продолжают ездить без отметки о техосмотре. Обычно они говорят инспекторам, что забыли сертификат дома. За это нарушение штраф меньше — всего 0,5 базовой величины. Недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей, поручив при этом усовершенствовать базы данных, по которым можно все проверить, зная лишь ФИО водителя и номер машины. То есть, в частности, автоматизировать выявление неплательщиков госпошлины. И тут у анонимов останется минимальная альтернатива: или платить, или снимать маски.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by